Технические ошибки оператора станции и управления стали причиной аварии на АЭС «Фукусима-1» в марте 2011 года. К такому выводу пришли авторы окончательного доклада парламентской комиссии, занимавшейся расследованием причин катастрофы. Напомним, ранее сообщалось, что основной причиной стало стихийное бедствие – беспрецедентное землетрясение и цунами. «Совершенно очевидно, что причиной аварии стало не стихийное бедствие как таковое, но ошибки, допущенные человеком», - говорится в докладе парламентской комиссии.
Нандакумар Джанардханан, эксперт в сфере энергетической политики:
Человеческий фактор представляет собой одну из самых больших угроз для безопасного функционирования любого источника энергии. Ядерный сектор весьма уязвим к человеческим ошибкам и, поэтому применяются многочисленные проверки и противовесы для обеспечения безопасности. Меры пассивной безопасности современных реакторов гарантируют, что риски сведены к минимуму при любых обстоятельствах. В докладе отмечается, что человеческий фактор является причиной аварии на АЭС «Фукусима», а это означает, что аварию можно было предотвратить, если бы правила техники безопасности были строго соблюдены. Это указывает на важность и актуальность двух аспектов: первый - огромное значение, которое придается укреплению культуры безопасности, сочетание технических и научных ноу-хау с профессиональной этикой и социальной ответственностью, а второй - необходимость распространять знания об атомной энергетике, чем МАГАТЭ занимается на протяжении многих лет.
Чем больше объемы энергии, тем больше этот способ генерации требует ответственности. Важно, чтобы рост культуры безопасности стал основным приоритетом на всех атомных объектах. Наделение функционального персонала достаточным объемом знаний и инструментов, гарантирующим соблюдение необходимых требований и процедур, имеет особое значение.
Повторение аварий, подобных Фукусиме, маловероятно. Авария на Фукусиме стала уникальной: смертельно опасным сочетанием стали землетрясение, цунами и человеческий фактор. Кроме того, реакторы были выполнены по старому проекту, где системы безопасности носили более ограниченный характер по сравнению с теми передовыми проектами, которые строятся сейчас.