14 сентября в Иркутской области прошли выборы: в 41-м муниципальном образовании избирали 30 глав администраций и 379 депутатов. На следующий день подконтрольные областной администрации СМИ сообщили об «успехе партии «Единая Россия», и в еще большей степени - губернатора Сергея Ерощенко. Безусловно, глава региона и благодаря ему «партия власти» укрепили свои позиции. Руководство Прибайкалья сейчас более консолидировано, чем прежде, а значит, предпосылки для политических междоусобиц остались в прошлом. Тем самым сняты многие препятствия для ускорения социально-экономического развития области», - так итоги выборов прокомментировало одно из иркутских изданий.
Почин иркутских газетчиков подхватили столичные политконсультанты, регулярно замечающие всё новые и новые «политические победы» иркутского губернатора: так, президент холдинга «Минченко консалтинг» Евгений Минченко заявил, что по итогам сентябрьских муниципальных выборов Сергей Ерощенко «получил контроль над Иркутском, Братском и Ангарским муниципальным образованием» и теперь-де смело «может идти как на плановые губернаторские выборы, так и на досрочные».
И действительно: Ерощенко поддерживал кандидата в мэры Братска Сергея Серебренникова — и тот одержал победу. Ратовал за Сергея Петрова в Ангарске — и именно он возглавил АМО. А Иркутская городская дума послушно избрала председателем близкого губернатору человека. Идиллия, да и только!
Но если внимательно проанализировать итоги выборов в Приангарье не «с птичьего полета», а в контексте общественно-политической ситуации в регионе в последние годы, то картина складывается не столь однозначная.
Начнем с Братска. Что представляет из себя Сергей Серебренников и каков его, как нынче говорят, «бэкграунд»? Начальника горотдела ФСБ по Братску вытолкнули на политическую сцену политтехнологи «РУСАЛа»: олигарху Олегу Дерипаске, у которого в «северной столице Приангарья» значительные интересы, как полагают некоторые эксперты, требовался «ручной» мэр, а примелькавшимся лицам из «партии власти» братский избиратель на тот момент доверять перестал. Вот и нашли «честного служаку» - подполковника ФСБ. Замысел политтехнологов Дерипаски был удачно воплощен в жизнь, и Серебренников сел в мэрское кресло. Но в 2010-м году оказался вакантным пост мэра областного центра, и тогдашнему губернатору Дмитрию Мезенцеву Иркутской области, по общему мнению, «плывшему в фарватере» Дерипаски, пришла в голову новая идея.
Вот что писало об этом интернет-издание «Всё о коррупции в России»: «...Наибольшие коррупционные скандалы связаны с тем, как экс-губернатор Дмитрий Мезенцев, по слухам, отстаивал интересы главы UC Rusal Олега Дерипаски. В частности, факт лоббизма особенно отчетливо проявляется на мэрских выборах в области. Так, бывший глава региона активно лоббировал кандидатуру экс-мэра Братска Сергея Серебренникова, которого поддерживал Олег Дерипаска , на выборах мэра Иркутска. Однако избиратели не стали голосовать за «ставленника Дерипаски», так что выборы выиграл кандидат от КПРФ Виктор Кондрашов. Однако затем Мезенцев надавил на Кондрашова и тот перешел в «Единую Россию». Тоже самое случилось, когда на выборах мэра Усть-Илимска уверенно победил кандидат «Справедливой России» Владимир Ташкинов. Его представители областной администрации тоже склонили к переходу в партию власти. А вот мэр Братска коммунист Александр Серов отказался переходить в «Единую Россию».В итоге против него сфабриковали уголовное дело , обвинив Серова в якобы получении взятки в размере 15 млн.руб.»
Таким образом, политическая реинкарнация Серебренникова на муниципальных выборах 2014 года — это вовсе не какое-то внезапное «кадровое прозрение» Сергея Ерощенко и не плод его напряженных раздумий на тему «как бы нам обустроить родное Приангарье». Не просто так был извлечен из политического небытия прозябавший на незначительной чиновничьей должности в Усть-Ордынском округе, а затем — в службе безопасности компании «Востсибуголь» Серебренников. После некоторого периода «шатаний и разброда» бывший бизнесмен-рейдер средней руки Ерощенко, во многом случайно оказавшийся в кресле главы региона, возвратился к привычному для современной России амплуа чиновника, обслуживающего олигарха(ов).
