За время существования в России финансовой разведки был создан отлаженный механизм контроля над противодействием «отмыванию теневых денег», что в свою очередь помогло России в рекордные сроки выйти из «черного» списка FATF. На 2004 год в Комитете по финансовому мониторингу запланирован ряд законопроектов, которые ужесточат существующий контроль. Какие поправки будут внесены в действующий закон и о том, какие проекты еще предполагается реализовать Комитету, недавно преобразованного в Федеральную службу по финансовому мониторингу, рассказал нам в интервью ее руководитель Виктор Зубков.
– Комитет по финансовому мониторингу действует уже два года, в связи с чем хотелось бы поговорить о реальных результатах деятельности КФМ за это время. Какие из поставленных перед Комитетом задач выполнены?
– Основной итог этих двух лет – созданная в России система контроля над противодействием отмыванию доходов, полученных преступным путем. Вступивший в 2002 году Закон1 предполагал создание во всех ведомствах, в коммерческих и не коммерческих организациях служб внутреннего контроля, которые проводили бы мониторинг всех заключаемых сделок. В соответствии с этим же Законом информация по сомнительным операциям должна направляться в КФМ. Такая система сейчас в России создана. Все банки, кредитные организации, лизинговые компании, крупные ломбарды имеют сегодня такие службы и в случае возникновения подозрений о сомнительном характере той или иной финансовой операции обязаны передать информацию в Комитет по финансовому мониторингу. Кроме того, отлажен механизм международного сотрудничества по предоставлению информации о таких сделках. Таким образом, Комитет стал аналитическим центром, где создана информационная база по подобным транзакциям.
– А каким образом происходит взаимодействие КФМ с правоохранительными органами?
– Если в процессе проработки материалов по подозрительным операциям мы видим, что информация может представлять интерес для правоохранительных органов, то она направляется этим службам, в частности прокуратуре, МВД, ФСБ.
– В 2004 году в КФМ запланирована реализация нескольких крупных проектов, в том числе внесение поправок в действующее законодательство, расширяющих перечень организаций, обязанных предоставлять информацию в органы КФМ. Поясните, пожалуйста, какие организации предполагается включить в этот список?
– Поскольку на сегодняшний день мы являемся полноправными членами международной организации FATF (Financial Action Task Force of Money Laundering), в наши обязанности входит соблюдение ее рекомендаций (48 рекомендаций). Учитывая опыт зарубежных стран, которые работают по этому направлению много лет, мы пришли к выводу, что тот круг организаций, которые перечислены2 в Законе, недостаточен для того, чтобы Россия полностью соответствовала требованиям FATF. Поэтому мы подготовили ряд законопроектов, часть из которых уже прошли в Государственной Думе. В частности, с 1 января 2004 года все преступления, связанные с отмыванием теневых денег теперь уголовно наказуемы. Что касается списка организаций, обязанных представлять информацию по сомнительным сделкам, то этот перечень планируется расширить за счет таких организаций, как профессиональные компании – посредники на рынке купли-продажи недвижимости и организации, занимающиеся предпринимательской деятельностью в области права, а также консалтинговые компании.
– Виктор Алексеевич, а расширится ли перечень операций, подлежащих обязательному контролю?
– Да, в соответствии с вносимыми в Закон изменениями к операциям, подлежащим обязательному контролю, предполагается отнести предоставление некредитными организациями беспроцентного займа на сумму не менее 600 тыс. руб. и операции физических лиц с денежными средствами в наличной форме на такую же сумму. Кроме того, к контролируемым операциям будут отнесены и сделки с недвижимостью на сумму не менее 2,5 млн рублей.
– Какого рода операции могут считаться подозрительными, кроме тех, которые соответствуют критериям3, перечисленных в Законе?
– Для организаций, обязанных контролировать и выявлять подобные сделки, критерием отнесения операций к сомнительным является не только порог в 600 тыс. рублей. К таким могут быть отнесены и запутанные операции или операции, не соответствующие деятельности компании, установленной в учредительных документах. Например, подозрительной может быть транзакция, по которой платежи разбиты в краткосрочном периоде.
– Какие еще изменения в этом году предполагается внести в Закон?
