На сайте Кремля опубликован ряд документов, принятых по итогам переговоров во время визита президента США в Россию.
Документы, принятые по итогам российско-американских переговоров
Совестное понимание по вопросу о дальнейших сокращениях и ограничениях стратегических наступательных вооружений
Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Соединенных Штатов Америки о транзите вооружения, военной техники, военного имущества и персонала через территорию Российской Федерации в связи с участием Вооруженных Сил Соединенных Штатов Америки в усилиях по обеспечению безопасности, стабилизации и восстановлению Исламской Республики Афганистан
Рамочный документ по развитию сотрудничества между Вооруженными Силами Российской Федерации и Соединенных Штатов Америки
Меморандум об утверждении Рабочего плана по совершенствованию военного сотрудничества между Вооруженными Силами Российской Федерации и Соединенных Штатов Америки на 2009 год.
Совместное заявление о сотрудничестве в ядерной сфере
Совместное заявление по вопросам ПРО
Совместное заявление по Афганистану
Президентский план действий
Решение о создании Российско-Американской Президентской комиссии по развитию сотрудничества
Меморандум между Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Министерством здравоохранения Соединенных Штатов Америки
Cовместное заявление Президента Российской Федерации Д.А.Медведева и Президента Соединенных Штатов Америки Б.Обамы о сотрудничестве в ядерной сфере
Российская Федерация и Соединенные Штаты Америки подтверждают свою приверженность наращиванию сотрудничества, направленного на предотвращение распространения ядерного оружия и пресечение актов ядерного терроризма. Мы несем особую ответственность за безопасность ядерного оружия. В то время как мы вновь подтверждаем, что состояние защиты ядерных объектов России и США удовлетворяет современным требованиям, мы подчеркиваем, что требования ядерной безопасности нуждаются в непрерывном совершенствовании. Мы продолжим сотрудничество в области эффективного экспортного контроля, позволяющего предотвращать попадание ядерных материалов, оборудования и технологий в руки неуполномоченных государством субъектов, а также любое их использование, идущее вразрез с обязательствами по Договору о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО).
Опираясь на предыдущие совместные усилия, опыт и достижения, и во исполнение наших договоренностей, достигнутых в Лондоне 1 апреля 2009 г., мы заявляем о намерении расширять и углублять сотрудничество на долгосрочной основе с целью дальнейшего повышения уровня безопасности ядерных объектов по всему миру, в том числе путем минимизации использования высокообогащенного урана в гражданских целях и консолидации и конверсии ядерных материалов. Мы также подтверждаем нашу приверженность утилизации существующих запасов материалов оружейного качества, превышающих количества, необходимые для целей обороны, в соответствии с нашими обязательствами по Статье VI ДНЯО.
Обе стороны сохраняют приверженность реализации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Соединенных Штатов Америки об утилизации плутония, заявленного как плутоний, не являющийся более необходимым для целей обороны, обращению с ним и сотрудничеству в этой области по утилизации 34 метрических тонн оружейного плутония с каждой стороны в России и США. Стороны осознают, что успешная реализация программ каждой из сторон будет зависеть от выделения финансирования в будущем.
Обе стороны заявляют о приверженности инициативам по ядерной безопасности, начатым в 2005 году, включая возврат в страну происхождения отработавшего высокообогащенного уранового (ВОУ) топлива. Для расширения этой деятельности мы совместно друг с другом и с другими государствами проведем работу по возврату ВОУ топлива исследовательских реакторов в согласованные сроки в качестве практической реализации задач ядерного нераспространения. Мы продолжим взаимодействие с другими странами для обеспечения безопасности и ликвидации избыточных запасов чувствительных с точки зрения распространения ядерных материалов во всём мире.
Мы продолжим сотрудничество в разработке новых видов низкообогащенного уранового (НОУ) топлива для возможной конверсии активных зон исследовательских реакторов в третьих странах и по проведению технико-экономических исследований возможности конверсии таких отдельных реакторов в России и США. Мы отмечаем важность минимизации использования ВОУ в гражданских целях и там, где это возможно, максимально поддерживаем такие усилия.
С целью постоянного повышения уровня ядерной безопасности и противодействия существующим и возникающим угрозам, наши специалисты продолжат работу по дальнейшему совершенствованию систем физической защиты на ядерных объектах и обеспечению устойчивой работы таких систем в долгосрочной перспективе. Мы будем постоянно улучшать физическую защиту, учет и контроль ядерных материалов и радиоактивных веществ, а также повышать квалификацию профессиональных кадров.
