Центр «Трансперенси Интернешнл – Россия» 18 ноября в Москве представил доклад, посвященный прозрачности закупок государственных корпораций, их открытости и соблюдения комплаенса. В него вошли шесть российских госкорпораций – «Ростех», «Олимпстрой», «Росатом», «Агентство по страхованию вкладов», «Фонд содействия реформированию ЖКХ» и «Внешэкономбанк». Как говорится в сообщении центра, занимающегося антикоррупционными исследованиями, эксперты «Трансперенси Интернешнл – Р» оценивали следующие факторы открытости госкорпораций: особенности управления, полнота раскрытия корпоративной информации, раскрытие информации о госзакупках. В результате оценки были составлены два рейтинга: рейтинг корпоративной открытости и соблюдения комплаенса и рейтинг открытости закупок. В первом рейтинге наивысший балл получила госкорпорация «Росатом» (16 баллов), а наименьший – «Фонд содействия развитию ЖКХ» и «Внешэкономбанк» (по 10,5 балла).
Юрий Прокудин, аналитик компании MFX Broker:
Росатом, в отличие от многих других госкорпораций, уже достаточно давно занят вопросом максимальной прозрачности своей деятельности. Чтобы ответить на вопрос о текущем положении в рейтинге, сначала нужно прояснить другой вопрос: какова выгода от максимальной прозрачности? Ключевых моментов здесь несколько: во-первых, повышение количества госзаказов. Несмотря на их тендерную систему проведения, чем выше прозрачность корпорации, тем выше шанс выиграть тендер. Как минимум, это стимул для любой госкорпорации, так как тендеры дают компании не только потенциальную прибыль, но и возможность развиваться. А поскольку Росатом проводит многие закупочные процедуры в электронном виде, это делает сами процедуры максимально прозрачными.
Во-вторых, не стоит забывать и об инициативности Росатома в решении ряда вопросов, которые относятся к регулированию: речь идет о Федеральном законе №94-ФЗ (О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд) от 2005 года, обновление которого произошло 22 марта 2013 (Закон о Федеральной контрактной системе). Новый механизм оказался гораздо более эффективным и открытым, но для Росатома он имеет гораздо большее значение: механизмы ФКС опробовались именно на Росатоме. Еще один нюанс текущей позиции Росатома в рейтинге открытости - создание Общественного совета, куда входят представители общественных организаций.