В последние годы вертолетные аварии занимают все более важное место в статистике авиакатастроф (в 2000 году в России на вертолетные происшествия приходилось 30% всех авиакатастроф - 14 из 47). Это, по-видимому, объясняется прежде всего большим количеством машин, а в России - еще двумя факторами: изношенностью техники и малым налетом (то есть попросту недостаточным опытом) пилотов. При этом число жертв при катастрофах небольших машин, разумеется, на порядок меньше, чем при крушениях огромных лайнеров. Впрочем, с появлением таких гигантов, как Ми-26, число жертв резко возрастет. Авария 19 августа - видимо, самая трагическая за всю историю вертолетной техники.
Ми-26 создавался для замены вертолетов Ми-6 и Ми-10. Как и предшественники, он не имеет равных в мире по грузоподъемности - может нести до 20 тонн. Ми-26 был разработан в 1977 году, в серию запущен в 1984. Построено, по некоторым данным, до 280 машин, возможно - около 400. В настоящее время в эксплуатации находятся около 50 вертолетов. С Ми-26 произошло несколько тяжелых катастроф, первая - во время испытаний в 1985 году - была вызвана технической причиной: поломкой трансмиссии хвостового винта. Более половины катастроф этой машины связаны с "человеческим фактором" (ошибка экипажа). Огромные размеры машины делают ее достаточно уязвимой. Почти четверть аварий Ми-26 произошли в результате поражения огнем ПВО. В апреле и мае 1992 года в Нагорном Карабахе были сбиты один за другим два Ми-26 Закавказского военного округа. Один из них перевозил 50 беженцев. Точное число жертв неизвестно, но счет шел на десятки жизней.
Еще один аспект вертолетных аварий: из-за того, что этим транспортом часто пользуются высокопоставленные персоны и просто известные люди, катастрофы вертолетов часто привлекают внимание, несмотря даже на сравнительно небольшое число жертв. Только за последний год в авариях вертолетов погиб красноярский губернатор Лебедь, в Чечне - группа генералов МВД, на Кипре и в Анголе разбились высшие армейские чины. Несколько лет назад жертвой вертолетной катастрофы стал Святослав Федоров. На западе самое известное вертолетное происшествие - гибель в 1990 году великого блюзмена Стиви Рей Воэна.
Вертолетные катастрофы в Чечне происходят достаточно часто и по разным причинам. Официальные версии кажутся не всегда объективными: военные стараются как можно реже признавать, что та или иная машина сбита боевиками. По крайней мере один Ми-26 погиб за время второй чеченской кампании. Это было еще в 1999 году, когда груженный боеприпасами вертолет загорелся и взорвался на аэродроме. Жертв тогда удалось избежать.
Наиболее значительные вертолетные катастрофы последнего времени:
В мире:
7 апреля 2001, Вьетнам: вертолет, на борту которого находились сотрудники организации, занимающейся поисками пропавших во время вьетнамской войны американских солдат, упал в джунгли. 17 погибших, из них шестеро американцев. Причина - метеоусловия (внезапный шквальный ветер).
17 декабря 2001, Ангола: в катастрофе вертолета к северу от столицы Луанды погибло не менее 40 человек. Через полгода в еще одной вертолетной катастрофе в Анголе погибают несколько высокопоставленных военных.
4 марта 2002, Афганистан: американский десантный вертолет MH-47 Chinook, подбитый талибами, совершил вынужденную посадку. Семеро погибли, 10 раненых.
15 июня 2002, Испания: в катастрофе вертолета погибает 8 человек.
9 июля 2002, Кипр: в катастрофе вертолета погибли все пятеро находившихся на борту, в том числе командир Национальной гвардии и командующий ВВС страны. Вертолет взорвался в воздухе.
В России:
16 марта 1999: катастрофа Ми-8 на Камчатке, погиб 21 человек.
31 января 2001: Ми-8 на упал на Чукотке. 11 погибших, в
том числе двое детей.
5 ноября 2001: военный Ми-8 врезался в радиомачту под Петербургом. По меньшей мере пять членов экипажа погибли. Причина - метеоусловия (видимость не более 100 метров).
13 ноября 2001: катастрофа Ми-8 в Якутии. 11 погибших.
27 апреля 2002: вертолет губернатора Красноярского края Александра Лебедя налетел на линию электропередач в районе поселка Ермаки. Губернатор направлялся на открытие новой горнолыжной трассы. Лебедь и еще четверо из тех, кто находился на борту, погибли, еще 11 были ранены. Официальная версия - плохие метеоусловия. Первоначально сообщалось, что пилоты отказывались лететь в такую погоду, однако их заставили.
7 мая 2002: на Алтае разбился учебный Ми-8 Минобороны. Обломки были обнаружены в горах, все находившиеся на борту погибли.
10 июля 2002: вертолет Ми-6, на борту которого было 12 геологов и 9 членов экипажа, исчез в районе погранзаставы Эклипс на Таймыре. Обломки и тела погибших найдены только 18 июля. Главная версия - техническая неисправность.
В Чечне:
25 сентября 1999: под Ботлихом (Дагестан) при посадке загорелся и взорвался Ми-26, перевозивший боеприпасы. Причина - ошибка экипажа. Вертолет полностью сгорел, однако жертв удалось избежать.
14 августа 2001: Ми-8 Федеральной пограничной службы упал во время высадки десанта в горах недалеко от селения Тусхорой. Высаживая пограничников на горную площадку, расположенную на высоте 2 тыс. метров, вертолет завалился на бок и упал в ущелье. Погибли трое солдат. Причина - потеря управления.
2 сентября 2001: транспортный Ми-8 упал в горах на границе Чечни и Дагестана. Четверо военнослужащих погибли, двое получили ранения различной степени тяжести. Официальная причина - техническая неисправность.
27 января 2002: военный МИ-8 взорвался в воздухе близ станицы Шелковская на севере Чечни. Вертолет направлялся из Ханкалы в Моздок. Все находившиеся на борту - четыре члена экипажа и 11 пассажиров - погибли. В том числе - заместитель министра внутренних дел по Южному округу генерал-лейтенант Михаил Рудченко, командующий группировкой внутренних войск в Чечне генерал-лейтенант Николай Гаридов и другие высокопоставленные милиционеры. Версии противоречивы. Первоначальные сообщения - вертолет сбит с земли - военные по понятным причинам усердно опровергали. Иные версии - теракт или неосторожное обращение с оружием на борту.
29 января 2002: в Веденском районе обстрелян и упал военно-транспортный Ми-8. Жертв удалось избежать.
3 февраля 2002: пропал без вести боевой Ми-24 ФПС. Впоследствии выяснилось, что вертолет врезался в гору в районе Аргунского ущелья. Все трое членов экипажа погибли.
7 февраля 2002: в Ханкале военный Ми-8 упал при взлете с высоты около 50 метров и взорвался. 7 пассажиров погибли, трое членов экипажа остались в живых. Причина - техническая неисправность.
Другие досье на Полит.Ру:
Газовые катастрофы
Челябинское дело (дело Головлева)
Убийства депутатов Госдумы
Грузино-абхазский конфликт
Все досье