будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Февраль 22, 1999
Архив проектов
Рогов Кирилл

Из жизни политических фантомов: Согласие против Конституции

оборонное наступление

Сюжет недели был задан состоявшимся еще в прошлые выходные в пансионате "Лесные дали" заседанием Совета по внешней и оборонной политике. Интрига, напомним, заключалась в том, что к заседанию тому энергическая часть собранной в Совете беловоротничковой элиты подготовила доклад, утверждающий, что пребывание Ельцина на своем посту до конца срока грозит нам множеством несчастий, если не катастрофой, а потому призывающий патронирующего Совет еще со времен командования разведкой и МИДом Примакова стать спасителем Отечества не медля втуне. Таким образом массовые выступления общественности в поддержку Примакова стали входить в моду (первым было коллективное письмо ряда видных персон в защиту Примакова от Доренко).

Учитывая определенную близость активистов Совета к премьеру и то, что содержание подготовленной бумаги стало известно заранее, весь интерес события заключался в том, как именно отреагирует хитрый премьер на порыв просвещенных патриотов. - Примаков, натурально, горячие внешне-оборонные головы отечески остудил, предложив оставить Ельцина до конца срока за-ради стабильности, поругал построенный в стране "прежними" неправильный "рынок" и обрисовал успехи правительства (катастрофы не было ни в декабре, ни в январе, ни в феврале).

А заседание, в результате, оказалось смотром некоммунистического резерва антиельцинской коалиции и своеобразным круглым столом "примаковцев" и "лужковцев" по вопросам возможной коалиции. Выработанные рекомендации, помимо набора общих мест, призывали к перераспределению исполнительной власти в пользу правительства и его главы, введению поста вице-президента и упрощению процедуры импичмента, что, в общем, вполне могло бы сойти за проект коалиционного соглашения Примакова-Лужкова.

НДР-Ренессанс

Отзвуки прошедшего Совета можно было обнаружить в первые же дни недели в высказываниях новенького главы фракции НДР Вл.Рыжкова, молодого человека, приятного во всех отношениях (ибо любим всеми от Кириенко до коммунистов), которого думцы командировали в комиссию по миру и согласию. Сидевший в "Далях" по левую руку возле Примакова, Рыжков с энергией и рассудительностью всю первую половину недели пропагандировал общедумскую позицию в отношении Конституции: надо менять в пользу парламента, который бы формировал правительство парламентского большинства. - И подкреплял примерами из истории, а также "практики всего цивилизованного мира", как водится.

Любопытно, что такое возрастающее общественное значение нового лидера фракции НДР благотворно сказалось на всем движении. Практически вытесненный в угол политической сцены Черномырдин вдруг встретился с премьером и оброс целым ворохов приятных слухов: назначение спецпредставителем правительства, назначение в Совет директоров "Газпрома" - также представителем от государства...

Последнее особенно важно, ибо увядание Виктора Степановича и подведомственного ему НДРа было, кроме прочего, связано с тем, что некогда родной "Газпром" не мог или не хотел в последнее время активно работать с "Домом" Черномырдина. Назначение же последнего в Совет директоров с перспективой возглавить его и последующее избрание в заместители председателя движения главы газпромовского Национального Резервного Банка А.Лебедева реанимируют холдинг "Наш дом - Газпром". - Но - что примечательно - ключи от него вручены были Черномырдину Примаковым.

симфония

Оно, конечно, на фоне общего антиельцинизма, февральского авитаминоза и тотальной общественной фрустрации, воспринимающей исключительно терапию примаковской государственной невразумительности, тезис о необходимости формирования правительства парламентом весьма популярен и логичен. Да и Согласие, хрупкое дитя дефолта, заменившее нам экономику, политику и мать родную, естественно, хотелось бы превратить в перманентную форму национально-государственного устройства, а от Охотного ряда бы прямо до Дома Белого с лавками и министерствами в стиле "московский лужок" выстроить бы чудо-мост.

