На строительной площадке Балтийской атомной станции состоялось подведение итогов работы подрядных и субподрядных предприятий за июль. Как сообщил директор филиала ОАО "СУС", представитель генерального подрядчика Александр Щериканов, в рамках подготовительного периода работы ведутся на 38 объектах, вертикальная планировка площадки выполнена на 93 %. В настоящее время на строительстве Балтийской АЭС занято 629 человек (без учета административно-управленческого персонала), 478 из них – жители Калининградской области.
Василий Конузин, директор аналитического департамента ИФК «Алемар»:
Проект Балтийской АЭС нацелен на достижение энергетической независимости Калининградской области, а также перспективы экспорта электроэнергии в Германию и Литву. С точки зрения экспорта электроэнергии, надо отметить, что уже после первого блока (1150 МВт) Калининградская область может превратиться в нетто-экспортера электроэнергии. Для Прибалтики, Польши и той же Германии, которая отказалась от атомной энергии, экспортируемая из России дешевая электроэнергия может принести решение проблемы энергодефицита. Правда, в вопросы строительства вмешивается политика. Литва также собирается строить станцию в Висагинасе, проект которой по сути дублирует российскую станцию и может закрыть для нее целевой прибалтийский рынок сбыта. По идее, учитывая, что строительство Балтийской АЭС уже идет, целесообразности АЭС Висагинасе пока нет. Однако, Литва лоббирует строительство, стремясь уйти от энергетической зависимости от РФ. Для Балтийской АЭС, в данном контексте, основные риски связаны с отсутствием законтрактованных крупных потребителей, а также иностранных соинвесторов – в связи с чем, появление АЭС в Литве может лишить российский проект существенной доли рынка.
У Евросоюза в целом сложная ситуация: идти на сближение в РФ в области энергетики (здесь имеются в виду и газ, и электроэнергия) логично и в большинстве случаев экономически оправданно, а где-то просто необходимо, но, одновременно, ЕС пытается ограничить энергозависимость от РФ (в силу целого набора рисков), что, собственно, приводит к появлению проектов, подобных литовскому. При должном лобби и, главное, деньгах ЕС ему может быть дан ход. В таком случае ЕС в районе Польши и Прибалтики получит контролируемый стратегический источник энергии, не связанный с РФ. Однако без денег инвесторов и/или Евросоюза Литва и даже вся Прибалтика проект не потянут.