Госкорпорация «Росатом» может купить долю в британском проекте Horizon стоимостью $24 млрд, выйти из которого планируют немецкие RWE и E.ON, пишет «Коммерсант» со ссылкой на The Times. 29 марта немецкие компании сообщили, что пересмотрели свои взгляды на вложения в ядерную энергетику Великобритании и готовы продать доли в СП. В качестве причин называются дефицит источников финансирования, долгий срок окупаемости и рост затрат компаний в связи с решением Германии об отказе от атомной энергетики. Условия продажи пока не объявлялись. В рамках проекта Horizon предусматривалось строительство к 2015 году двух АЭС — в Уилфе (Уэльс) и Олдбери (Глостершир) общей мощностью до 6 ГВт. Стоимость проекта оценивалась в $24 млрд. Консорциум находится на стадии выбора реактора для АЭС в Уилфе.
Василий Конузин, аналитик ИФК «Алемар»:
С точки зрения технологии, Росатом может предложить комплексное решение, которое будет включать в себя не только строительство АЭС, но также обеспечение топливом, сервисное обслуживание, утилизацию отходов, управление и, как следствие, определенный дисконт и менее жесткие требования по возврату капитала. По совокупности, у госкорпорации есть шанс заместить в новых проектах западных игроков, однако, перспективы подобного развития событий - всецело на стороне политиков. Думаю, что Великобритания не пойдет на открытие стратегически значимого рынка для русских, по крайней мере, на сколько-нибудь рыночных условиях.
Одним из существенных моментов, играющих в пользу Росатома, является тяжелое положение участников СП по проекту Horizon: не секрет, что сворачивание атомной энергетики в Германии дорого обошлось одному из ключевых партнеров по СП - E.On (прибыль упала на 30% по сравнению с прошлым годом) и сейчас компания в большей степени заинтересована в оптимизации своей деятельности, нежели в строительстве капиталоемких проектов. Росатом, не обделенный господдержкой и в меньшей степени зависящий от показателей экономической эффективности проекта, может втянуться в проект, заместив его участников. Для концерна важна конечная цель проекта – выход на британский рынок, поэтому он может поступиться несколькими процентными пунктами в IRR проекта. Что более важно, госстатус Росатома, а также потенциальные гарантии от РФ позволят ему оптимизировать финансирование, повышая шансы на синдицирование крупного заемного капитала и, следовательно, реализацию проекта.