Вопрос: Писали, что у вас с начала работы КФМ, то есть с марта 2002 года, уже собраны данные на 300 тысяч подозрительных сделок. Не захлестывает ли вас поток информации?
Ответ: Виктор Зубков: Во-первых, не 300, а 350 тысяч, во-вторых, это сведения обо всех сделках, которые могут вызывать подозрение. Сюда входит и та обязательная информация, которая нам предоставляется автоматически. Действительно подозрительные сделки составляют из этого объема процентов сорок. Наша техника вполне позволяет всю информацию собрать и обработать - ведь сведения мы получаем только в электронной форме. Другое дело, что они составляют колоссальный объем работы для аналитиков.
Вопрос: Работаете ли по публикациям прессы, включая зарубежную?
Ответ: Виктор Зубков: Начали работать по публикациям, все это фиксировать, заносить в базу данных.
Вопрос: А анонимные сигналы принимаются?
Ответ: Виктор Зубков: Принимаются, но работать по ним мы не работаем. Передаем в Генпрокуратуру, налоговую полицию.
Вопрос: Полностью ли сформирована структура комитета, укомплектованы ли штаты? Какие есть или планируются региональные органы?
Ответ: Центральный аппарат практически сформирован полностью. Мы имеем полный набор людей, но часть людей еще находятся в стадии проверки и будут приняты в ближайшее время. Региональные управления активно разворачиваются. Из семи региональных управлений работают уже шесть -- по федеральным округам. Нет только по Южному федеральному округу, хотя там тоже работа ведется. В целом по стране есть сложности, в частности, с помещениями. Вопросы решаются, но медленно.
Наш штат - 305 человек: 200 в центральном аппарате и 105 в регионах.
Вопрос: Не планируется ли изменение вашего статуса в рамках предстоящей административной реформы? Нужно ли это комитету?
Ответ: Виктор Зубков: Наши предложения были затребованы правительством. Мы дали свое видение. Первая реакция - что наш комитет должен сохраниться в том виде, как он есть.
Вопрос: Как построено сотрудничество с МВД, другими силовиками?
Ответ: Виктор Зубков: Со всеми заключены соглашения. 11 соглашений, в том числе с ФСБ, МВД, налоговой полицией, ГТК - короче, со всеми... Это рамочные соглашения, дающие возможность работать в тесном контакте. Кроме того, с некоторыми ведомствами мы издаем, например, совместные приказы или инструкции о взаимодействии. Сейчас мы это будем делать, скорее всего, с Генпрокуратурой и с МВД.
Мы заключили соглашения со всеми, с кем нам необходимо работать, - Минтрансом, МПС, налоговиками. Но помимо этого мы по поручению Касьянова составили межведомственный план, который предусматривает участие всех министерств, в том числе силовых, в нашей работе. На основе плана создаются рабочие группы. В общем, структура взаимодействия выстроена.
Другое дело, действительно, что по запросам-то нам все дают информацию. Но мы хотим иметь, скажем, от МВД базу данных по утерянным паспортам - целиком. Они не возражают, соглашение у нас есть и мы издаем, например, совместный приказ или что-то типа этого.
Вопрос: В новой редакции закона об отмывании денег, принятой в октябре прошлого года, расширен список организаций, обязанных предоставлять сведения в комитет. Чем было обусловлено это расширение?
Ответ: Виктор Зубков: Прежде всего, ФАТФ /Международная группа по борьбе с отмыванием капиталов/ рекомендует всем странам заниматься не только тем, что мы сейчас контролируем, но и инвестиционными фондами, казино, тотализаторами, букмекерскими конторами, скупкой-продажей золота. Надо - значит, надо.
Вопрос: Отдельным блоком в законе выделен контроль за операциями экстремистских и террористических организаций и связанных с ними лиц. Что будет делать КФМ, когда начнет получать такого рода сообщения? От кого они должны поступать? Каков критерий отнесения организаций к этой категории?
Ответ: Сергей Осипов: Критерий очень объективный, это законом определено: приговоры российских судов, уголовные дела, возбужденные нашими следователями, международные списки, признанные в РФ, решения судов иностранных государств, признанные в РФ.
Ответ: Виктор Зубков: Списки все будут нам переданы, будут в нашей базе. И если мы получим из банка или других каких-то источников сообщения, что какие-то счета или имущество могут быть связаны с терроризмом... Прежде всего, по закону они сами на 48 часов блокируют эти счета. Одновременно дают нам эту информацию. Мы выходим на соответствующие правоохранительные органы, которые эту информацию проверяют и перепроверяют. На 7 дней /2 у них и 5, на которые нам дано право/ деньги замораживаются. За это время должно быть принято решение соответствующими правоохранительными органами.
Вопрос: Перечень экстремистских организаций будет открытым?
Ответ: Сергей Осипов: Нет, это будет распространяться, очевидно, через надзорные органы. Они будут доводить по своим закрытым защищенным системам до самих финансовых организаций.