Опираясь на наше успешное двустороннее сотрудничество в области ядерной безопасности, а также на опыт и знания обеих стран в этой области, мы будем совместно работать для укрепления возможностей других стран выполнять свои обязательства по Резолюции СБ ООН 1540 по нераспространению оружия массового уничтожения.
Констатируем наше взаимное желание расширить возможности по противодействию незаконному обороту ядерных материалов и радиоактивных веществ на границах своих стран.
Признавая важную роль гарантий в укреплении уверенности в мирном характере использования ядерной энергии и в борьбе с угрозами распространения, мы продолжим совместную работу по расширению возможностей двустороннего и многостороннего сотрудничества для укрепления общей эффективности международной системы гарантий.
Мы разделяем общие взгляды на развитие чистой, безопасной, надежной и доступной ядерной энергетики в мирных целях. У наших стран есть многое из того, что мы можем совместно с другими государствами предложить международному сообществу в этой сфере, направив дополнительные усилия на:
разработку перспективных и инновационных ядерно-энергетических систем;
исследование методов и механизмов предоставления надежных услуг ядерного топливного цикла;
исследование международных подходов в организации услуг ядерного топливного цикла для обеспечения режима нераспространения ядерного оружия;
совершенствования системы международных гарантий.
Как было заявлено в Лондоне 1 апреля 2009 г., США и Россия будут работать над вступлением в силу двустороннего Соглашения о сотрудничестве в области мирного использования атомной энергии, которое послужит основой для этих и других видов сотрудничества.
Мы приветствуем расширение и укрепление Глобальной инициативы по борьбе с актами ядерного терроризма, пятая встреча государств-партнеров которой состоялась в Гааге 16-17 июня 2009 г., и полны решимости продолжить совместную работу по расширению национального и коллективного противодействия опасности ядерного терроризма. С этой целью мы совместно инициируем практические шаги, включая проведение региональных семинаров по всему миру по наилучшей практике в области ядерной безопасности, для содействия более широкому международному сотрудничеству по реализации данной инициативы.
Совместное понимание по вопросу о дальнейших сокращениях и ограничениях стратегических наступательных вооружений
Президент Российской Федерации и Президент Соединенных Штатов Америки приняли решение о дальнейших сокращениях и ограничениях стратегических наступательных вооружений своих стран и о заключении в ближайшее время новой юридически обязывающей договоренности на замену действующего Договора о СНВ, а также поручили, чтобы новый договор, среди прочего, содержал следующие элементы.
1. Положение о том, что каждая Сторона будет сокращать и ограничивать свои стратегические наступательные вооружения таким образом, чтобы через семь лет после вступления в силу договора и в дальнейшем предельные уровни для стратегических носителей лежали бы в пределах 500-1100 единиц и для связанных с ними боезарядов – в пределах 1500-1675 единиц.
Конкретные цифры, которые должны быть зафиксированы по этим предельным уровням в договоре, будут согласованы в ходе дальнейших переговоров.
2. Положения относительно подсчета этих предельных уровней.
3. Положения, касающиеся определений, обмена данными, уведомлений, ликвидации, инспекций и процедур проверки, а также мер укрепления доверия и транспарентности, в соответствующих случаях адаптированные, упрощенные и сделанные менее затратными по сравнению с Договором о СНВ.
4. Положение о том, что каждая Сторона будет самостоятельно определять состав и структуру своих стратегических наступательных вооружений.
5. Положение о взаимосвязи стратегических наступательных и стратегических оборонительных вооружений.
6. Положение о влиянии межконтинентальных баллистических ракет и баллистических ракет подводных лодок в неядерном оснащении на стратегическую стабильность.
7. Положение о базировании стратегических наступательных вооружений исключительно на национальной территории каждой из Сторон.
8. Учреждение исполнительного органа для решения вопросов, относящихся к реализации договора.
9. Положение о том, что договор не будет применяться к существующей практике сотрудничества в области стратегических наступательных вооружений между одной из Сторон и третьим государством.
10. Срок действия договора – десять лет, если до истечения этого срока он не будет заменен последующим договором о сокращении стратегических наступательных вооружений.
Президенты поручают переговорщикам в ближайшее время завершить выработку договора с тем, чтобы они могли его подписать и представить на ратификацию в своих соответствующих странах.
Подписано в городе Москве, 6 июля 2009 года, в двух экземплярах на русском и английском языках.
