В России 22 государственные корпорации в 2010 году защитили лишь около 1 тысячи патентов, сообщила министр экономического развития РФ Эльвира Набиуллина на заседании комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики России, посвященном развитию НИОКР в крупных компаниях с государственным участием, которое состоялось в Арзамасе 31 января. При этом из тысячи патентов, защищенных госкорпорациями в 2010 году, международных патентов всего пять, сообщила Набиуллина. "А потом мы обижаемся, когда обнаруживаем наши разработки у наших конкурентов. Но РЖД, я вижу, нормально патентуется, Росатом тоже", - сказал президент РФ Дмитрий Медведев. В ходе доклада на заседании комиссии генеральный директор Росатома Сергей Кириенко сообщил, что госкорпорация потратит 11 % инновационного бюджета на создание новых технологий в сфере, не связанной непосредственно с атомной отраслью. По словам Кириенко, в среднем Росатом планирует тратить на новые технологии около 4,5% своих средств, Госкорпорация также планирует вложить значительные средства (8,4 млрд рублей) в обновление экспериментальной базы своих научно-исследовательских структур. Кроме того, госкорпорация вместе с Минобрнауки РФ вложит семь миллиардов рублей в развитие образования.
"Инновационное развитие субъектов российской экономики - одна из ключевых целей, определенных политическим руководством РФ", - напомнил аналитик брокерской компании «Кит-Финанс» Александр Игнатюк. "Тем не менее, с нашей точки зрения, правительство ставит для себя довольно трудную задачу, заключающуюся во внедрении в экономическое и научное сообщество совершенно новой идеологии: нельзя до бесконечности эксплуатировать инновации прежних лет, только ускоренное развитие НИОКР сделает российский бизнес конкурентным", - заявил он.
"Необходимо отметить, что процесс перестройки инвестиционных потоков крупнейших государственных и частных компаний РФ развивается довольно неравномерно", - добавил Игнатюк. "Многие корпорации до ближайшего времени были даже не способны не только развивать НИОКР, но осуществить минимально необходимые меры по формированию инфраструктурной базы для инновационного развития своих отраслевых направлений, считает он. С другой стороны, есть примеры компаний, которые, не дожидаясь постановки вопроса на государственном уровне, проявили собственную инициативу и уже создали так называемый инновационный инкубатор", - отметил эксперт.
"Как яркий пример можно рассмотреть инновационную составляющую бизнеса корпорации Росатом", - продолжил он. "Конечно же, сфера деятельности в области высоких ядерных технологий и привела к ситуации, когда компания самостоятельно была вынуждена активно развивать направление НИОКР. Тем не менее, уже к 2008 г. была окончательно сформирована политика Росатома в области инноваций. Эффективное структурирование инвестиций и тщательный отбор объектов инвестирования привели к тому, что к 2011 г. многие разработки уже введены в эксплуатацию и нашли самое широкое применение. Результативность таких инвестиций привела к тому, что в 2011 г. бюджет НИОКР был расширен в три раза в относительном выражении с 1,88% до 4,5% средств компании (в абсолютных цифрах рост инвестиций выглядит еще более значительно). Многие идеи ученых и инженеров госкорпорации были активно поддержаны зарубежными коллегами, были созданы СП и совместные научные центры, финансирование проектов было расширено за счет привлечения российского и иностранного частного капитала. С точки зрения инвестиционного аналитика, инновационный сектор бизнеса Росатома может быть рассмотрен как один из наиболее успешных венчурных фондов и фондов прямых инвестиций. В данном случае вполне справедливо сравнение с такими компаниями как Siemens (кстати, партнер Росатома), IBM или Microsoft", - пояснил Игнатюк.
Несколько лет реализации подобной стратегии смогут привести к тому, что сектор инвестиции в НИОКР разрастется до 20% средств госкорпорации, которые будут приносить сопоставимую (на первоначальном этапе) долю в доходах компании, считает он.
"Таким образом, конечная сформированная бизнес-модель компании сможет обеспечивать работу Росатома за счет производства энергии и сервиса атомных станций, а технологическая составляющая станет базой для расширенного воспроизводства, развития, и доходной частью", - заключил эксперт.