Кампания по выборам депутатов Законодательного собрания Санкт-Петербурга началась с серии скандалов, которые грозят перерасти в затяжной региональный политический кризис.
Старт скандалам нынешней предвыборной кампании дали коллизии с избирательным списком коммунистов. Исключение из списка нобелевского лауреата Жореса Алферова и замена его на москвича, заместителя Геннадия Зюганова, Ивана Мельникова, пошло имиджу КПРФ явно не на пользу. Причем, не только в Санкт-Петербурге. Но этот скандал, по большей части, остался бурей в стакане воды и не слишком сильно выплеснулся за пределы северной столицы. Однако историю с внутренними проблемами КПРФ быстро затмила другая, вокруг регистрации горизбиркомом партийных списков. Проблемы обнаружились сразу у нескольких партий: «Справедливая Россия» нарушила порядок оформления избирательного залога, но это удалось замять. Затем отказали в регистрации СЕПРу и «Народной Воле». Но главный скандал начал раскручиваться после отказа горизбиркома зарегистрировать избирательный список партии «Яблоко». Виновником явилась графологическая экспертиза, выявившая недопустимое количество брака при сборе подписей. Масштаб этого скандала, благодаря быстрой реакции «яблочников», очень быстро перерос местный питерский масштаб и стараниями обиженных партийцев скоро может дойти до Совета Европы и суда в Гааге.
Собственно на неприятности в Питере «Яблоко» стало напрашиваться задолго до регистрации списка. Еще в декабре возник острый конфликт с горизбиркомом вокруг регистрации заявления о проведения городского референдума по поводу строительства в Петербурге 300-метровой башни «Газпром-Сити».
Из восьми тысяч «яблочных» автографов, взятых для проверки специалистами горизбиркома, у графологов вопросы возникли более чем к 900. Это примерно 12-13% подписей при допустимых 10%.
В самой партии претензии к качеству подписей отрицают. Лидер «Яблока» Григорий Явлинский назвал их смехотворными. «Мы уже 14 лет собираем подписи, это не является никакой сложностью и проблемой. И сама суть претензии, она же просто смехотворная. Говорят о том, что подписи настоящие, но дата в ряде протоколов поставлена иной рукой, нежели поставлена подпись» - оправдывал питерское отделение главный «яблочник» страны.
По мнению Григория Явлинского, если бы партию зарегистрировали на выборах, то она обязательно получила бы 10% голосов избирателей Санкт-Петербурга. По его мнению, эти небольшие, но очень неприятные 10% и являются страшной угрозой для Кремля, «Единой России» и губернатора Северной столицы. Причем именно Валентину Матвиенко Явлинский считает главной причиной бед своей партии в Питере. Надо признать, что Валентине Матвиенко есть, за что не любить «Яблоко». Яблочные депутаты – единственные, кто голосовал против переназначения Матвиенко, партия неоднократно выступала с резкой критику ряда социальных и строительных инициатив Смольного. По словам Григория Явлинского, решение об отказе партии в регистрации ее на выборах принимала сама губернатор Санкт-Петербурга и согласовывала его в Кремле. Не очень правда верится, что Кремль сейчас всерьез озабочен судьбой «Яблока» на региональных выборах. Последние выборы подтверждают, что даже там, где у партии позиции были наиболее сильны, она балансирует на грани прохождения в местные парламенты.
С другой стороны, неспособность собрать подписи подвела «Яблоко» еще в трех регионах, причем не только в Карелии, где действительно можно было ситуацию свалить на административный ресурс, но и в Ленинградской, а также Псковской областях, где партийцы сами постеснялись представлять свои подписи в избирательные комиссии.
Впрочем, исход данного скандала имеет серьезное значение не только для Явлинского сотоварищи, но и для петербургского губернатора и вообще российской власти. Если «Яблоку» вернут регистрацию, это станет ударом по авторитету Матвиенко в Кремле, в «Газпроме» и у местных элит, видящих в губернаторе жесткого последовательного руководителя. Кому нужен губернатор, неспособный отстоять приятые решения? Ведь сама Валентина Ивановна после демонстративного голосования яблочников – депутатов ЗАКСа против ее кандидатуры при ее переизбрании публично понадеялась на то, что в следующем созыве среди депутатов не окажется «голословных критиканов».
С другой стороны, восстановление «Яблока» может повлечь за собой еще большую радикализацию партии. Ей не останется ничего другого, как строить партийную агитацию на критике и обличении действующего строя, который хочет лишить Россию последней надежды на глоток свежего воздуха свободы. А это может собрать под партийные знамена разрозненные доселе оппозиционные силы, на дробление которых в свое время ушло столько сил.