будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Август 20, 2002
Архив проектов

Как падают вертолеты

В последние годы вертолетные аварии занимают все более важное место в статистике авиакатастроф (в 2000 году в России на вертолетные происшествия приходилось 30% всех авиакатастроф - 14 из 47). Это, по-видимому, объясняется прежде всего большим количеством машин, а в России - еще двумя факторами: изношенностью техники и малым налетом (то есть попросту недостаточным опытом) пилотов. При этом число жертв при катастрофах небольших машин, разумеется, на порядок меньше, чем при крушениях огромных лайнеров. Впрочем, с появлением таких гигантов, как Ми-26, число жертв резко возрастет. Авария 19 августа - видимо, самая трагическая за всю историю вертолетной техники.

Ми-26 создавался для замены вертолетов Ми-6 и Ми-10. Как и предшественники, он не имеет равных в мире по грузоподъемности - может нести до 20 тонн. Ми-26 был разработан в 1977 году, в серию запущен в 1984. Построено, по некоторым данным, до 280 машин, возможно - около 400. В настоящее время в эксплуатации находятся около 50 вертолетов. С Ми-26 произошло несколько тяжелых катастроф, первая - во время испытаний в 1985 году - была вызвана технической причиной: поломкой трансмиссии хвостового винта. Более половины катастроф этой машины связаны с "человеческим фактором" (ошибка экипажа). Огромные размеры машины делают ее достаточно уязвимой. Почти четверть аварий Ми-26 произошли в результате поражения огнем ПВО. В апреле и мае 1992 года в Нагорном Карабахе были сбиты один за другим два Ми-26 Закавказского военного округа. Один из них перевозил 50 беженцев. Точное число жертв неизвестно, но счет шел на десятки жизней.

Еще один аспект вертолетных аварий: из-за того, что этим транспортом часто пользуются высокопоставленные персоны и просто известные люди, катастрофы вертолетов часто привлекают внимание, несмотря даже на сравнительно небольшое число жертв. Только за последний год в авариях вертолетов погиб красноярский губернатор Лебедь, в Чечне - группа генералов МВД, на Кипре и в Анголе разбились высшие армейские чины. Несколько лет назад жертвой вертолетной катастрофы стал Святослав Федоров. На западе самое известное вертолетное происшествие - гибель в 1990 году великого блюзмена Стиви Рей Воэна.

Вертолетные катастрофы в Чечне происходят достаточно часто и по разным причинам. Официальные версии кажутся не всегда объективными: военные стараются как можно реже признавать, что та или иная машина сбита боевиками. По крайней мере один Ми-26 погиб за время второй чеченской кампании. Это было еще в 1999 году, когда груженный боеприпасами вертолет загорелся и взорвался на аэродроме. Жертв тогда удалось избежать.
Наиболее значительные вертолетные катастрофы последнего времени:

В мире:

7 апреля 2001, Вьетнам:
вертолет, на борту которого находились сотрудники организации, занимающейся поисками пропавших во время вьетнамской войны американских солдат, упал в джунгли. 17 погибших, из них шестеро американцев. Причина - метеоусловия (внезапный шквальный ветер).

17 декабря 2001, Ангола
: в катастрофе вертолета к северу от столицы Луанды погибло не менее 40 человек. Через полгода в еще одной вертолетной катастрофе в Анголе погибают несколько высокопоставленных военных.

4 марта 2002, Афганистан:
американский десантный вертолет MH-47 Chinook, подбитый талибами, совершил вынужденную посадку. Семеро погибли, 10 раненых.

15 июня 2002, Испания:
в катастрофе вертолета погибает 8 человек.

9 июля 2002, Кипр:
в катастрофе вертолета погибли все пятеро находившихся на борту, в том числе командир Национальной гвардии и командующий ВВС страны. Вертолет взорвался в воздухе.

В России:

16 марта 1999: катастрофа Ми-8 на Камчатке, погиб 21 человек.

31 января 2001: Ми-8 на упал на Чукотке. 11 погибших, в
том числе двое детей.

5 ноября 2001:
военный Ми-8 врезался в радиомачту под Петербургом. По меньшей мере пять членов экипажа погибли. Причина - метеоусловия (видимость не более 100 метров).

13 ноября 2001: катастрофа Ми-8 в Якутии. 11 погибших.

27 апреля 2002:
вертолет губернатора Красноярского края Александра Лебедя налетел на линию электропередач в районе поселка Ермаки. Губернатор направлялся на открытие новой горнолыжной трассы. Лебедь и еще четверо из тех, кто находился на борту, погибли, еще 11 были ранены. Официальная версия - плохие метеоусловия. Первоначально сообщалось, что пилоты отказывались лететь в такую погоду, однако их заставили.

7 мая 2002:
на Алтае разбился учебный Ми-8 Минобороны. Обломки были обнаружены в горах, все находившиеся на борту погибли.

10 июля 2002:
вертолет Ми-6, на борту которого было 12 геологов и 9 членов экипажа, исчез в районе погранзаставы Эклипс на Таймыре. Обломки и тела погибших найдены только 18 июля. Главная версия - техническая неисправность.

В Чечне:

25 сентября 1999:
под Ботлихом (Дагестан) при посадке загорелся и взорвался Ми-26, перевозивший боеприпасы. Причина - ошибка экипажа. Вертолет полностью сгорел, однако жертв удалось избежать.

14 августа 2001: Ми-8 Федеральной пограничной службы упал во время высадки десанта в горах недалеко от селения Тусхорой. Высаживая пограничников на горную площадку, расположенную на высоте 2 тыс. метров, вертолет завалился на бок и упал в ущелье. Погибли трое солдат. Причина - потеря управления.

2 сентября 2001: транспортный Ми-8 упал в горах на границе Чечни и Дагестана. Четверо военнослужащих погибли, двое получили ранения различной степени тяжести. Официальная причина - техническая неисправность.

27 января 2002: военный МИ-8 взорвался в воздухе близ станицы Шелковская на севере Чечни. Вертолет направлялся из Ханкалы в Моздок. Все находившиеся на борту - четыре члена экипажа и 11 пассажиров - погибли. В том числе - заместитель министра внутренних дел по Южному округу генерал-лейтенант Михаил Рудченко, командующий группировкой внутренних войск в Чечне генерал-лейтенант Николай Гаридов и другие высокопоставленные милиционеры. Версии противоречивы. Первоначальные сообщения - вертолет сбит с земли - военные по понятным причинам усердно опровергали. Иные версии - теракт или неосторожное обращение с оружием на борту.

29 января 2002: в Веденском районе обстрелян и упал военно-транспортный Ми-8. Жертв удалось избежать.

3 февраля 2002: пропал без вести боевой Ми-24 ФПС. Впоследствии выяснилось, что вертолет врезался в гору в районе Аргунского ущелья. Все трое членов экипажа погибли.

7 февраля 2002: в Ханкале военный Ми-8 упал при взлете с высоты около 50 метров и взорвался. 7 пассажиров погибли, трое членов экипажа остались в живых. Причина - техническая неисправность.

Другие досье на Полит.Ру:

Газовые катастрофы

Челябинское дело (дело Головлева)

Убийства депутатов Госдумы

Грузино-абхазский конфликт

Все досье

читайте также
Архив проектов
АЭС России снова побьют рекорд в выработке электроэнергии
Декабрь 25, 2020
Архив проектов
Депутат Госдумы Владимир Гутенев: Росатом в этом году продемонстрировал хорошие результаты в своих традиционных сферах деятельности
Декабрь 25, 2020
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).