Всё больше пешеходов стремятся стать автомобилистами. Машина - это необходимость, комфорт, определенный статус, и член семьи, в конце концов. Многие честные пешеходы долгие годы откладывали свои сбережения на решение жилищного вопроса, но после того, как цены на жилье взлетели, многие решили вложить накопленные средства в автомобиль - тоже не плохо! Только бы при этом не обмануться! А это, как показывает практика, элементарно!
Приобретают автомобили по-разному: у знакомых, через Интернет, у официальных дилеров и т.п. Иногда возникает любовь к машине с первого взгляда, её берут, несмотря ни на что. Случается при этом всякое. Так, один добропорядочный гражданин решил взять в кредит подержанный автомобиль:
- Всё меньше банку возвращать придётся, - так рассуждал (бывший теперь) автовладелец.
Все формальности с банком были завершены, и пришло время - Не тут-то было! Любимая собака нового владельца ужасно волновалась в авто, выла и рычала. Обычно спокойный пёс невзлюбил нового члена семьи. И, оказалось, что дело - не в ревности - когда вскрыли заднее сиденье, обнаружили полуразложившиеся человеческие останки. В итоге машину изъяли до выяснения обстоятельств - не хорошее оказалось прошлое у этой машины. Покупателю не повезло, с банком всё равно рассчитываться придется, а вот ещё один автомобиль что-то уже и не хочется заводить. Человека можно понять, не правда ли?
В целом, покупатель не защищен на автомобильном рынке, особенно, если какие-то этапы сделки он пускает на самотек, не вникая в детали, и полностью строит свои отношения с продавцом на доверии. При этом опасность потерять свои трудовые очень велика.
Как это бывает? По-разному. Многие покупатели страдают оттого, что, не читая, подписывают договор купли-продажи автомобиля, особо не вникая в его содержание. Многие недобросовестные продавцы этим пользуются.
Часто перекупщики (юридические или физического лица) покупают у официального дилера несколько автомобилей по хорошей цене, затем туманят головы покупателям следующим образом. После демонстрации достоинств автомобиля покупателю объявляется та же цена, что и у официального дилера. Покупатель, не чувствуя подвоха, отправляется в кассу со своими деньгами.
В кассе его могут ждать сразу несколько сюрпризов:
- курс валюты там значительно отличается от курса ЦБ (в большую сторону, естественно), если цена в договоре в долларах, а оплачивают рублями - придётся расстаться с гораздо большей суммой;
- непременно оказывается, что в объявленную стоимость автомобиля не включен налог на добавочную стоимость (НДС). Таким образом, если покупатель рассчитывал приобрести автомобиль, например, за 400 000 рублей, то в кассе он оплачивает на 18% больше! (это дополнительно около 60000 рублей!!) И в итоге ему приходится согласиться с этой надбавкой (неприятно, конечно), ему показывают пальцем на соответствующий пункт договора, который он подмахнул, не глядя. В тексте договора обнаруживается ещё целый ряд незамеченных условий: если вдруг покупатель отказывается оплачивать НДС, то с него удерживается 70-80% от стоимости уже установленного дополнительного оборудования (или указывается какая-нибудь другая штрафная сумма - по ситуации). Как правило, выходит довольно внушительная сумма.
Чаще покупатель приходит к выводу, что лучше заплатить больше, чем нести какие-либо потери. Приходит осознание своей поспешности и безответственности, за которые приходится расплачиваться. Порядочный же человек! И ему неудобно! И в это момент его разводят по полной программе. Выясняется, что на машину уже установлено очень хорошее дополнительное оборудование, и что за него надо тоже заплатить (причем, стоимость оборудования и работ по его установке в 5-6 раз выше действующих).
Психологически тут тоже всё просчитано - вроде бы только что воплощалась мечта человека стать автовладельцем - и нужно просто еще потерпеть, чтобы она все-таки воплотилась. Каждый хватается за любую возможность преодолеть последний барьер, если надо, он займет и отдаст - скорей бы уж! Мало, кто решается в такой ситуации искать правды и справедливости.
Нельзя сказать при этом, что «издержки» бизнеса перекупщиков не волнуют представителей автомобильных компаний.
Например, руководителям дилерских центров и отделов продаж "Ниссан" разослано предупреждение из отдела продаж ООО «Нисcан Мотор Рус»:
"Сообщаем для Вашей информации, что ООО "Эвидан", ООО "Ликана", ООО "ЭлегантАвто", ООО "АвтоСтарт М" (входящие в Группу компаний «Вилатон»), г.Москва, осуществляют покупку автомобилей у дилеров "Ниссан" с целью их последующей перепродажи".
Вероятно, было бы разумно знакомить с содержанием таких писем не только продавцов, но и покупателей.