12 ноября в Москве председатель Правления ОАО «НОВАТЭК» Леонид Михельсон и генеральный директор Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» Сергей Кириенко подписали Генеральное соглашение о сотрудничестве. Подписанный документ закрепил договоренность сторон развивать взаимовыгодное партнерство путем координации инвестиционной и инновационной деятельности по следующим направлениям: осуществление безопасного и эффективного движения в Арктических водах, Белом и Балтийском морях; координация взаимосвязанных инвестиционных проектов; создание новых технологий, разработка конкурентоспособной (в том числе импортозамещающей) продукции для повышения эффективности разведки, добычи, транспортировки, хранения и переработки природного газа (газового конденсата). «НОВАТЭК» и Госкорпорация «Росатом» имеют взаимную заинтересованность и намерены развивать сотрудничество по организации бесперебойной и экологически безопасной ледокольной проводки судов на трассах Северного морского пути (СМП), в том числе из порта/в порт Сабетта, при перевозках генеральных строительных грузов и готовой продукции производства завода по сжижению природного газа на полуострове Ямал. Соглашение предусматривает заключение долгосрочного договора на оказание услуг по ледокольной проводке судов по Северному морскому пути сроком действия не менее 15 лет.
Олег Абелев, начальник аналитического отдела инвестиционной компании «Риком-Траст»:
Говоря об этом событии, попытаемся его проанализировать, исходя из его причин. Во-первых, давайте вернемся к проекту «Ямал-СПГ», если мы говорим о НОВАТЭКе. Напомню, что к нему была привлечена французская группа Total с долей в 25% в уставном капитале совместного предприятия. К 2020 году порядка 17 млн тонн сжиженного природного газа будет производиться из того газа,которы добывается на Ямале. Это достаточно большие мощности.
НОВАТЭК не скрывает своих интересов в этом регионе и активно стремится преодолеть монополию Газпрома на экспорт природного газа за рубеж, тогда как на внутреннем рынке конкуренцию Газпрому составить можно, и НОВАТЭК активно это делает, но пока для него внешние рыни закрыты в связи с очень высокими входными барьерами в отрасли. И в данном случае НОВАТЭКу Росатом с точки зрения второго участника договоренности очень подходит. Во-первых, соглашение с Росатомом говорит о перевозках СПГ по Северному Морскому пути. Не секрет, что Северный Морской путь после развала СССР развивался депрессивно, и порой участники рынка вынуждены эспортировать топливо из России с гораздо большими транспортными издержкам, в обход Африки и через Суэцкий канал, что значительно увеличивает стоимость поставки в порту назначения. На Ямале специально будет построен порт Сабетта. К нему будут даже подведены железнодорожные пути, он будет рассчитан на довольно большой объем перевалки грузов СПГ.
Росатом и НОВАТЭК достигли договоренности сроком как минимум на 15 лет по перевозке СПГ по Северному Морскому пути. В связи с этим можно говорить о долгосрочном развитии Северного Морского пути. Чем больше участников рынка будет заинтересовано в скорейшем, быстрейшем и менее затратном способе доставки грузов, тем больше будет стимул для Росатома развивать атомный флот, строить атомные ледоколы нового поколения, соответственно, госкорпорация увеличивает свой портфель заказов. Для Росатомфлота важно иметь стабильный заказ на проводку у коммерческого груза, а НОВАТЭКу нужна уверенность в том, что эти грузы будут транспортированы покупателям газа вовремя. Как известно, СМП - это кратчайший путь доставить топливо из Европы в Азию и в Юго-Восточную Азию. Но по нему нужно доставлять товары газового содержания (не только газ, но и газопродукты) только круглогодично, потому что в противном случае для покупателей это будет не очень интересно, ведь в летний период можно покупать продукты и по другому транспортному пути. И именно атомный флот дает возможность круглый год поставлять газ с наименьшими издержками, потому что срок поставки меньше из-за того, что маршрут короче.
НОВАТЭК стал первой компанией в этой области. Газпром не стал первым, при том, что Бованенковское газовое месторождение находится на Ямале, и Газпром начал его разрабатывать и уже добыл первый газ. Но дело в том, что затраты Газпрома и его положение с точки зрения позиционирования его как участника рынка не только внутрироссийского, но и мирового, вынуждает Газпром активно участвовать в массе других проектов. Сейчас Газпром активно договаривается со странами - участницами проекта «Южный поток», и поэтому понятно, что строительство еще одной мощности по производству сжиженного газа для Газпрома сейчас крайне затратно. Этот газ будет достаточно дорог для Газпрома на выходе, поэтому для импортеров газа может быть не то чтобы не прибылен, но выгоды от строительства этого завода будут иметь длительный срок окупаемости. НОВАТЭК не обременен никакими международными проектами. Это первый его пилотный проект с привлечением в уставный капитал совместного предприятия иностранного участника, и поэтому для НОВАТЭКа в данном случае это будет более выгодно. Увеличение масштабов деятельности, развитие месторождений, расположенных и на Ямале, и в акватории Обской губы, где Обь впадает в Северный Ледовитый океан - такое направление деятельности очень прибыльно для НОВАТЭКа в ближайшее время.