Альтернативная энергетика и сланцевый газ не смогут заменить атомную энергетику в мировом энергетическом балансе. С таким заявлением выступил генеральный секретарь МАГАТЭ Юкия Амано в ходе поездки на Калининскую АЭС, расположенную в г. Удомле Тверской области, сообщает Центр энергетической экспертизы.
«Я понимаю, что доля возобновляемой энергетики в мире будет увеличиваться, и у нее, естественно, есть свои преимущества. Но у возобновляемых источников энергии есть и свои негативные стороны, в том числе, высокая стоимость и невозможность использования в качестве базовой генерации», - заявил глава МАГАТЭ. Юкия Амано также отметил, что в июне этого года в Санкт-Петербурге пройдет международная конференция МАГАТЭ высокого уровня «Атомная энергия в 21 веке». По его мнению, конференция может стать поворотным пунктом в развитии мировой атомной энергетики. Также гендиректор агентства затронул тему расширения клуба ядерных держав, подчеркнув, что и развивающиеся страны должны стать членами этого клуба. При этом именно Россия ведет активную работу со многими странами – новичками в атомной энергетике или с государствами, развивающими уже имеющиеся мощности. Говоря о планах по развитию атомной генерации в мире, Амано заявил, что доля атомной энергетики увеличится к 2030 году как минимум на 20%, как максимум – вдвое.
Николай Подлевских, начальник аналитического отдела ИК «Церих Кэпитал Менеджмент»:
Среди так называемых новых возобновляемых источников энергии (НВИЭ) наибольшее развитие получили преобразование энергии ветра, солнца, использование биомассы. Развитие каждого из этих направлений сдерживается высокой себестоимостью получаемой энергии. Кроме того, у каждого из этих источников первичной энергии есть свои существенные недостатки. Получение биоэтанола, кроме высокой стоимости и низкого коэффициента EROI (выход энергии на вложенную энергию), требует использования посевных площадей и воды, которые могли бы послужить для производства продовольствия. Ветряные и солнечные генераторы имеют очень низкие коэффициенты использования установленной мощности (КИУМ). Так, для ветроэнергетики установленная в мире мощность ветрогенераторов в 282,6 ГВт может производить электроэнергии лишь столько, сколько дают тепловые станции с в три раза меньшей установленной мощностью. Для солнечных станций КИУМ получается еще меньше, и в Европе, как правило, составляет лишь около 10%.
Использование возобновляемых источников энергии растет быстрыми темпами. Однако на сегодня доля новых возобновляемых источников энергии в суммарном мировом энергобалансе составляет лишь около 2% от общего баланса и почти на порядок ниже возможностей современных АЭС. А с учетом уже известных трудностей можно прогнозировать, что указанная доля НВИЭ еще долго будет оставаться достаточно скромной.
Если учесть, что мир стоит на пороге предстоящего глобального снижения объемов добычи нефти и снижения ее роли в энергобалансе, то становится понятным, что роль и доля атомных электростанций в обозримой перспективе будет не убывать, но возрастать с перспективой выхода на четверть всего мирового энергобаланса. Энергия мирного атома применяется уже несколько десятилетий, и за это время накоплен большой опыт. У атомной генерации тоже есть свои недостатки, включая высокую стоимость сооружения АЭС, проблему захоронения отходов, страшные последствия возможных аварий, а так же потенциальную исчерпаемость запасов урана. Однако, даже с учетом указанных недостатков, атомные электростанции в ближайшее время не могут быть заменены электростанциями, работающими на НВИЭ.v