Коллегия Счетной палаты Российской Федерации под председательством Татьяны Голиковой рассмотрела результаты плановой проверки целевого и эффективного использования бюджетных средств, выделенных в 2011 – 2013 годах на реализацию мероприятий по строительству энергоблоков АЭС в России. В своём докладе аудитор Счётной палаты Валерий Богомолов отметил, что согласно решению Правительства Российской Федерации бюджетное финансирование мероприятий Программы деятельности Госкорпорации «Росатом» на долгосрочный период (2009-2015 гг.), направленных на серийное строительство энергоблоков атомных электростанций, было уменьшено на 30% до 424,6 млрд. руб. А сроки строительства 7 из 9 строящихся энергоблоков атомных электростанций были, соответственно, сдвинуты. При этом Валерий Богомолов отметил, что увеличение сроков строительства ведет к увеличению стоимости реализации объектов.
Александр Игнатюк, начальник аналитического отдела ЗАО «ИК "Энергокапитал"»:
Счетная палата РФ в 2014 году существенно активизировала деятельность по проверке правильности расходования бюджетных средств. Результаты проверок носят комплексный характер, а документы Счетной палаты РФ стали существенным подспорьем для рыночных экспертов и аналитиков.
В случае с проверкой ГК «Росатом» Счетная палата проделала серьезную и детальную работу. Бесспорно, внешний независимый аудит чрезвычайно важен в работе любого крупного холдинга, ведь именно он позволяет обнаружить недочеты, которые менеджеры компании зачастую не учитывают в своей деятельности, списывая их на административные решения политического руководства и на прочие экзогенные факторы.
Если рассмотреть заключение Счетной палаты по существу, можно сделать несколько выводов.
Выводы СП об увеличении сроков строительства атомных энергоблоков и повышении их стоимости объясняются двумя факторами: сокращение финансирования нового строительства из государственного бюджета и объективная экономическая ситуация в стране. После кризиса 2008 года изменились прогнозы по энергопотреблению в региональном разрезе и по экономике в целом, поэтому логично, что там, где изменилась потребность в новых мощностях, сроки были передвинуты. При этом есть и другой пример – четвертый блок Ростовской атомной станции (как и третий) будет сдан в эксплуатацию раньше срока, что позволит решить и проблему энергоснабжения Крыма. Очевидно, Росатом – государственная компания, и потому он заинтересован не просто в том, чтобы выполнять программу строительства, но и в том, чтобы оперативно ее корректировать, соответственно, чтобы введенные энергоблоки давали электроэнергию там, где есть в этом потребность.
Что же касается роста доли заемных средств в общем объеме инвесткапитала Росэнергоатома, то данное обстоятельство является прямым следствием сокращения госфинансирования. Важно помнить, что в условиях замороженных тарифов на электроэнергию концерн не может взять и просто увеличить объем собственных средств.
Стоит обратить внимание и на тот факт, что искусственное затягивание сооружения энергоблоков АЭС влечёт за собой новые издержки. При пересмотре параметров государственных программ об этом нельзя забывать.