При этом, как давно желали педагоги и требовал президент, при расчете зарплаты будет учитываться качество преподавания. К этому приведет введение отраслевой системы оплаты труда и введение нормативно-подушевого финансирования. Подобную систему можно было вводить и раньше (и ее пытались внедрить при предыдущем составе кабинета министров), но только национальный проект сформировал систему общественной оценки качества образования, на которую как на объективный рейтинг можно опираться при расчете зарплаты того или иного преподавателя.
Известно, на сегодняшний день отраслевую систему оплаты труда успели внедрить у себя пока только 2 региона: Санкт-Петербург и Тюменская область. Как рассказала нашему корреспонденту член совета развития Комитета по образованию Санкт-Петербурга Наталия Заиченко – она принимала участие в разработке питерской модели отраслевой оплаты труда – при расчете базового оклада в расчет принимался прожиточный минимум в Санкт-Петербурге, затем вводились 4 коэффициента, учитывающие образование учителя, стаж, квалификацию и специфику труда (к примеру, гимназия и коррекционные школы дают повышающий коэффициент к зарплате). В итоге учителя с 5-10 летним стажем получают в северной столице в среднем 12-16 тысяч рублей в месяц. А те, кто только пришел на работу в школу из института – 6 тысяч рублей. Как заверил министр образования и науки, еще несколько регионов постепенно начинают переход на нормативное финансирование и отраслевую оплату труда. В скором времени преимущества новой системы оценят во всех регионах России.
Но это – планы на будущее. Пока же и исполнительная и законодательная власть подводит промежуточные итоги по национальному приоритетному проекту «Образование». Завершились первые конкурсы среди вузов и школ, реализующих инновационные образовательные и научные программы. По итогам конкурса программ, проведенного с участием общественности, победили 17 вузов и 3 тысячи школ. В августе будут завершены конкурсы лучших учителей, которые получат материальное поощрение в размере 100 тысяч рублей, в привычном ритме выплачиваются надбавки классным руководителям. В Государственной думе сочли своевременным провести парламентские слушания, посвященные перспективам и проблемам проекта.
Как с удовлетворением отметили российские парламентарии, нацпроект «Образование» является одним из самых объемных и больших проектов: доплаты классному руководителю коснулись без малого одного миллиона человек, гранты ведущим вузам и школам-лидерам благотворно ощутят на себе еще несколько миллионов человек. Образовательный нацпроект опережает аналогичные проекты в других сферах и по темпам роста расходов. «Мы посмотрели проектировки бюджета на 2007 год, - рассказал председатель Комитета по образованию и науке Николай Булаев, - Объемы финансирования по нацпроектам разные, но темпы роста расходов в области образования выше, чем в любом другом проекте. По первым оценкам, это 62%. Уверен, что в ходе рассмотрения проекта бюджета в Госдуме объемы финансирования образования будут еще увеличены». Кстати, в соответствии с Указом президента, уже увеличено количество премий талантливой молодежи до 5350 в год.
Если же в целом проанализировать рост бюджетных расходов на образовательную сферу, то благодаря национальному проекту, он уже возрос в пять раз. Выступивший перед депутатами министр образования и науки Андрей Фурсенко привел цифры: в 2005 году государство тратило на образование 7 млрд рублей, в 2006-ом – уже около 35 млрд рублей. При этом, по словам министра, удалось разработать и реализовать прозрачный принцип распределения ресурсов и наладить общественный контроль за школами и вузами и, что самое главное, вовлечь родителей, выпускников, педагогов, работодателей в усовершенствование образовательной системы. Например, родительские комитеты и попечительские советы в школах во многих регионах уже «взяли под контроль» директоров, следят как за расходованием спонсорских средств, так и за качеством преподавания и воспитательной работы с детьми. «Впервые оценка качества образования вышла за отраслевые рамки. Сделан важный шаг по формированию общественных критериев. Это эффективный механизм ориентации образования на запросы общества и граждан», - подчеркнул Андрей Фурсенко.
По мнению председателя Комиссии Общественной палаты по вопросам интеллектуального потенциала нации, ректора Государственного университета «Высшая школа экономики» Ярослава Кузьминова, несомненным плюсом проекта является то, что он начался не с организационных преобразований, а с отбора лучших, с поддержки тех, кто не сидит сложа руки, а работает на качество. Лучшие, по его мнению, станут локомотивом развития образовательной системы. За ними начнут подтягиваться остальные. «Финансирование на конкурсной основе программ развития должно стать постоянной практикой», - считает Ярослав Кузьминов.