Совместное заявление Президента Российской Федерации Д.А.Медведева и Президента Соединенных Штатов Америки Б.Обамы по Афганистану
Выражая озабоченность в связи с продолжающимся конфликтом в Афганистане и отмечая важность наращивания усилий международного сообщества по содействию стабилизации в этой стране, а также продвижению там демократического процесса и экономического роста, мы подтверждаем свою приверженность целям совместной борьбы с угрозами терроризма, вооруженного экстремизма и незаконного оборота наркотиков в Афганистане. Мы будем продолжать и развивать наше сотрудничество в интересах расширения возможностей Правительства Афганистана по решению ключевых социально-экономических задач, повышению уровня жизни и обеспечению безопасности своего народа.
Мы подтверждаем наличие твердой воли и потенциала расширения сотрудничества в рамках Российско-Американской Рабочей группы по борьбе с терроризмом и намерены эффективно задействовать этот механизм для координации практической совместной работы по всем аспектам стабилизационных усилий в Афганистане.
Мы готовы наращивать содействие, оказываемое Правительству Исламской Республики Афганистан, в укреплении и развитии потенциала Афганской национальной армии и полиции, а также в подготовке антинаркотических кадров. В этом контексте мы настроены на дальнейшую реализацию антинаркотического проекта под эгидой Совета Россия-НАТО с использованием Международного межведомственного центра в Домодедово и участие в реализации проектов ОБСЕ на афганском направлении в соответствии с решением №4/07, принятым в Мадриде министрами иностранных дел стран-участниц указанной организации. Выполняя резолюцию Совета Безопасности ООН 1386 и другие дополняющие ее резолюции, мы намерены активно задействовать транзитный маршрут через территорию Российской Федерации для доставки имущества и оборудования для нужд международных сил, действующих в Афганистане, и решительно приветствуем и поддерживаем участие других государств в стабилизации Афганистана.
Мы считаем важным активизировать борьбу с наркотрафиком как на территории, так и за пределами Афганистана, в том числе через создание альтернативных источников существования для крестьян и противодействие наркодельцам и предотвращение поставок прекурсоров в эту страну в соответствии с резолюцией СБ ООН 1817.
Для укрепления потенциала Правительства Афганистана в борьбе с наркотрафиком, коррупцией, а также другими, в том числе трансграничными формами преступности и угрозами, считаем важным поощрять и поддерживать усилия этой страны по реализации Конвенции ООН против коррупции и Конвенции ООН против транснациональной организованной преступности.
Для дальнейшего обеспечения общих для наших стран задач по противодействию терроризму, преступности и наркотрафику в Афганистане Российская Федерация и Соединенные Штаты приняли решение разработать двустороннюю инициативу по значительному наращиванию финансовой разведки и правоохранительного инструментария для пресечения незаконных финансовых потоков, связанных с осуществляемым в том числе и Талибаном, а также организованной преступностью героиновым наркотрафиком в Афганистане. Данная инициатива будет включать оперативный компонент, нацеленный на наркотрафик и поддерживающие его преступные сообщества.
Выражаем готовность проработать вопросы российско-американского взаимодействия и сотрудничества в восстановлении транспортной, энергетической и промышленной инфраструктуры Афганистана.
Мы считаем важным обеспечить необходимые условия безопасности для проведения транспарентных и заслуживающих доверие народа, всеобщих президентских и провинциальных выборов в Афганистане, которые должны стать важным этапом в становлении этой страны в качестве самодостаточного демократического государства и продемонстрировать жизнеспособность ее политической системы. В этой связи мы приветствуем усиление международной поддержки афганским выборам и призываем к дополнительному содействию Афганистану после выборов.
Мы выступаем за усиление региональных подходов к вопросам стабилизации и восстановления Афганистана при значимой координирующей роли ООН. В этом контексте обе страны будут тесно сотрудничать в рамках Совета Безопасности ООН, Генеральной Ассамблеи ООН и «Парижского процесса». Мы также отмечаем особую важность состоявшейся 27 марта с.г. в Москве под эгидой Шанхайской Организации Сотрудничества Специальной конференции по Афганистану и состоявшейся 31 марта с.г. Гаагской международной конференции по Афганистану, а также встречи министров иностранных дел «восьмерки» по Афганистану в Триесте.
