Хроника борьбы за мир: стимуляторы и имитаторы
Реакция Зюганова на только что вроде бы согласованный документ думского согласия вполне ожидаема и естественна. На самом деле, по странному стечению обстоятельств, при утверждении сегодняшнего "согласованного" проекта - казалось бы, важнейшего козырного думского документа - представителя КПРФ вчера вовсе не оказалось поблизости (коммунист Зоркальцев был, вишь ты, в командировке, а тов. И.Мельников встречался с коллегами из германской ПДС). Но дело не в этих обстоятельствах житейской парламентской текучки, а в том, что - на самом деле проект согласия и происходящее вокруг него сегодня не имеет никакого реального политического содержания.
Напомним, что историю с согласием инициировал премьер, проведший как бы неловкую разведку боем. Он предложил - в полном соответствии со своим имиджем - нечто вроде примирительного пакта: коммунисты умеряют пыл импичмента и кампаний за отставку Ельцина, Ельцин обязывается не отправлять кабинет в отставку (буде вдруг выздоровеет), а кабинет под руководством Примакова, чуть защищенный и от тех, и от других, будет свое незлобивое и сумеречное дело продолжать до выборов.
Идея всем конкретно не понравилась.
Коммунисты ответили на нее кампанией: "даешь импичмент!" и "руки прочь от Маслюкова!". Администрация Ельцина - тяжелыми мужскими разговорами с инициировавшей примирение разведкой. - Но так у нас уж принято с советских времен, что, по гамбургскому счету, - мы все за мир и за разрядку напряженности. А потому каждый вынужден был volens nolens поучаствовать в процессе.
Администрация предложила свой пакет. Идея мира в нем понималась как: мораторий на пересмотр конституции, разработка законодательства, призванного хоть как-то смягчить и ограничить предстоящие предвыборные вакханалии, и - в качестве уступки - обязательство советоваться с парламентом в тот момент, когда Ельцин (буде выздоровеет) соберется отправить правительство в отставку.
Инициатива перешла в руки Думы. Настала ее очередь оказать свою приверженность миру. И Дума решила обсуждать согласие, выдвинув при этом в качестве своих представителей в многостороннюю комиссию руководителей фракций НДР и "Российские регионы", соответственно - Вл.Рыжкова и О.Морозова. И это очень важно.
Оба они являются не "партийными" людьми, а именно политфункционерами, говорящими в Белом Доме на языке Белого Дома, в Администрации на языке Администрации, ну а в парламенте - на думском наречии с привкусом умеренной оппозиционности, а потому - людьми, специализирующимися на челночной дипломатии. Свою позицию, на условиях которой и были командированы в комиссию, они публично заявили: без резкостей, оппозиционного треска и отставок - к компромиссному (по сравнению с требованиями коммунистов) перераспределению функций в пользу Думы, пусть даже и не этого созыва, но законодательно (конституционно) закрепленному. - Это на самом деле и есть объединяющая идея для всего парламента, а потому и выдвижение "умеренных" в ее глашатаи устраивало всех.
Однако для всех сторон основными и насущными на самом деле являются все-таки не стратегические, а тактические задачи, ибо главным содержанием политической жизни уже стали сегодня пред-предвыборные маневры. Соответственно, и лучшим результатом является сам процесс. Уже ровно полгода тянется история с импичментом, участие в мирном процессе и периодические всплески бескомпромиссности (типа сегодняшнего заявления Зюганова) позволяют коммунистам имитировать традиционное оппозиционное противостояние исполнительной власти на фоне реального (не абсолютного, но очень значительного) контроля над правительством и практической заинтересованности в сохранении этого статус кво. Интересы правительства - на данный день - почти такие же: "мирный процесс" не позволяет разделить политические и экономические аспекты его деятельности и автоматически пролонгирует функцию Примакова как стабилизатора политического кризиса: уж лучше хоть какое, не катастрофически вредное правительство, чем шум, бардак и свара. Наконец, для Администрации "мирный процесс" также является формой страховки - в связи с необоримой язвой Президента.
(К.Р.)