будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Сентябрь 14, 2007
Архив проектов

Интервью Председателя Комитета по финансовому мониторингу /КФМ/ РФ Виктора Зубкова и статс-секретаря КФМ Сергея Осипова корреспонденту ИТАР-ТАСС Андрею Шитову (27.01.2003)

Вопрос: Писали, что у вас с начала работы КФМ, то есть с марта 2002 года, уже собраны данные на 300 тысяч подозрительных сделок. Не захлестывает ли вас поток информации?

Ответ: Виктор Зубков: Во-первых, не 300, а 350 тысяч, во-вторых, это сведения обо всех сделках, которые могут вызывать подозрение. Сюда входит и та обязательная информация, которая нам предоставляется автоматически. Действительно подозрительные сделки составляют из этого объема процентов сорок. Наша техника вполне позволяет всю информацию собрать и обработать - ведь сведения мы получаем только в электронной форме. Другое дело, что они составляют колоссальный объем работы для аналитиков.

Вопрос: Работаете ли по публикациям прессы, включая зарубежную?

Ответ: Виктор Зубков: Начали работать по публикациям, все это фиксировать, заносить в базу данных.

Вопрос: А анонимные сигналы принимаются?

Ответ: Виктор Зубков: Принимаются, но работать по ним мы не работаем. Передаем в Генпрокуратуру, налоговую полицию.

Вопрос: Полностью ли сформирована структура комитета, укомплектованы ли штаты? Какие есть или планируются региональные органы?

Ответ: Центральный аппарат практически сформирован полностью. Мы имеем полный набор людей, но часть людей еще находятся в стадии проверки и будут приняты в ближайшее время. Региональные управления активно разворачиваются. Из семи региональных управлений работают уже шесть -- по федеральным округам. Нет только по Южному федеральному округу, хотя там тоже работа ведется. В целом по стране есть сложности, в частности, с помещениями. Вопросы решаются, но медленно.

Наш штат - 305 человек: 200 в центральном аппарате и 105 в регионах.

Вопрос: Не планируется ли изменение вашего статуса в рамках предстоящей административной реформы? Нужно ли это комитету?

Ответ: Виктор Зубков: Наши предложения были затребованы правительством. Мы дали свое видение. Первая реакция - что наш комитет должен сохраниться в том виде, как он есть.

Вопрос: Как построено сотрудничество с МВД, другими силовиками?

Ответ: Виктор Зубков: Со всеми заключены соглашения. 11 соглашений, в том числе с ФСБ, МВД, налоговой полицией, ГТК - короче, со всеми... Это рамочные соглашения, дающие возможность работать в тесном контакте. Кроме того, с некоторыми ведомствами мы издаем, например, совместные приказы или инструкции о взаимодействии. Сейчас мы это будем делать, скорее всего, с Генпрокуратурой и с МВД.

Мы заключили соглашения со всеми, с кем нам необходимо работать, - Минтрансом, МПС, налоговиками. Но помимо этого мы по поручению Касьянова составили межведомственный план, который предусматривает участие всех министерств, в том числе силовых, в нашей работе. На основе плана создаются рабочие группы. В общем, структура взаимодействия выстроена.

Другое дело, действительно, что по запросам-то нам все дают информацию. Но мы хотим иметь, скажем, от МВД базу данных по утерянным паспортам - целиком. Они не возражают, соглашение у нас есть и мы издаем, например, совместный приказ или что-то типа этого.

Вопрос: В новой редакции закона об отмывании денег, принятой в октябре прошлого года, расширен список организаций, обязанных предоставлять сведения в комитет. Чем было обусловлено это расширение?

Ответ: Виктор Зубков: Прежде всего, ФАТФ /Международная группа по борьбе с отмыванием капиталов/ рекомендует всем странам заниматься не только тем, что мы сейчас контролируем, но и инвестиционными фондами, казино, тотализаторами, букмекерскими конторами, скупкой-продажей золота. Надо - значит, надо.

Вопрос: Отдельным блоком в законе выделен контроль за операциями экстремистских и террористических организаций и связанных с ними лиц. Что будет делать КФМ, когда начнет получать такого рода сообщения? От кого они должны поступать? Каков критерий отнесения организаций к этой категории?

Ответ: Сергей Осипов: Критерий очень объективный, это законом определено: приговоры российских судов, уголовные дела, возбужденные нашими следователями, международные списки, признанные в РФ, решения судов иностранных государств, признанные в РФ.

Ответ: Виктор Зубков: Списки все будут нам переданы, будут в нашей базе. И если мы получим из банка или других каких-то источников сообщения, что какие-то счета или имущество могут быть связаны с терроризмом... Прежде всего, по закону они сами на 48 часов блокируют эти счета. Одновременно дают нам эту информацию. Мы выходим на соответствующие правоохранительные органы, которые эту информацию проверяют и перепроверяют. На 7 дней /2 у них и 5, на которые нам дано право/ деньги замораживаются. За это время должно быть принято решение соответствующими правоохранительными органами.

Вопрос: Перечень экстремистских организаций будет открытым?

Ответ: Сергей Осипов: Нет, это будет распространяться, очевидно, через надзорные органы. Они будут доводить по своим закрытым защищенным системам до самих финансовых организаций.

Вопрос: Какие новые полномочия появились у комитета в связи с новой редакцией закона?