Именно о таком повороте свидетельствует и активное продвижение «РУСАЛом» своих кандидатов в городскую Думу Иркутска — под крышей как раз «губернаторского блока». Уже некоторое время назад аналитики отмечали, что Дерипаска серьезно обдумывает постепенное снижение удельного веса алюминиевых производств в структуре своего бизнеса и агрессию в другие сферы, в частности в сферу ЖКХ.
И вот вам следующий сюжет. 14 мая 2013 г. вступил в должность новый директора МУП «Водоканал» города Иркутска Сергей Винарский. До этого Винарский долго трудился в различных структурах «Иркутскэнерго» – «Энергосбыте» и «Востсибугле» (все эти компании, как известно, входят в империю Дерипаски), пока не дорос до заместителя гендиректора головной компании. Зарплата второго человека в «Иркутскэнерго» намного выше, чем первого человека в муниципальном «Водоканале». Зачем же такие жертвы?
Однако понимающим людям сразу стала ясной цель подобного десанта. Ровно через год на отчете перед депутатами Иркутской городской Думы Сергей Винарский частично раскрыл карты. Он попросил выделить из городского бюджета дополнительно 4 миллиарда рублей на «завершение реконструкции» «Водоканала», а затем сменить форму его собственности «для удобства совершения управленческих операций». Можно предположить, что «смена формы собственности» означает банальную приватизацию стратегического коммунального предприятия. Но для того, чтобы гарантированно осуществить этот план, необходимы «свои» депутаты в городской думе. И Винарский таки становится депутатом! Даже проиграв сперва «праймериз» «Единой России», он был «партией власти» в конечном итоге выдвинут, и после весьма скандальной избирательной кампании (в его округе скупка голосов избирателей была особенно масштабной и неприкрытой) получил заветный мандат. Всего же, по разным оценкам, Дерипаска при активной поддержке Ерощенко провел в Иркутскую гордуму не менее пяти своих ставленников.
Вот и призадумаешься — это Ерощенко в Братске (и не только) победил, или Дерипаска? Но не «пиррова» ли эта победа? Не стоит нынешнему иркутскому губернатору забывать о судьбе своего предшественника. Тертым был Дмитрий Мезенцев калачом, опытным пиарщиком, пресс-секретарем самого Собчака — а закончил свою карьеру в Приангарье как-то не очень блестяще...
Вот что в разгар тогдашних политических скандалов писало одно из интернет-изданий: «Губернатор не вытягивает функцию управления исполнительной властью», – заявил председатель комитета по законодательству о природопользовании, экологии и сельском хозяйстве Законодательного Собрания Иркутской области Юрий Фалейчик. Он обратил внимание на многочисленные экономические проблемы региона, которые правительство области, возглавляемое Мезенцевым, не решает. А внимание губернатора поглощено борьбой с неугодными мэрами и решением проблем «РУСАЛа» Дерипаски. Но, может быть, у губернатора Дмитрия Мезенцева нет далеко идущих планов, связанных с Приангарьем? И он собирается продолжить карьеру в «РУСАЛе»?
...Тем временем «второе пришествие» Сергея Серебренникова начинается со скандала. Так, назначение Владимира Вершинина на пост главы комитета по градостроительству вызвало у общественности Братска возмущение. Дело в том, что у Вершинина (до того - руководитель «Дирекции по капитальному строительству и ремонту») в городе устойчивая криминальная репутация.
