будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Сентябрь 14, 2007
Архив проектов

Интервью Виктора Зубкова ("Ведомости", 12.09.06)

В интервью “Ведомостям” руководитель Росфинмониторинга согласился приоткрыть завесу тайны над работой службы. // Ольга Проскурнина. "Ведомости" 12.09.2006, №170 (1697)

Виктор Зубков, главный борец с отмыванием денег в России, не любит афишировать свою деятельность — он называет ее разведывательной. Разработанную в прошлом году под руководством помощника президента Виктора Иванова концепцию национальной стратегии противодействия легализации преступных доходов Зубков считает закрытым документом: “Те, кому она нужна, ее имеют”. Но в интервью “Ведомостям” руководитель Росфинмониторинга согласился приоткрыть завесу тайны над работой службы.

— Начиная с 2004 г. Центробанк отозвал лицензии у нескольких десятков банков за отмывание нелегальных денег. Какую роль в этом процессе сыграл Росфинмониторинг?

— Мы ежедневно даем материалы в Центральный банк о том, как каждый из 1200 российских банков выполняет закон о противодействии легализации грязных денег. Мы сообщаем ЦБ, что в таком-то банке, на наш взгляд, есть сомнительные операции — серые схемы, или “грязные деньги”, как мы говорим. Если банк не сотрудничает с нами, не дает нам сведений об операциях на сумму свыше 600 000 руб., как положено по закону, мы тоже даем эту информацию в Центробанк. Росфинмониторинг должен получать информацию от банков не позднее 18.00 следующего дня. Если банки предоставляют такую информацию с задержкой на 2-3 месяца, это кое о чем говорит. На основании наших сигналов Центральный банк принимает меры. Часто речь идет о штрафах, смене руководства. Отзыв лицензий — крайняя мера, а не прихоть ЦБ.

— Преступники могут обналичить деньги, не задействуя банковские каналы.

— Такие случаи мы отслеживаем в ходе наших проверок некредитных организаций, в том числе казино и ломбардов. Материалы передаем в правоохранительные органы.

— Почему же про отзыв лицензий банков слышно, а про закрытие казино за отмывание денег — нет?

— Закон не обязывает нас об этом сообщать публично. Три года назад по обращениям Росфинмониторинга было возбуждено два десятка уголовных дел, а за восемь месяцев 2006 г. — 1050 дел, часть которых перешла с прошлого года.

— Сколько дел дошло до суда?

— В прошлом году 108 дел по нашим материалам было передано в суды. Вынесено несколько десятков решений. Конкретнее сказать не могу — чтобы получить такую информацию, надо запрашивать суды через правоохранительные органы. Итоги нашей работы анализируют администрация президента и правительство. Мы не имеем права давать наши материалы в прессу. Иногда в прессе встречаются укоры: мол, нет ни одного громкого дела, которое расследовал Росфинмониторинг. И хорошо, что не слышно о таких громких делах. Если я где-то объявлю, что мы обнаружили в конкретном банке схемы, связанные с отмыванием преступных доходов, и назову этот банк и его клиентов, тем самым я открою банковскую тайну. А это карается законом. Мы даже не рекомендуем использовать в материалах суда или следствия наши документы, потому что они чисто разведывательные.

— А сколько из 108 дел можно отнести к крупным?

— Думаю, таких дел 1,5-2 десятка. В основном они связаны с банками — крупные денежные операции проходят через банки. Это преимущественно преступления экономической направленности с применением серых схем: фиктивный импорт, перевод денег в офшоры, довольно много дел, связанных с контрабандой. Называть фигурантов я не вправе до вынесения судебных решений.

— Получается, что ваше ведомство специально отгорожено от всех остальных, чтобы вы могли концентрироваться на аналитической работе?

