Олег Абелев, начальник аналитического отдела ИК «Риком-Траст»:
20 августа мы отмечаем 75-летие неспроста. В этот день в 1945 году было подписано постановление о создании Специального комитете при ГКО – собственно, этот факт и принято считать рождением атомной отрасли в нашей стране. Хотя в том виде, в каком мы ее знаем сейчас, о ней речи не шло. Первая важная дата в ее истории – это годы войны (точнее 1942-1943 годы), когда начали работы по обогащению урана. По сути, еще во время войны была заложена основа работы всей атомной отрасли, а также проведена подготовка к 1949 году, когда была испытана наша первая атомная бомба (через 4 года после первых испытаний США). Это первая ключевая точка в истории атомной отрасли.
Далее я бы вспомнил в первую очередь 50-е года прошлого века – первые реакторы на быстрых нейтронах в Протвино и Обнинске. Первые атомные станции по сути появились именно там. И, кстати, Обнинская АЭС была первой промышленной атомной станцией в мире. Именно тогда стало понятно, что можно за ограниченный период времени вырабатывать рекордное количество электроэнергии, не сравнимое ни с водой, ни с углем, ни с другими источниками. Следующая важная веха в истории атомной промышленности – это возведение блоков атомных электростанций, начиная с 80-х годов прошлого века, причем не только в СССР, но и позднее уже на постсоветском пространстве.
Следующая важная веха – это, пожалуй, 1970-1980-е годы, когда строительство выходит за пределы Советского Союза. Я имею в виду строительство атомных станций в дружественных социалистических странах. Уже в постсоветское время мы наблюдаем активное строительство АЭС по контракту и в дальнем зарубежье, в частности проект «Бушер» (Иран), проект «Аккую» в Турции, плюс новые инновационные блоки, которые начали строить несколько лет назад (Нововоронежская, Ленинградская, Курская АЭС).
География заказов продолжает шириться – это энергоблоки в Китае, еще строится АЭС «Руппур» в Бангладеш, построены первые блоки и будут строиться новые на АЭС «Куданкулам» в Индии. Плюс еще есть Финляндия, Венгрия, египет, где идут согласовательные процедуры. Кроме того, есть контакты с рядом африканских стран (Конго, Замбия, Уганда), где будет вестись строительство научных ядерных центров. То есть мы видим, что за 75 лет отраслью проделан огромный путь.
На сегодняшний день в портфеле Росатома 36 энергоблоков в 12 странах мира. В финансовом выражении портфель заказов госкорпорации на 10 лет вперед составляет на сегодня около 150-160 млрд долларов. Важно понимать, что помимо строительства услуги российских атомщиков включают поставку топлива, сервис, вывод из эксплуатации.
Параллельно Росатом выполняет самую главную задачу – гособоронзаказ.
Совсем недавно была обнародована стратегия развития атомной отрасли. Те атомные станции, которые сейчас строится по новому проекту поколения 3+, станут краеугольным камнем и основанием этой стратегии. Также не стоит забывать, что Росатом у нас - инфраструктурный оператор Северного морского пути с 2018 года. Строятся новые ледоколы, заключаются контракты на постройку еще нескольких ледоколов в ближайшие годы – по сути возрождается Северный морской путь, а Россия остается единственной страной с атомным ледокольным флотом. Пока в ближайшее время ее монополию в этой области вряд ли что-то нарушит. Самое главное - наша страна пользуется своим статусом выгодного географического положения, когда можно возить необходимые товары в обход Азии и Африки Северным морским путем.
Все, что я перечислил, ярко и живо характеризует, что отрасль не стоит на месте, и уж где-где, а в этой отрасли России своих достижений не растеряла, а только их наращивает, что не может не радовать.
Я думаю, если перекинуть мостик в будущее, то речь пойдет о тех самых инновационных блоках нового поколения по проекту 3+ (уже три было сдано и еще один строится в Сосновом Бору под Санкт-Петербургом). Это, пожалуй, основная задача ближайшего будущего – сменить энергоблоки, построенные еще во времена СССР. Современный проект поколения 3+, по которому строятся последние энергоблоки, имеет абсолютно логичную систему безопасности и вероятность каких-либо внештатных ситуаций близка к нулю.