Не всё гладко на самом деле и в Ангарске. Да, главой Ангарского муниципального района стал кандидат, поддержанный губернатором, но говорить о каком-то «подавляющем большинстве сторонников Ерощенко» как в думе АМО, так и в думе Ангарска не приходится (в свое время город, являющийся главным донором местного бюджета, и район были административно разделены по инициативе как раз областной власти — и по странному совпадению после сокрушительного поражения «Единой России» на муниципальных выборах), а политические скандалы н е прекращаются. В разгар муниципальной избирательной кампании из «Единой России» демонстративно вышли экс-мэр Ангарска Владимир Жуков (находящийся в данный момент в СИЗО), глава администрации Ангарского района Антон Медко, председатель Думы Ангарска и экс-руководитель ангарского отделения «Единой России» Андрей Истомин, а также депутат Думы, руководитель фракции «ЕР» Александр Пашков. Самое же главное - какая бы сила ни пришла к власти в Ангарске и районе, заботить её будет в первую очередь решение экономических проблем муниципалитета. А их в Ангарске сегодня — сложных, тяжелых - полно: не успели здесь «переварить» закрытие одного из старейших градообразующих предприятий — АЭХК, как о ликвидации своего завода заявила пивоваренная компания "САН ИнБев". Между тем губернатор Ерощенко до сих пор не выполнил ни одного из своих многочисленных обещаний помочь ангарчанам. Станет ли в этой ситуации Ангарск «верной опорой» для губернатора? Вопрос риторический.
Да и легитимность только что избранного мэра Сергея Петрова — под вопросом. Кандидат, считавшийся одним из его главных конкурентов — бывший советник губернатора Дмитрий Чернышов — был лишен регистрации незадолго до дня голосования. При этом избирком Ангарска к нему претензий не имел, а решение вынес Иркутский областной суд, причем по основаниям, которые ряд авторитетных юристов считают смехотворными.
И здесь самое место обратиться к тому, КАК, КАКИМИ методами и средствами был, собственно, достигнут «необыкновенно позитивный» для «Единой России» и губернатора Ерощенко результат муниципальных выборов. Многие местные наблюдатели, кстати говоря, считают «стилистику» избирательной кампании, поведение власти (в том числе судебной), и то, что происходило в день голосования более важным, чем результаты выборов. «...Люди из исполнительной власти, которые по факту вели кампанию, делали это «бульдозерно». Нельзя оценивать политическую кампанию только по результатам. Есть еще один немаловажный критерий – политические настроения, которые остаются у избирателей после выборов. Идеальные выборы сплачивают население. А в нашем случае, как мне кажется, они скорее стимулировали конфронтационные настроения», - сказал, комментируя итоги выборов, обычно лояльный по отношению к власти заслуженный юрист РФ, вице-губернатор Иркутской области в конце 90-х гг. Юрий Курин, а том числе предлагающий юридические услуги в Нижнем Новгороде. А региональный координатор движения «Голос» Алексей Петров признался: «У меня сложилось ощущение, что в следующей избирательной кампании кандидатов в депутаты будут выбирать … сами депутаты. Участие граждан в этом процессе становится исключительно лишним. Ни один из студентов, имеющих иркутскую прописку, вообще не голосовал. Ни на одном курсе! Один вопрос у всех: «А правда ли, что были выборы?»
Явка на выборах городской думы в Иркутске составила только 18,33% избирателей, но и это — лишь «средняя температура по больнице»: например, в одном из округов в иркутском Студгородке (где проживает в большинстве своем избиратель с высоким уровнем образования) на участки пришло немногим более 8%. Вопрос на засыпку: какова же легитимность избранного таким количеством избирателей депутата?..
О том, какие «технологии» приводили «народных избранников» на таких выборах к победе, рассказал на одном из «круглых столов» иркутский политолог Максим Зимин: «Для наших судов телефонный звонок или неформальная беседа оказались порой важнее, чем закон, чем все нормативные акты Российской Федерации... Когда были выборы 2013 года и мы все понимали, что «Единой России» нужно хоть как-то показать себя, были отдельные примеры – ну там по 10 тыс. рублей старшим по подъездам, то сейчас это стало нормой. Об этом уже не говорят, как о чем-то выдающемся! Досрочное голосование в 25 процентов, по 900—950 человек, причем некоторых приводят в тапках и трусах — это стало нормой...В среднем для победы в округе нужно было набрать 1181 голос. В среднем второе место отстает от первого на 700 голосов. Чтобы добрать эти голоса, нужно было построить так называемую серую сетку, то есть организовать систему скупки голосов. В среднем голос, по моим данным, стоил 1600 рублей. То есть победителя от второго места отделяет один миллион рублей. Вот и все...»
