Директор информационно-аналитического управления ИК «Энергокапитал» Александр Игнатюк прокомментировал итоги 2013 года для атомной отрасли.
Подводя итоги 2013 года в атомной отрасли, пожалуй, стоит начать с традиционно наиболее яркой стороны работы российской атомной госкорпорации: по итогам 2013 года портфель зарубежных заказов Росатома превысил 74 млрд долларов. При этом охвачены рынки и в Азии, и на Ближнем Востоке, и в Европе.
Вторым важным моментом является практическая реализация инноваций компании в области восстановления ресурсных характеристик реакторов РБМК. После того как технология восстановления графитовой кладки энергоблоков РБМК успешно отработана на первом блоке ЛАЭС, она будет с существенным удешевлением и сокращением сроков масштабирована, что в конечном итоге позволит безопасно продлить срок эксплуатации блоков до тех пор, пока не будут возведены замещающие мощности. Подчеркнем, что данная уникальная технологическая операция доказала высокий профессионализм российских атомщиков.
Итоги ее реализации можно частично подвести уже сейчас. Восстановление графитовой кладки 1-го блока Ленинградской АЭС наряду с успешными работами по повышению мощности блоков типа ВВЭР и сокращением сроков ремонтов помогло сократить снижение выработки: потери от выведения из работы трех энергоблоков (1 и 2-го на ЛАЭС и 2-го на Курской АЭС) составили менее 6 млрд кВтч против прогнозных 21 млрд кВтч.
Кроме того, начало физического пуска блока БН-800 на Белоярской АЭС сможет обеспечить прирост выработки электроэнергии в 2014 году.
В-третьих, отметим успехи машиностроительного дивизиона Росатома - компании «Атомэнергомаш».
Успешно ведется работа по интеграции холдинга Атоммаш. Предприятие уже сейчас обеспечено заказами, на Атоммаше строится первый реактор Балтийской АЭС, реакторы обоих блоков Белорусской АЭС, парогенераторы для четвертого блока Ростовской станции, в планах производство парогенераторов для АЭС «Аккую», Смоленской и Курской станций, а также для АЭС «Ханхикиви». В итоге, к 2015 г. на «Атоммаше» должно быть освоено производство всего основного оборудования для атомных станций, включая реакторную установку ВВЭР и машинный зал (совместно с Alstom), что позволит Атомэнергомашу войти в пятерку мировых компаний, способных поставлять оба острова АЭС.
В завершении отметим очевидные успехи и такого уникального направления деятельности, как развитие атомного ледокольного флота. В течение пяти лет работы компании в составе корпорации Росатом у Росатомфлота не только существенно улучшились показатели, но и появилась стратегическая программа развития и понимание перспектив атомного ледокольного флота России. Северный морской путь получил реальное признание как альтернативный морской путь для перевозки грузов между Востоком и Западом, а в 2013 г. был заложен головной ледокол нового поколения – двухосадочный, что позволит ему работать не только в море, но и в устьях рек, и эксплуатировать его на трассах Севморпути круглый год. Серия ледоколов нового типа получит продолжение в 2019 и 2020 гг. соответственно.