Если, однако, отвлечься от мысленных картин симфонии правительства и Думы, и от текущей политической конъюнктуры (малодеятельный президент и распасовка текущих хозяйственных решений Думой и правительством на двоих), то следует иметь в виду, что подобная правка Конституции (формирование правительства парламентского большинства) означает кардинальное изменение внутриполитического устройства. - Это будет немного другая страна!

очень большой Совмин

Если даже не говорить о проблеме ядерной сверхдержавы, каковой Россия пока остается и каковая предполагает исключительно высокий системный статус "первого лица", а также о федеративной проблеме: между Думой и Советом федерации не остается арбитра, третьей стороны, обладающей уникальной легитимностью всенародно избранного, - если даже не говорить обо всем этом, то сама политическая модель "Дума - Правительство" явилась бы сегодня легализацией постепенно складывавшейся и вполне реализованной нынешней осенью системы корпоративного лоббизма как главного механизма политической жизни.

В отсутствии партийной системы, отражающей реальную структуру социальных интересов, и в условиях - наоборот - постоянного партийного почкования, главным принципом которого является - "кто сошьет коту самый красивый мешок?", эта структура (Дума и формируемое ей правительство) естественно превращается в единый двухступенчатый орган корпоративного лоббизма - род большого (весьма большого) Совмина, размазывающего по себе обширному ответственность и замешивающего законодательные, исполнительные и контрольные функции в одну кашу общего Согласия.

техника конституционного саботажа

Однако главным и любопытным парадоксом является, пожалуй, то, что необходимость изменения Конституции, о которой в один голос твердят пришедшие к согласию элиты, и о котором с такой умеренностью и убедительностью рассуждает Рыжков junior, проистекает непосредственно из того, что два состава Думы, находившиеся в состоянии перманентной и временами жесточайшей оппозиции исполнительной власти, НИ РАЗУ (!) за пять лет не воспользовались имеющимися конституционными процедурами воздействия на нее и выражения ей формального недоверия. Таковыми главными политическими конституционными механизмами в руках Думы являются, как известно, право 1) отклонения бюджета, 2) выражения недоверия правительству, 3) отклонение президентской кандидатуры премьера.

Дума ни разу не пошла на то, чтобы подтвердить в рамках этих процедур (выражение недоверия - роспуск - новые выборы, после которых Думу уже нельзя распустить) легитимность своей оппозиции "курсу", который вот уже пять лет с неослабевающей энергией намеревается менять. - В особенности комичны, конечно, были думские жалобы во время весенней эпопеи утверждения Кириенко на то, что злодей Президент, дядька без сердца, "выкручивает им руки", предлагая издевательски одного и того же "технократа" раз за разом и не оставляя никакого выхода.

Иными словами саму возможность исполнения своих основных конституционных функций Дума отвергала с порога и с обидчивым возмущением. И, в общем, никому особенно объяснять не пришлось, почему это и как бессердечный дядька им эти государственные оппозиционные руки выкручивал. - А фатера? А дела недоделанные? И вообще - человеческий фактор.

чаепитие с хулиганом

В действительности, рассматриваемое сегодня как некое общенациональное достижение Согласие, единственной угрозой коему подразумевается неуемный и зловредный президент Ельцин, есть прямая альтернатива упомянутым конституционным процедурам, подразумевающим разделение функций, обязанностей и ответственности. Но самое интересное в анатомии благонаступившего Согласия заключается именно в том, что его поддержание и становится главной целью и содержанием всей политической и общественной жизни. Казалось бы достигнутое осенью при назначении премьера Думой, оно вот уже почти полгода требует от нас исключительно внимательного к себе отношения и неустанной заботы. От журналистов - осторожности в высказываниях, от думцев - принятия игрушечного бюджета, от правительства - экономического бездействия, от президента - санаторного режима.

Не дразните хулигана - а то он вам в чай наплюет!

Рогов Кирилл
читайте также
Архив проектов
АЭС России снова побьют рекорд в выработке электроэнергии
Декабрь 25, 2020
Архив проектов
Депутат Госдумы Владимир Гутенев: Росатом в этом году продемонстрировал хорошие результаты в своих традиционных сферах деятельности
Декабрь 25, 2020
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).