19 марта 2006 года в Белоруссии прошли выборы президента страны. Легитимность их подвергалась сомнению еще на этапе выдвижения кандидатов, поскольку неконституционным было проведение референдума о наделении Лукашенко правом баллотироваться на третий срок. Это обстоятельство, а также сам ход предвыборной кампании, организация голосования и наблюдения за ним, а также и действия белорусских властей по итогам выборов заставили США, Евросоюз и многие другие государства не признать прошедшие выборы свободными. На выборах, наряду с наблюдателями от отечественных госструктур, присутствовали наши соотечественники, не ангажированные властью: в качестве журналистов аккредитовались представители либеральных политических сил и общественности. Мы публикуем Отчётный доклад о наблюдении на выборах Президента Республики Беларусь, составленный группами наблюдателей от газет «Правое дело» (координатор – лидер СПС Никита Белых) и «Новая газета» (координатор –сопредседатель Республиканской партии Владимир Рыжков).
г. Москва 4 апреля 2006 г.
ВЫБОРЫ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
19 марта 2006 г.
Отчет по оценке избирательного процесса
Общие выводы
Группа специальных корреспондентов газеты «Правое дело» – органа партии «СОЮЗ ПРАВЫХ СИЛ» (далее – корреспонденты) и специальные корреспонденты «Новой газеты» в ходе своей поездки в Республику Беларусь проводили наблюдение за выборами Президента Республики Беларусь с 18 марта по 19 марта 2006 г. По результатам наблюдения группы констатируют, что указанные выборы не соответствовали национальному избирательному законодательству Республики Беларусь и международным стандартам проведения свободных и справедливых выборов.
Обнаруженные нарушения в последний день досрочного голосования 18 марта и в день выборов 19 марта позволяют утверждать, что избирательный процесс не был открытым и прозрачным, а итоги выборов с высокой вероятностью были сфальсифицированы.
Основными нарушениями в последний день досрочного голосования 18 марта были: недопущение въезда части корреспондентов на территорию страны, доминирование в наружной рекламе и в программах национального ТВ только одного кандидата – действующего Президента Беларуси, принуждение граждан голосовать досрочно.
Основными нарушениями в день выборов 19 марта были проблемы с допуском корреспондентов на избирательные участки, препятствования наблюдателям и корреспондентам в осуществлении их функций по наблюдению за ходом голосования, несоблюдение порядка подсчёта голосов на участках для голосования, фальсификация результатов подсчёта голосов.
Группа от газеты «Правое дело» была сформирована в феврале-марте 2006 г. из членов и сторонников партии «СОЮЗ ПРАВЫХ СИЛ», а также представителей ряда некоммерческих организаций (Институт прав человека, молодёжные движения «Оборона» и «МЫ», Независимый союз ветеранов Афганистана республики Алтай, Межрегиональное объединение избирателей, Ассоциация «Голос», Комитет действия Всероссийского Гражданского Конгресса).
В качестве спецкоров «Новой газеты» выезжали сопредседатели Республиканской партии РФ В.Лысенко и В.Рыжков, депутат ГД ФС РФ.
Практически все имеют большой опыт наблюдения на выборах в России и других странах.
Первоначально планировалось, что члены первой группы получат статус международных наблюдателей – соответствующие письма председатель Федерального политического совета «СОЮЗА ПРАВЫХ СИЛ» Н.Белых направил в Центральную комиссию по выборам и референдумам Республики Беларусь и Министру иностранных дел Республики Беларусь. Однако указанная комиссия и белорусский МИД отказались предоставить им такой статус. В результате руководством партии «СОЮЗ ПРАВЫХ СИЛ» было принято решение о наделении членов группы полномочиями представителей СМИ. Во исполнение этого решения главным редактором газеты «Правое дело» был издан приказ о командировании группы специальных корреспондентов в города Брест (2 чел.), Витебск (4 чел.), Гомель (5 чел.), Гродно (2 чел.), Минск (19 чел.), Могилёв (2 чел.), Солигорск (3 чел.) – всего 37 человек – с миссией наблюдения за ходом выборов Президента Республики Беларусь.
Спецкоры «Новой газеты» были откомандированы в Минск.
