оборонное наступление
Сюжет недели был задан состоявшимся еще в прошлые выходные в пансионате "Лесные дали" заседанием Совета по внешней и оборонной политике. Интрига, напомним, заключалась в том, что к заседанию тому энергическая часть собранной в Совете беловоротничковой элиты подготовила доклад, утверждающий, что пребывание Ельцина на своем посту до конца срока грозит нам множеством несчастий, если не катастрофой, а потому призывающий патронирующего Совет еще со времен командования разведкой и МИДом Примакова стать спасителем Отечества не медля втуне. Таким образом массовые выступления общественности в поддержку Примакова стали входить в моду (первым было коллективное письмо ряда видных персон в защиту Примакова от Доренко).
Учитывая определенную близость активистов Совета к премьеру и то, что содержание подготовленной бумаги стало известно заранее, весь интерес события заключался в том, как именно отреагирует хитрый премьер на порыв просвещенных патриотов. - Примаков, натурально, горячие внешне-оборонные головы отечески остудил, предложив оставить Ельцина до конца срока за-ради стабильности, поругал построенный в стране "прежними" неправильный "рынок" и обрисовал успехи правительства (катастрофы не было ни в декабре, ни в январе, ни в феврале).
А заседание, в результате, оказалось смотром некоммунистического резерва антиельцинской коалиции и своеобразным круглым столом "примаковцев" и "лужковцев" по вопросам возможной коалиции. Выработанные рекомендации, помимо набора общих мест, призывали к перераспределению исполнительной власти в пользу правительства и его главы, введению поста вице-президента и упрощению процедуры импичмента, что, в общем, вполне могло бы сойти за проект коалиционного соглашения Примакова-Лужкова.
НДР-Ренессанс
Отзвуки прошедшего Совета можно было обнаружить в первые же дни недели в высказываниях новенького главы фракции НДР Вл.Рыжкова, молодого человека, приятного во всех отношениях (ибо любим всеми от Кириенко до коммунистов), которого думцы командировали в комиссию по миру и согласию. Сидевший в "Далях" по левую руку возле Примакова, Рыжков с энергией и рассудительностью всю первую половину недели пропагандировал общедумскую позицию в отношении Конституции: надо менять в пользу парламента, который бы формировал правительство парламентского большинства. - И подкреплял примерами из истории, а также "практики всего цивилизованного мира", как водится.
Любопытно, что такое возрастающее общественное значение нового лидера фракции НДР благотворно сказалось на всем движении. Практически вытесненный в угол политической сцены Черномырдин вдруг встретился с премьером и оброс целым ворохов приятных слухов: назначение спецпредставителем правительства, назначение в Совет директоров "Газпрома" - также представителем от государства...
Последнее особенно важно, ибо увядание Виктора Степановича и подведомственного ему НДРа было, кроме прочего, связано с тем, что некогда родной "Газпром" не мог или не хотел в последнее время активно работать с "Домом" Черномырдина. Назначение же последнего в Совет директоров с перспективой возглавить его и последующее избрание в заместители председателя движения главы газпромовского Национального Резервного Банка А.Лебедева реанимируют холдинг "Наш дом - Газпром". - Но - что примечательно - ключи от него вручены были Черномырдину Примаковым.
симфония
Оно, конечно, на фоне общего антиельцинизма, февральского авитаминоза и тотальной общественной фрустрации, воспринимающей исключительно терапию примаковской государственной невразумительности, тезис о необходимости формирования правительства парламентом весьма популярен и логичен. Да и Согласие, хрупкое дитя дефолта, заменившее нам экономику, политику и мать родную, естественно, хотелось бы превратить в перманентную форму национально-государственного устройства, а от Охотного ряда бы прямо до Дома Белого с лавками и министерствами в стиле "московский лужок" выстроить бы чудо-мост.
Если, однако, отвлечься от мысленных картин симфонии правительства и Думы, и от текущей политической конъюнктуры (малодеятельный президент и распасовка текущих хозяйственных решений Думой и правительством на двоих), то следует иметь в виду, что подобная правка Конституции (формирование правительства парламентского большинства) означает кардинальное изменение внутриполитического устройства. - Это будет немного другая страна!
очень большой Совмин
Если даже не говорить о проблеме ядерной сверхдержавы, каковой Россия пока остается и каковая предполагает исключительно высокий системный статус "первого лица", а также о федеративной проблеме: между Думой и Советом федерации не остается арбитра, третьей стороны, обладающей уникальной легитимностью всенародно избранного, - если даже не говорить обо всем этом, то сама политическая модель "Дума - Правительство" явилась бы сегодня легализацией постепенно складывавшейся и вполне реализованной нынешней осенью системы корпоративного лоббизма как главного механизма политической жизни.
В отсутствии партийной системы, отражающей реальную структуру социальных интересов, и в условиях - наоборот - постоянного партийного почкования, главным принципом которого является - "кто сошьет коту самый красивый мешок?", эта структура (Дума и формируемое ей правительство) естественно превращается в единый двухступенчатый орган корпоративного лоббизма - род большого (весьма большого) Совмина, размазывающего по себе обширному ответственность и замешивающего законодательные, исполнительные и контрольные функции в одну кашу общего Согласия.
техника конституционного саботажа
Однако главным и любопытным парадоксом является, пожалуй, то, что необходимость изменения Конституции, о которой в один голос твердят пришедшие к согласию элиты, и о котором с такой умеренностью и убедительностью рассуждает Рыжков junior, проистекает непосредственно из того, что два состава Думы, находившиеся в состоянии перманентной и временами жесточайшей оппозиции исполнительной власти, НИ РАЗУ (!) за пять лет не воспользовались имеющимися конституционными процедурами воздействия на нее и выражения ей формального недоверия. Таковыми главными политическими конституционными механизмами в руках Думы являются, как известно, право 1) отклонения бюджета, 2) выражения недоверия правительству, 3) отклонение президентской кандидатуры премьера.
Дума ни разу не пошла на то, чтобы подтвердить в рамках этих процедур (выражение недоверия - роспуск - новые выборы, после которых Думу уже нельзя распустить) легитимность своей оппозиции "курсу", который вот уже пять лет с неослабевающей энергией намеревается менять. - В особенности комичны, конечно, были думские жалобы во время весенней эпопеи утверждения Кириенко на то, что злодей Президент, дядька без сердца, "выкручивает им руки", предлагая издевательски одного и того же "технократа" раз за разом и не оставляя никакого выхода.
Иными словами саму возможность исполнения своих основных конституционных функций Дума отвергала с порога и с обидчивым возмущением. И, в общем, никому особенно объяснять не пришлось, почему это и как бессердечный дядька им эти государственные оппозиционные руки выкручивал. - А фатера? А дела недоделанные? И вообще - человеческий фактор.
чаепитие с хулиганом
В действительности, рассматриваемое сегодня как некое общенациональное достижение Согласие, единственной угрозой коему подразумевается неуемный и зловредный президент Ельцин, есть прямая альтернатива упомянутым конституционным процедурам, подразумевающим разделение функций, обязанностей и ответственности. Но самое интересное в анатомии благонаступившего Согласия заключается именно в том, что его поддержание и становится главной целью и содержанием всей политической и общественной жизни. Казалось бы достигнутое осенью при назначении премьера Думой, оно вот уже почти полгода требует от нас исключительно внимательного к себе отношения и неустанной заботы. От журналистов - осторожности в высказываниях, от думцев - принятия игрушечного бюджета, от правительства - экономического бездействия, от президента - санаторного режима.
Не дразните хулигана - а то он вам в чай наплюет!