Мы считаем необходимым интенсифицировать и укреплять взаимодействие между Афганистаном и Пакистаном в отражении общих для этих стран угроз терроризма, экстремизма и наркотрафика. Готовы содействовать повышению эффективности такого взаимодействия, в том числе путем организации под нашей эгидой афгано-пакистанских саммитов как это было в Екатеринбурге и Вашингтоне. Мы привержены исполнению санкций, предусмотренных резолюцией Совета Безопасности ООН 1267 (Аль-Каида/Талибан), и укреплению действующего санкционного режима с целью изолировать тех, от кого исходит угроза международному миру и безопасности.
Мы поддерживаем определенные Правительством Исламской Республики Афганистан условия для реинтеграционных усилий. Они включают признание Конституции Афганистана, разоружение и разрыв всяких террористических связей с Аль-Каидой и другими имеющими к ней отношение организациями.
Совместное заявление Президента Российской Федерации Д.А.Медведева и Президента Соединенных Штатов Америки Б.Обамы по вопросам ПРО
В соответствии с договоренностью, достигнутой на встрече в Лондоне 1 апреля 2009 г., Россия и США планируют продолжить обсуждение, касающееся установления сотрудничества по реагированию на вызовы распространения баллистических ракет. Наши страны активизируют поиск оптимальных путей укрепления стратегических отношений на основе взаимного уважения и общих интересов.
Мы поручили нашим экспертам провести совместную работу по анализу баллистических ракетных вызовов XXI века и подготовить соответствующие рекомендации, имея в виду приоритетное использование политико-дипломатических методов. Одновременно они планируют провести совместный обзор всего спектра имеющихся в нашем распоряжении средств, позволяющих нам сотрудничать в мониторинге развития ракетных программ в мире. Наши эксперты активизируют диалог по созданию Центра обмена данными, который должен стать основой многостороннего режима уведомлений о ракетных пусках.
Российская Федерация и Соединенные Штаты Америки подтверждают готовность к равноправному и взаимовыгодному сотрудничеству со всеми заинтересованными странами, разделяющими оценки опасности глобального распространения баллистических ракет. Мы призываем все страны, обладающие ракетным потенциалом, воздерживаться от шагов, способных привести к ракетному распространению и к подрыву региональной и глобальной стабильности.
Совместное понимание по вопросу о дальнейших сокращениях и ограничениях стратегических наступательных вооружений
Президент Российской Федерации и Президент Соединенных Штатов Америки приняли решение о дальнейших сокращениях и ограничениях стратегических наступательных вооружений своих стран и о заключении в ближайшее время новой юридически обязывающей договоренности на замену действующего Договора о СНВ, а также поручили, чтобы новый договор, среди прочего, содержал следующие элементы.1. Положение о том, что каждая Сторона будет сокращать и ограничивать свои стратегические наступательные вооружения таким образом, чтобы через семь лет после вступления в силу договора и в дальнейшем предельные уровни для стратегических носителей лежали бы в пределах 500-1100 единиц и для связанных с ними боезарядов – в пределах 1500-1675 единиц.
Конкретные цифры, которые должны быть зафиксированы по этим предельным уровням в договоре, будут согласованы в ходе дальнейших переговоров.
2. Положения относительно подсчета этих предельных уровней.
3. Положения, касающиеся определений, обмена данными, уведомлений, ликвидации, инспекций и процедур проверки, а также мер укрепления доверия и транспарентности, в соответствующих случаях адаптированные, упрощенные и сделанные менее затратными по сравнению с Договором о СНВ.
4. Положение о том, что каждая Сторона будет самостоятельно определять состав и структуру своих стратегических наступательных вооружений.
5. Положение о взаимосвязи стратегических наступательных и стратегических оборонительных вооружений.
6. Положение о влиянии межконтинентальных баллистических ракет и баллистических ракет подводных лодок в неядерном оснащении на стратегическую стабильность.
7. Положение о базировании стратегических наступательных вооружений исключительно на национальной территории каждой из Сторон.
8. Учреждение исполнительного органа для решения вопросов, относящихся к реализации договора.
9. Положение о том, что договор не будет применяться к существующей практике сотрудничества в области стратегических наступательных вооружений между одной из Сторон и третьим государством.
10. Срок действия договора – десять лет, если до истечения этого срока он не будет заменен последующим договором о сокращении стратегических наступательных вооружений.
Президенты поручают переговорщикам в ближайшее время завершить выработку договора с тем, чтобы они могли его подписать и представить на ратификацию в своих соответствующих странах.
Подписано в городе Москве, 6 июля 2009 года, в двух экземплярах на русском и английском языках.