Законами и нормативными положениями, которые определяют порядок проведения выборов Президента республики Беларусь, являются:
Избирательный Кодекс республики Беларусь (далее ИКРБ);
ПОЛОЖЕНИЕ «О порядке деятельности иностранных (международных) наблюдателей при подготовке и проведении выборов Президента Республики Беларусь в 2006 году»;
ПОСТАНОВЛЕНИЕ Центральной комиссии Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов «О порядке применения части третьей статьи 13 Избирательного кодекса Республики Беларусь при подготовке и проведении выборов Президента Республики Беларусь в 2006 году».
Главной особенностью ИКРБ является присутствие в нём норм, которые позволили властным структурам не только полностью контролировать процесс выборов, в полном объёме используя административный ресурс, но и получить на выборах результат, не имеющий ничего общего с подлинным волеизъявлением граждан РБ.
1. Формирование избирательных комиссий
ИКРБ предусматривает избрание комиссий на совместном заседании исполкома и Президиума соответствующего Совета (кроме участковых, которые формируются только исполкомами). При этом на заседании должно присутствовать не менее 2/3 от общего состава этих органов, и решение принимается простым большинством голосов. Даже исходя из того, что численность исполкома больше численности Президиума Совета, ясно, что выбраны будут только те лица, которых хочет видеть в составе комиссии исполнительная власть.
Это привело к тому, что среди 74 тысяч членов избирательных комиссий лишь 1 (один) человек оказался представителем штаба единого кандидата от демократической оппозиции.
2. Наблюдение за выборами
Права наблюдателя не позволяют достоверно определить достоверность полученных в результате выборов сведений. Невозможность наблюдателей достоверно контролировать процессы проведения выборов, подсчета голосов и подведения итогов выборов открывает широкие возможности их фальсификации. С большой вероятностью это может привести к непризнанию официальных итогов выборов как демократической общественностью, так и мировым сообществом, что и произошло в ходе прошедших выборов.
Статья 13 ИКРБ не конкретизирует, каким образом наблюдатели, международные наблюдатели, представители СМИ, другие лица, которые вправе присутствовать на избирательном участке и контролировать процесс голосования и подсчёта голосов, могут «получать информацию о результатах подсчёта голосов и составлении протоколов соответствующих комиссий…». Это позволяет председателям участковых избирательных комиссий интерпретировать эту норму таким образом, что наблюдатель получает указанную информацию только после завершения процесса подсчёта голосов.
Далее статья 13 запрещает наблюдателю «находиться у столов выдачи бюллетеней, у кабин и ящиков для голосования». Эта норма также даёт возможность ограничить законную деятельность вышеуказанных лиц при осуществлении наблюдения.
3. Правила голосования и подсчёта голосов
Избирательным кодексом установлена возможность досрочного голосования. Его продолжительность составляет 5 дней до дня проведения выборов. В законе не предусмотрены такие возможные меры защиты процедуры досрочного голосования от внешнего вмешательства, как документальный учёт выданных бюллетеней для голосования в каждый день досрочного голосования, контроль ящиков для досрочного голосования в ночное время и т.п.
Гражданин может проголосовать «на дому», если он заявил об этом с момента образования участковой комиссии и не позднее чем за 2 часа до времени окончания голосования, т.е. до 18 часов дня выборов. Участковые комиссии не могут иметь более 3-х переносных ящиков для голосования. Однако избиратель не обязан подтверждать причину досрочного голосования и голосования на дому. Власть получает возможность регулировать процесс голосования по собственному сценарию.
Правила подсчёта голосов (ст.55 ИКРБ) лишь в общем виде декларируют раздельный подсчёт бюллетеней, находящихся в ящике для голосования, использовавшемся при досрочном голосовании, находящихся в переносных ящиках и находящихся в ящиках, установленных в помещениях для голосования в день выборов, а также раздельный подсчёт голосов по каждому кандидату в Президенты. В то же время отсутствует норма, обязывающая вносить получаемые результаты в протокол. Это позволяет манипулировать бюллетенями и результатами голосования, искажая волеизъявление избирателей.
1. Проблемы с въездом и пребыванием корреспондентов на территории Республики Беларусь
Въезд и пребывание российских граждан-представителей СМИ на территории Республики Беларусь регламентируется правилами, изложенными в Законе Республики Беларусь о правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь от 3.06.1993 г. а также Договором о создании союзного государства от 8.12.1999 г.