Но мы немного забежали вперёд с рассказом о дне голосования — а ведь немало интересного было и до него. Например, неугодных «команде губернатора» и «Единой России» кандидатов зачищали так «топорно», что глава иркутской Общественной палаты, профессор-юрист Сергей Шишкин заговорил о «запредельном правовом цинизме».
Достаточно сказать, что регистрации на выборах в городскую Думу Иркутска судами разного уровня были лишены практически все кандидаты партии «Справедливая Россия», имевшие шансы победить. В результате в областном центре прошел митинг, который, во-первых, стал самым многочисленным со времен массовых акций в защиту озера Байкал, а во-вторых — собравший в кои-то веки вместе активистов КПРФ, «Справедливой России», «Патриотов России» и партии «Демократический выбор». Участники митинга потребовали отправить в отставку губернатора Сергея Ерощенко, его первого заместителя Николая Слободчикова, а также главу областного избиркома Эдуарда Девицкого.
...Через несколько дней после «народного волеизъявления» в иркутский городской избирком пришли с обыском. Сам начальник следственного управления Следственного комитета РФ по Иркутской области Андрей Бунев взял под личный контроль ход проведения доследственной проверки, начатой по заявлению о факте фальсификации результатов выборов депутата думы Иркутска по избирательному округу №12 путем подмены протокола избирательной комиссии участка №611. Причем заявление по этому поводу подписали все кандидаты, баллотировавшиеся по этому округу, чьи результаты по избирательному участку № 611 фактически «обнулили», а отданные за них голоса приписали «самовыдвиженцу» Вячеславу Правенькому (уже успевшему вступить во фракцию «Единая Россия» в новой гордуме). Первоначально в сводном протоколе победителем значился выдвиженец КПРФ правозащитник Дмитрий Дмитриев. Однако затем обнаружилось, что Правенький обошел Дмитриева аж на 2 (два) голоса. Цитата из заявления, переданного в Следственный комитет: «...Председатель и секретарь УИК №611 явились в окружную избирательную комиссию для передачи избирательных документов и подлинника протокола об итогах голосования, при этом в представленном председателем УИК № 611 Ивановой О.М. протоколе сведения об итогах голосования существенным образом отличались от сведений в переданной ранее наблюдателю копии протокола. Председатель УИК № 611 Иванова О.М. прокомментировать расхождений сведений в протоколах отказалась. Выходя из помещения ОИК № 12 председатель УИК № 611 Иванова О.М. и секретарь Устюгова Е.А. забрали с собою несколько полиэтиленовых пакетов с документами, связанными с проведенными по данному участку выборами, при этом и «выход» из помещения охраняли 4 молодых человека. Присутствующие при указанных событиях люди обратили внимание на вынос документов из помещения избирательной комиссии и попытались остановить председателя и секретаря. Иванова О.М. и Устюгова Е.А., обнаружив, что их заметили, бегом направились к ожидавшей их машине, сели в нее и быстро скрылись в неизвестном направлении..»
Не правда ли, увлекательная детективная история, живо передающая атмосферу муниципальных выборов в Иркутской области?
А пока сотрудники Следственного комитета в поте лица ее расследуют, прошедшие в городскую Думу Иркутска депутаты уже избрали себе председателя. Им оказался переместившийся в спикерское кресло «из политической безвестности» (как красиво выразились местные СМИ) бизнесмен Дмитрий Бердников, заместитель директора некоего бизнес-центра «Ладога». Бизнес-центр этот известен разве что знатокам. Гораздо больше о свежеиспеченном спикере говорит тот факт, что он — пасынок некогда влиятельного бизнесмена (можно даже сказать — олигарха иркутского розлива) Юрия Ковалева и сын экс-прокурора города Альбины Ковалевой. Мелькала в СМИ также информация о том, что Бердников — близкий друг Артема Чайки, сына российского генпрокурора, которого некоторые в регионе считают рейдером.
Мелькали в интернет-изданиях упоминания о «криминальном шлейфе» и в биографии самого Дмитрия Бердникова — причем во времена, когда будущего спикера в нем не смог бы увидеть, пожалуй, даже Вольф Мессинг.
Вот теперь можно и подвести некоторые предварительные итоги иркутской муниципальной эпопеи.
Виктор Петров