– Другим немаловажным нововведением является норма об обязательном сопровождении всех переводов денежных средств информацией о первоначальном плательщике. Кроме того, в будущем кредитным организациям будет запрещено открывать лицевые счета и вклады без личного присутствия клиента или его представителя.
– Какие последствия может иметь для предприятия тот факт, что одна из его операций охарактеризована как подозрительная и сведения по ней отправлены в КФМ?
– После попадания в наш аналитический центр информации о подозрительной операции эксперты Комитета начинают детально прорабатывать весь поступивший материал. Если по результатам документального анализа подтверждается сомнительность операции, то начинается процесс идентификации физических лиц. В ходе этой работы собирается весь материал по физическим лицам и их компаниям, в частности, когда компания создана, цели, уставные документы и другую информацию. Если после идентификации выясняется, что суммы по сомнительной операции не соответствуют виду и объему деятельности компании и выявлены связи проводимых сделок с преступными действиями, то материалы передаются в правоохранительные органы.
– Предполагаются ли новые формы взаимодействия с правоохранительными органами?
– Сейчас мы прорабатываем совместную инструкцию, в которой регламент наших взаимоотношений поставлен в более жесткие рамки. Это касается прежде всего четкой установки порядка прохождения информации по всем стадиям проработки, а также сроков рассмотрения материала в правоохранительных органах.
– И еще один вопрос, касающийся проектов КФМ, запланированных на этот год. На XV пленарной сессии FATF российская делегация высказала предположение о создании региональной организации FATF с возможностью участия в ней стран Cредней Азии. Как продвигается данный проект? Какие государства СНГ войдут в эту организацию?
– Организованная преступность в своей деятельности не имеет международных границ. Для борьбы с ней созданы пять организаций в составе FATF в нескольких мировых регионах. К ним, в частности, относятся Северная Америка, страны Карибского бассейна, азиатские страны, Тихоокеанское отделение. Кроме того, такие отделения создаются на Ближнем Востоке, в Африке. Поэтому нами было принято решение об оказании содействия FATF в том, чтобы организовать такую региональную группу из государств СНГ. Это предложение поддержано всеми ведущими странами, МВФ и Всемирным банком.
Первый шаг на пути к образованию регионального отделения был сделан, а именно проведен семинар, в котором приняли участия все страны СНГ, за исключением Азербайджана и Туркменистана. Однако решение об организации должно быть принято на уровне министров иностранных дел или глав государств, таким образом, от нас дальнейшее решение данного вопроса не зависит. Однако мы продолжаем работу с Министерством иностранных дел, с тем чтобы получить в этом году подтверждение об образовании регионального отделения и приступить к конкретной работе по оказанию помощи и содействия этим странам в разработке законов и создании финансовых разведок.
– Виктор Алексеевич, а какая из стран возглавит это региональное отделение?
– Россия предлагает начать эту работу, а дальше может быть организована ротация по странам, как делает это FATF, то есть каждый год в одной из стран будет проходить заседание штаб-квартиры.
– И последний вопрос. Виктор Алексеевич, есть мнение, что Комитет по финансовому мониторингу был создан, для того чтобы Россия смогла войти в ВТО, а после он будет расформирован?
– Разработка Закона и создание КФМ происходили в то время, когда Россия была в «черном» списке FATF и ей грозили серьезные финансовые санкции, которые были сняты только после первых результатов работы Комитета. Таким образом, вхождение России в ВТО стало не первостепенной целью работы Комитета. Кроме того, ни в одной стране после вступления в ВТО служба финансовой разведки не была упразднена. Напротив, данные службы были укреплены, организовано их дополнительное финансирование, увеличена численность сотрудников. Поэтому, по моему мнению, пока существует государство, должен существовать такой контролирующий орган.
Беседовали Марина Киселёва и Ирина Сухова
________________________________________________
1 Федеральный закон от 07.08.01 № 115-ФЗ «О противодействии отмыванию (легализации) доходов, полученных преступным путем».
2 Организации, обязанные представлять информацию по сомнительным сделкам, приведены в ст. 5 Закона.
3 Операции, подлежащие обязательному контролю, приведены в ст. 6 Закона.