В соответствии с этим правилами «иностранцам в Республике Беларусь… гарантируются неприкосновенность личности и жилища, другие личные права и свободы» (ст.7), «иностранцы имеют право свободно передвигаться и выбирать место жительства в пределах Республики Беларусь…» (ст.8).
Утром 18 марта на вокзале Гродно при прибытии были задержаны Я. Шегидевич и О.Горелик и доставлены в ОВД. После проверки документов и выяснения цели прибытия они были отпущены.
Утром 18 марта по прибытии в г. Солигорск были задержаны и высланы в Россию А.Болдырев, В.Иванов и Г.Панков.
Утром этого же дня сразу по прибытии были задержаны на вокзале в Гомеле и высланы из страны А.Гольмаков, А.Новосёлов и А.Хачатуров.
Днём 19 марта на участке №29 г. Гомеля был задержан В.Валеев. После нескольких часов пребывания в ОВД он был с извинениями отпущен.
19 марта И.Черкасова, командированная в Витебск, обнаружила, что пока она обходила избирательные участки, в квартиру, где она остановилась, заходили посторонние люди и рылись в её вещах.
2. Предвыборная обстановка
Оба дня пребывания представителей вышеупомянутых СМИ в Республике Беларусь граждане сообщали о многочисленных случаях задержания и ареста представителей избирательных штабов кандидатов А.Козулина и А.Милинкевича, участников агитации и доверенных лиц этих кандидатов. Всем задержанным вменялось либо нарушение порядка проведения массовых акций, либо нарушение правил парковки, либо нецензурная брань в общественном месте – независимо от времени суток задержания. Из сообщений СМИ стало известно о задержаниях и высылке из страны депутатов парламентов других государств, международных наблюдателей ОБСЕ.
По сведениям, полученным от граждан, власти чинили препятствия А.Милинкевичу в его встречах с избирателями. Так была сорвана встреча с избирателями у Дворца железнодорожника в Минске – автомобили, шедшие из районов, задерживали, затем группа молодёжи криками не давала ему выступать. Во время встречи этого кандидата в кинотеатре Октябрьского района весь второй ряд был занят бойцами ОМОНа. Встречу на площади Свободы запретили, а площадь залили водой, чтобы было невозможно стоять.
Особенно тревожной была атмосфера в Минске. 18 марта на площади Бангалор, где проходил организованный оппозицией митинг-концерт, находились десятки сотрудников правоохранительных органов устрашающего вида в штатском.
18 марта в Минске представители газеты «Правое дело» С.Ковалёв и В.Гефтер были свидетелями того, как сотрудники правоохранительных органов в штатском вламывались в частную квартиру, арендуемую Обществом объединённых белорусских студентов с целью «поиска взрывчатых веществ».
19 марта С.Ковалёв и М.Шнейдер по вызову одного из активистов правозащитного центра прибыли на арендуемую им квартиру вблизи ж/д вокзала. По словам сотрудников правоохранительных органов в штатском, дежуривших у дверей квартиры, в ней должны были находиться взрывчатые вещества, которых, впрочем, обнаружить не удалось.
В течение 18 и 19 марта белорусские абоненты мобильной связи несколько раз получали на свои телефоны сообщения по веерной рассылке с призывом не выходить вечером 19 марта на Октябрьскую площадь и не пускать туда своих взрослых детей, т.к. организаторы митинга оппозиции «готовят кровопролитие».
В течение дня 19 марта у представителей обеих газет, находящихся на избирательных участках, периодически возникали перебои с мобильной связью.
В день выборов 19 марта наблюдатели от Белорусского республиканского союза молодёжи и т.п. проправительственных организаций в частных беседах с представителями упомянутых газет сообщали, что «народ запуган», но «Лукашенко всё же лучше, чем Майдан, который хотят устроить».
3. Предвыборная агитация
Обнаруженные нарушения правил предвыборной агитации в первую очередь касаются несоразмерного присутствия в наружной агитации и на ТВ одного единственного кандидата – действующего Президента.