— Где-то вы недалеки от истины. Наша служба действительно несколько обособленно стоит в иерархии всех ведомств, потому что только Росфинмониторингу законом доверено ежедневно получать и накапливать информацию, содержащую банковскую тайну. Даже Центробанк может подобную информацию получать только в рамках проверок. Но мы не имеем права заводить уголовные дела, привлекать организаторов к суду. Мы можем только оштрафовать организации, деятельность которых, кроме нас, никто не контролирует, — лизинговые компании, ломбарды, казино, риэлторов. У банков ведь в роли основного регулятора выступает ЦБ, у страховщиков — Росстрахнадзор, у участников рынка ценных бумаг — ФСФР, а эти организации работают по закону без лицензий. Мы можем наказать их административными штрафами за то, что они не дают информацию, не встали у нас на учет.

— Часто приходится штрафовать своих подопечных?

— Часто. 1300 проверок было проведено только в прошлом году в некредитных организациях, и почти все они заканчивались тем, что на виновников налагался штраф.

— По вашим данным, насколько вовлечены в отмывание денег риэлторы?

— Пока рано говорить о том, что мы видим там какие-то схемы. Совсем недавно приняты поправки в закон [о противодействии отмыванию денег], по которым риэлторы должны направлять нам сообщения о сделках на сумму свыше 3 млн руб. Росфинмониторинг должен накопить базу данных, проанализировать статистику, сверить с базой данных правоохранительных органов и только после этого делать выводы.

— Какие схемы отмывания денег наиболее распространены в России?

— Эти схемы распространены не только в России, в других странах они такие же. Результатом всех схем, как правило, является присвоение преступниками денежных средств или какой-то собственности. Мы готовим так называемые альбомы с типологией этих схем и направляем их в правоохранительные органы. Широкой публике эта информация не нужна, иначе многие будут знать, как такие правонарушения совершаются, и еще разовьют свой успех на этом поприще. А специалистам типологии финансовых схем позволяют более эффективно проводить расследования и наказывать преступников. Например, схемы, которыми пользовался Содбизнесбанк, были приняты на вооружение многими банками, в числе которых и банк “Нефтяной”, и еще 40 банков, у которых тоже отозваны лицензии. К счастью, ЦБ проявляет настойчивость и довольно эффективно наводит порядок в банковской сфере.

— Сейчас вы вправе арестовать счета лиц, подозреваемых в финансировании терроризма. Планируете ли вы расширять полномочия РФМ?

— Организация крупного теракта в последние годы обходится в $7000-8000, максимум в $10 000. Самые крупные суммы денег можно обнаружить, конечно, в экономических преступлениях, таких как мошенничество, хищение бюджетных денег, незаконная банковская деятельность. Само по себе обналичивание — не преступление. Профессиональный интерес у нас вызывает большой поток безналичных денег, которые вдруг почему-то превращаются в наличные. Когда в одном банке собираются безналичные деньги от 1000-2000 каких-нибудь фирм, потом пропускаются через другой банк, через десяток подставных фирм-однодневок попадают в третий банк и только тогда обналичиваются, возникает вопрос: зачем все это делается? Скорее всего кто-то хочет запутать следы. Операции с многоступенчатыми прокрутками денег не считаются противозаконными. Данные однодневок просто фиксируются в базах данных МВД и ФНС без ущерба для организаторов схем. Мы считаем, что надо принимать закон, который позволил бы нам блокировать эти деньги.

— Какое же у вас будет основание для блокировки счета?

— Основанием будет наше подозрение в отмывании доходов, полученных преступным путем. Срок ареста мы предлагаем в 30-45 дней, чтобы правоохранительные органы могли разобраться в происхождении денег. Например, [в банк] поступают средства от бюджетного учреждения на закупку какого-то оборудования, их прокручивают несколько раз через фирмы-однодневки, после чего снимают наличными. Если подтвердится, что на эти наличные деньги было приобретено то самое оборудование, вопросов нет. А если никакого оборудования куплено не было, это называется криминал, мошенничество, преступление, и деньги должны быть возвращены в бюджет.

— Когда может быть принят закон, позволяющий РФМ арестовать счета по подозрению в отмывании?