Вопрос: Какие новые полномочия появились у комитета в связи с новой редакцией закона?
Ответ: Виктор Зубков: А вот то, о чем мы с вами говорили. Блокирование счетов, контроль над теми новыми источниками, которые мы получили право контролировать, а также право наказывать за несоблюдение установленного порядка осуществления внутреннего контроля. Штрафные санкции в размере от 5 до 5 тыс МРОТ будут налагаться решением комитета.
Вопрос: Получается, вы проверяете и вы же наказываете?
Ответ: Виктор Зубков: Ну, а иначе не будет надзора над всеми этими инвестиционными фондами, лизинговыми компаниями, казино...
Вопрос: Собирать информацию - да. Но наказывать-то по идее должен только суд.
Ответ: Сергей Осипов: Так наказание же не за незаконные операции - это, разумеется, все будет по суду. А за несоблюдение установленного порядка осуществления внутреннего контроля.
Вопрос: За административные нарушения?
Ответ: Виктор Зубков: Ну, вот, скажем, приехали мы в крупную лизинговую компанию. Там ничего нет: службы внутреннего контроля нет, людей ответственных нет, нам сообщения не шлют. Кто должен разбираться? Мы административный штраф в тысячу МРОТ на них наложим и, скажем, приедем через месяц, если меры не приняты, пеняйте на себя.
Вопрос: Существуют ли какие-то страны или офшорные территории, которые уже внесены Россией в "черный список"?
Ответ: Виктор Зубков: Как такового списка пока нет. Нам только поручено его составить. Должно выйти правительственное постановление, которое определит порядок его формирования.
Ответ: Сергей Осипов: Теперь в соответствии с изменениями в законе правительство только устанавливает порядок определения такого перечня. При этом записано, что основанием для него будут соответствующие списки международных специализированных организаций, в работе которых участвует Российская Федерация.
Тот проект, который сейчас согласовывается между ведомствами и практически уже внесен в правительство, предусматривает, что этим должен заниматься наш комитет. Сами мы об этом не просили, но таково общее мнение. Что касается списков международных организаций, то сейчас это список ФАТФ. Других нет, как и других специализированных организаций. Рассчитываем, что постановление, о котором мы говорили, выйдет в январе.
Вопрос: А список будет открытый?
Ответ: Сергей Осипов: Этот - да. Там будет еще другой список, по террористическим организациям и лицам, вот он будет закрытым.
Вопрос: А противодействие финансированию терроризма тоже на вас возложено?
Ответ: Сергей Осипов: Да, это в законе есть. Хотя, конечно, должно быть подтверждено и в указе президента, и в правительственном положении. Но в принципе это норма закона.
Вопрос: Американцы обещали после начала работы комитета передать вам всю имеющуюся у них информацию по финансированию чеченских боевиков. Передали?
Ответ: Виктор Зубков: Плохо они передают, надо прямо сказать. То есть они дают информацию, и мы им тоже. Но мы рассчитывали, что получим больше информации. То, что мы им дали, использовано американской стороной. Мы получили подтверждение, что по нашей информации арестован был один из людей, который оказался причастен к финансированию террористов. Мы еще работаем по ряду материалов, которые могут быть полезны американцам. Но мы бы хотели, чтобы и американцы нам дали материалы по Чечне, если они у них есть.
Вопрос: Как у нас сейчас строятся отношения с ФАТФ?
Ответ: Виктор Зубков: Сейчас у нас статус наблюдателя, который мы получили в октябре прошлого года.
Вопрос: И что дальше?
Ответ: Виктор Зубков: Россия официально приглашена на сессию ФАТФ 10-12 февраля в Париже. Раньше нас туда и близко не пускали, а теперь возьмем большую делегацию, человек 5-6, и Россия будет присутствовать, как наблюдатель. А в июне, на очередной сессии, как мы рассчитываем, нас примут и постоянным членом в ФАТФ.
Вопрос: Что нам это дает?
Ответ: Виктор Зубков: Перестанем быть изгоями. Ведь все решения, которые они принимали в эти годы, принимались без учета мнения России. Более того, они нас еще и постоянно контролировали, проверяли через разного рода миссии и комиссии. Когда же нас, как мы надеемся, примут в июне в члены ФАТФ, мы сами будем участвовать в принятии решений, сможем участвовать во всех проверках. Со всеми вытекающими отсюда последствиями. Стран, которые участвуют в ФАТФ, всего 28, мы будем 29-й. И, кстати, ФАТФ не считает нужным больше расширять количественный состав. Если мы попадаем туда в июне, то на этом список по сути закрывается.
Нам это дает очень многое. Россия становится полноправным участником принятия всех решений, а их еще приниматься будет ой-ой-ой сколько. Исключается предвзятое отношение к нам контролирующих органов. Инвестиционная привлекательность при этом должна улучшаться.
К тому же в ФАТФ сейчас появляется новый приоритет, борьба с финансированием терроризма. Там эти стандарты, рекомендации только будут разрабатываться. Для нашей страны это очень важно.
27.01.2003