Ответ: Виктор Зубков: А вот то, о чем мы с вами говорили. Блокирование счетов, контроль над теми новыми источниками, которые мы получили право контролировать, а также право наказывать за несоблюдение установленного порядка осуществления внутреннего контроля. Штрафные санкции в размере от 5 до 5 тыс МРОТ будут налагаться решением комитета.

Вопрос: Получается, вы проверяете и вы же наказываете?

Ответ: Виктор Зубков: Ну, а иначе не будет надзора над всеми этими инвестиционными фондами, лизинговыми компаниями, казино...

Вопрос: Собирать информацию - да. Но наказывать-то по идее должен только суд.

Ответ: Сергей Осипов: Так наказание же не за незаконные операции - это, разумеется, все будет по суду. А за несоблюдение установленного порядка осуществления внутреннего контроля.

Вопрос: За административные нарушения?

Ответ: Виктор Зубков: Ну, вот, скажем, приехали мы в крупную лизинговую компанию. Там ничего нет: службы внутреннего контроля нет, людей ответственных нет, нам сообщения не шлют. Кто должен разбираться? Мы административный штраф в тысячу МРОТ на них наложим и, скажем, приедем через месяц, если меры не приняты, пеняйте на себя.

Вопрос: Существуют ли какие-то страны или офшорные территории, которые уже внесены Россией в "черный список"?

Ответ: Виктор Зубков: Как такового списка пока нет. Нам только поручено его составить. Должно выйти правительственное постановление, которое определит порядок его формирования.

Ответ: Сергей Осипов: Теперь в соответствии с изменениями в законе правительство только устанавливает порядок определения такого перечня. При этом записано, что основанием для него будут соответствующие списки международных специализированных организаций, в работе которых участвует Российская Федерация.

Тот проект, который сейчас согласовывается между ведомствами и практически уже внесен в правительство, предусматривает, что этим должен заниматься наш комитет. Сами мы об этом не просили, но таково общее мнение. Что касается списков международных организаций, то сейчас это список ФАТФ. Других нет, как и других специализированных организаций. Рассчитываем, что постановление, о котором мы говорили, выйдет в январе.

Вопрос: А список будет открытый?

Ответ: Сергей Осипов: Этот - да. Там будет еще другой список, по террористическим организациям и лицам, вот он будет закрытым.

Вопрос: А противодействие финансированию терроризма тоже на вас возложено?

Ответ: Сергей Осипов: Да, это в законе есть. Хотя, конечно, должно быть подтверждено и в указе президента, и в правительственном положении. Но в принципе это норма закона.

Вопрос: Американцы обещали после начала работы комитета передать вам всю имеющуюся у них информацию по финансированию чеченских боевиков. Передали?

Ответ: Виктор Зубков: Плохо они передают, надо прямо сказать. То есть они дают информацию, и мы им тоже. Но мы рассчитывали, что получим больше информации. То, что мы им дали, использовано американской стороной. Мы получили подтверждение, что по нашей информации арестован был один из людей, который оказался причастен к финансированию террористов. Мы еще работаем по ряду материалов, которые могут быть полезны американцам. Но мы бы хотели, чтобы и американцы нам дали материалы по Чечне, если они у них есть.

Вопрос: Как у нас сейчас строятся отношения с ФАТФ?

Ответ: Виктор Зубков: Сейчас у нас статус наблюдателя, который мы получили в октябре прошлого года.

Вопрос: И что дальше?

Ответ: Виктор Зубков: Россия официально приглашена на сессию ФАТФ 10-12 февраля в Париже. Раньше нас туда и близко не пускали, а теперь возьмем большую делегацию, человек 5-6, и Россия будет присутствовать, как наблюдатель. А в июне, на очередной сессии, как мы рассчитываем, нас примут и постоянным членом в ФАТФ.

Вопрос: Что нам это дает?

Ответ: Виктор Зубков: Перестанем быть изгоями. Ведь все решения, которые они принимали в эти годы, принимались без учета мнения России. Более того, они нас еще и постоянно контролировали, проверяли через разного рода миссии и комиссии. Когда же нас, как мы надеемся, примут в июне в члены ФАТФ, мы сами будем участвовать в принятии решений, сможем участвовать во всех проверках. Со всеми вытекающими отсюда последствиями. Стран, которые участвуют в ФАТФ, всего 28, мы будем 29-й. И, кстати, ФАТФ не считает нужным больше расширять количественный состав. Если мы попадаем туда в июне, то на этом список по сути закрывается.

Нам это дает очень многое. Россия становится полноправным участником принятия всех решений, а их еще приниматься будет ой-ой-ой сколько. Исключается предвзятое отношение к нам контролирующих органов. Инвестиционная привлекательность при этом должна улучшаться.

К тому же в ФАТФ сейчас появляется новый приоритет, борьба с финансированием терроризма. Там эти стандарты, рекомендации только будут разрабатываться. Для нашей страны это очень важно.

27.01.2003

ПРАЙМ-ТАСС

читайте также
Архив проектов
АЭС России снова побьют рекорд в выработке электроэнергии
Декабрь 25, 2020
Архив проектов
Депутат Госдумы Владимир Гутенев: Росатом в этом году продемонстрировал хорошие результаты в своих традиционных сферах деятельности
Декабрь 25, 2020
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).