На улицах городов, в общественном транспорте, в магазинах присутствовали исключительно агитационные плакаты кандидата в Президенты А.Лукашенко. Несмотря на отсутствие на плакатах фото упомянутого кандидата, лозунги «ЗА независимую Беларусь!», «ЗА стабильную Беларусь!» и т.п. прочно ассоциировались с призывами голосовать за Лукашенко, поскольку аналогичная кампания была развёрнута в 2004 году в поддержку разрешения ему баллотироваться на третий срок. Подобные плакаты доводилось не раз встречать на избирательных участках в день выборов. Агитация за другого кандидата А.Милинкевича была видна на некоторых остановках общественного транспорта и столбах в виде наклеек-стикеров. Наружная агитация за других кандидатов отсутствовала.
18 и 19 марта во всех выпусках новостей национального ТВ показывали встречи действующего президента с избирателями и его выступления. Другие кандидаты не упоминались, их агитационные материалы отсутствовали. Их всех называли одним словом – «оппозиция».
19 марта в каждом выпуске новостей по всем национальным каналом давались репортажи с избирательных участков, где абсолютно все избиратели, отвечая на вопрос журналистов, говорили, что они проголосовали «за стабильную Беларусь», «против перемен и за уверенность в завтрашнем дне», «за социальную политику», повторяя лозунги агитационной кампании действующего президента. Напрямую имя Лукашенко не произносилось. Лишь однажды один из гостей не выдержал и стал агитировать «за батьку». Ведущая вежливо его поправила: «Как бы нам с Вами ни хотелось, сегодня агитировать нельзя».
В нарушение закона до окончания голосования в новостных выпусках сообщались итоги «exit poll» у выхода одного из участков, которые показали огромный отрыв Лукашенко от других кандидатов.
4. Досрочное голосование
В соответствии с ИКРБ досрочное голосование проходило в течение 5 дней – с 14 по 18 марта. Корреспонденты застали лишь последний день досрочного голосования.
Как сообщали наши собеседники, оно проходило в обстановке беспрецедентного использования административного ресурса. В частности, студентов обязывали голосовать досрочно под угрозой мер административного воздействия – вплоть до исключения из ВУЗа. В частности, как сообщали в интервью наблюдатели, студентов БГУИР (Белорусский госуниверситет информатики и радиоэлектроники) замдекана компьютерного программирования силой выгонял из комнат общежития и заставлял идти голосовать досрочно. Такое же давление оказывалось на военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов, сотрудников государственных и муниципальных учреждений.
19 марта председатели участковых комиссий отказывались сообщать коррепондентам данные по количеству проголосовавших в каждый день досрочного голосования, но охотно называли суммарное количество проголосовавших досрочно – на разных участках оно варьировало от 20 до 69% от общего числа избирателей, что значительно превосходило аналогичные показатели для тех же участков 2-летней давности.
Наши собеседники – наблюдатели ряда избирательных участков сообщали о фактах замены ящиков для досрочного голосования, когда металлический ящик превращается в момент подсчёта бюллетеней в ящик из дерева.
5. Голосование в день выборов 19 марта
На всех без исключения участках висели стандартные информационные плакаты о кандидатах, на которых под номером один был помещён портрет действующего президента с информацией о кандидате; остальные кандидаты располагались в алфавитном порядке. На многих участках висели агитационные плакаты, на которых А.Лукашенко поздравляет ветеранов с 60-летием Великой Победы.
На большинстве участков членов обеих групп встречал председатель участковой избирательной комиссии; он же записывал данные корреспондентов и название газет в специальный журнал.
Состав участковой избирательной комиссии практически на всех участках представлен работниками одного предприятия или его подразделения. Председатель комиссии – нынешний либо бывший руководящий работник его администрации.
На всех избирательных участках присутствовали наблюдатели от Белорусского республиканского союза молодёжи, ветеранских, офицерских и женских организаций, белорусского казачества, наблюдатели «от администрации» (так они представлялись). Представители оппозиционных кандидатов присутствовали примерно на четверти участков.
Большинство наблюдателей неохотно вступали в беседу с членами обеих групп. Наблюдатели от БРСМ отказывались разговаривать, ссылаясь на инструктаж, где им говорили, что «им по закону запрещается разговаривать с прессой». Претензии по ходу голосования высказывали исключительно наблюдатели от оппозиционных кандидатов А.Милинкевича и А.Козулина. Жалобы касались запретов наблюдателям перемещаться по территории избирательного участка и приближаться к столам регистрации ближе 10-20 метров.