— Сначала Россия должна присоединиться к Варшавской конвенции Совета Европы о противодействии отмыванию преступных доходов. Конвенция принята в мае прошлого года и предусматривает как раз такие меры, о которых я говорил. Мы ничего не изобретаем — международное сообщество переходит на новые правила, а мы, как всегда, немножко запаздываем. РФМ блокировал уже более сотни счетов лиц, подозреваемых в финансировании терроризма, этот механизм эффективно работает. Почему бы не замораживать счета, связанные и с финансовыми преступлениями? Сегодня мы видим эти схемы, передаем материал в правоохранительные органы, а назавтра деньги перебрасываются в 12 разных офшоров, и попробуй их потом оттуда получить. Страны, ратифицировавшие Варшавскую конвенцию, уже приняли законы об аресте счетов по подозрению в отмывании. В их числе, например, Словения и Латвия.

— А кто финансирует террористов в России?

— Могу привести пример преступной деятельности Benevolence International Foundation. Это зарегистрированный в США исламский фонд с 18 филиалами в разных странах мира, в том числе в России. Он был создан в целях оказания материальной помощи жертвам этнических и религиозных конфликтов. Сведения, полученные в результате совместных действий финансовых разведок России и США, легли в основу неопровержимых доказательств участия фонда в финансировании и экипировке террористических боевых групп на Северном Кавказе. Руководитель фонда — гражданин США сирийского происхождения Эрнам Арнаут приговорен к тюремному заключению на 11 лет. Следствие установило, что Арнаут передал чеченским экстремистам $685 000 и партию специальной амуниции. Можно упомянуть московское отделение кувейтской благотворительной организации “Общество социальных реформ”. Фактически оно являлось филиалом организации “Братья-мусульмане”, деятельность которой запрещена на территории большинства государств. По решению Верховного суда от 14 февраля 2003 г. деятельность этого общества была прекращена.

Мы ничем в этом плане не отличаемся от других стран. У меня был в прошлом году коллега из американской финансовой разведки. Когда он посмотрел на работу Росфинмониторинга, то сказал: “Мы можем об этом только мечтать”. Наша служба создана в ноябре 2001 г., и мы взяли самое лучшее, что у них было. А там с 1990 г. мало что изменилось. Например, РФМ получает 100% информации в электронном виде, а наши коллеги из США — половину, но это не главное. Главное — что мы не только получаем информацию, но и проводим финансовые расследования, доводя их материалы до правоохранительных органов, а при особо крупных объемах отмываемых денег сопровождаем эти дела.

БИОГРАФИЯ

Виктор Алексеевич Зубков родился 15 сентября 1941 г. в пос. Арбат Кушвинского района Свердловской области. В 1965 г. окончил экономический факультет Ленинградского сельскохозяйственного института. В 1958-1960 гг. работал слесарем Мончегорского ремонтно-технического завода. В 1966-1967 гг. служил в армии. С 1967 г. — управляющий отделением, затем замдиректора, директор совхоза “Красная славянка” Гатчинского района Ленинградской области. С 1970 г. — директор племенного совхоза “Раздолье”. С 1982 г. — гендиректор объединения совхозов “Первомайское” Приозерского района Ленинградской области. В 1985 г. избран председателем Приозерского горисполкома, в 1986 г. — первым секретарем Приозерского горкома КПСС, затем работал в Ленинградском обкоме КПСС завотделом сельского хозяйства и пищевой промышленности, заведующим аграрным отделом. В 1989-1991 гг. — первый зампредседателя Леноблисполкома. В 1992-1993 гг. — первый зампредседателя комитета по внешним связям мэрии Санкт-Петербурга. С 1993 г. — замруководителя Федеральной налоговой службы, начальник ГНИ по СПб, с 1999 г. — замминистра по налогам и сборам, руководитель управления по СПб и Ленобласти. В 1999 г. баллотировался на пост главы администрации Ленобласти. В 2000 г. — председатель политсовета петербургского отделения “Единства”. В 2001 г. назначен первым замминистра финансов, глава комитета по финансовому мониторингу. С марта 2004 г. — руководитель Федеральной службы по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг).

читайте также
Архив проектов
АЭС России снова побьют рекорд в выработке электроэнергии
Декабрь 25, 2020
Архив проектов
Депутат Госдумы Владимир Гутенев: Росатом в этом году продемонстрировал хорошие результаты в своих традиционных сферах деятельности
Декабрь 25, 2020
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).