На некоторых участках председатели участковых комиссий препятствовали корреспондентам общаться с представителями кандидатов от оппозиции, вызывали охранников и выпроваживали с территории избирательного участка.
Примерно на 2/3 избирательных участков председатели участковых избирательных комиссий отказывались предоставлять данные об общем количестве зарегистрированных избирателей.
В целом наблюдатели сообщали о спокойной обстановке на избирательных участках, об отсутствии серьёзных нарушений процедур выдачи бюллетеней, проблем с недопуском избирателей к голосованию и др.
6. Подсчёт голосов
Обстановка на избирательных участках резко изменилась после их закрытия. Многие корреспонденты не были допущены наблюдать за подсчётом голосов. При их появлении на участках накануне закрытия председатели комиссий принимались звонить в территориальные комиссии за получением указаний.
На всех избирательных участках, куда были допущены корреспонденты, процесс подсчёта голосов проходил по одному-двум типовым сценариям и имел сходные особенности:
1) наблюдатели не допускались к столу, за которым шла «сортировка» бюллетеней и подсчёт голосов, ближе 10-15 метров; в тех случаях, когда, усыпив бдительность председателя, секретаря комиссии или «представителя администрации», получалось подойти ближе, обнаружить, что происходит за столом, плотно закрытом спинами членами участковой комиссии, было весьма затруднительно; тем не менее, в редких случаях происходящее за столом удавалось наблюдать;
2) бюллетени из трёх типов ящиков – для досрочного голосования, голосования на дому и стационарных ящиков – последовательно вываливаются на стол и сортируются: каждый член комиссии берёт себе кучку для сортировки; недействительные бюллетени откладываются отдельно и упаковываются;
3) выбраковка недействительных бюллетеней – единственная процедура, позволяющая на глаз оценить соотношение голосов ЗА того или иного кандидата. Все члены группы, которым удалось её подглядеть, отмечают, что в ящиках для предварительного голосования практически 100% бюллетеней содержали отметки ЗА Лукашенко, в то время как в стационарных ящиках находилось примерно одинаковое число бюллетеней с отметками ЗА Милинкевича и ЗА Лукашенко; на некоторых участках наблюдался сдвиг в пользу Милинкевича;
4) результаты отдельно по каждому типу ящиков сообщаются шёпотом секретарю, который записывает их в «рабочий протокол»;
5) бюллетени не проходят реальную сортировку по голосам, поданным ЗА конкретных кандидатов, а сразу раскладываются на четыре неравные стопки: одну большую (примерно 80% всех бюллетеней) и 3 маленьких;
6) абсолютно на всех избирательных участках подсчёт бюллетеней и голосов происходит молча; попытки членов комиссии сказать что-то друг другу пресекаются членом комиссии «с большим опытом работы» (слова председателя одной из избирательных комиссий), члены комиссии сообщают цифры только человеку с «большим опытом работы», который обходит всех по кругу.
При такой системе подсчёта бюллетеней и голосов присутствие наблюдателей бессмысленно, что и продемонстрировала практика – на большинстве участков при подсчёте голосов присутствовали два наблюдателя: от БРСМ и от ветеранской организации, которые не обращали никакого внимания на то, что происходит на участке на всех этапах голосования.
В качестве иллюстрации приведены развёрнутые отчёты корреспондентов, выезжавших в Минск, профессора Литературного института им. М.Горького М.Чудаковой (приложение 1) и председателя Межрегионального объединения избирателей к.ю.н. А.Бузина (приложение 2).
Координатор группы специальных корреспондентов газеты «Правое дело», Председатель Федерального политического совета партии «СОЮЗ ПРАВЫХ СИЛ» Н.Белых
Координатор группы специальных корреспондентов «Новой газеты», Сопредседатель Республиканской партии РФ В.Рыжков
Текст доклада направлен в редакции центральных газет, Администрацию Президента России, Совет Федерации, Государственную Думу, Общественную Палату, Центризбирком, Секретариат Союзного государства России и Белоруссии, ОБСЕ, ПАСЕ, Международный демократический союз, Европейскую народную партию, посольства европейских стран и стран СНГ, Центральную комиссию Республики Беларусь по выборам и референдумам, А.Г.Лукашенко и др.