1. За последние 150 лет в России уже несколько раз складывалась ситуация, когда события развивались по идентичному сценарию: Либеральные реформы ® Бурный подъем экономики ® Столкновение групповых интересов по поводу дележа возросшего экономического «пирога» и искушение воспользоваться плодами подъема для реализации геополитических амбиций ® Рост социальной напряженности на фоне втягивания в гонку вооружений ® Свертывание реформ, внешние и внутренние конфликты ® Политическая и социальная катастрофа.
2. Россия в прошедший период своей истории столкнулась с известной проблемой «тройного перехода»: от советского (авторитарного) государства к демократии, от планового хозяйства к частной собственности и рынку, и от республики в составе другой огромной страны к самостоятельному государству.
3. Общие цели модернизации России 2007 года не отличаются и не могут отличаться от целей трансформации 1991 года: демократическое развитие общества, приближение уровня благосостояния граждан к европейскому уровню, реорганизация государства с точки зрения эффективности его институтов как для успешного решения задач внутри страны, так и для конкурентоспособности в системе международных отношений.
4. Сейчас страна стоит перед реальным выбором стратегий развития на обозримое будущее, хотя этот выбор не так уж велик:
- Мобилизация - концентрация ресурсов государством и их перераспределение в пользу выбранных по геополитическим мотивам приоритетных направлений (инфраструктура, энергетика, авиастроение, нанотехнологии и т.п.), которые должны создать потенциал для надежной обороноспособности и повышения качества жизни населения;
- Рантье - максимизация ренты от природных ресурсов и ее перераспределение в форме социальных трансфертов населению;
- Инерция - маневрирование между группами интересов, борющихся за доступ к ресурсам, акцент на меры тактического характера, приоритет экономической и политической «стабильности» над болезненными преобразованиями, необходимыми для развития;
- Модернизация - поэтапное формирование общественных коалиций для глубокой модернизации институциональных механизмов, отвечающих за инновационную и инвестиционную активность, качество общественных институтов и государственного управления.
5. Авторы понимают модернизацию намного шире, чем набор инвестиционных проектов, которые сами по себе могут быть вполне полезными и успешными, но должны быть связаны общей логикой, целью и системой воплощения. Модернизация страны – это трансформация общества, в частности укрепление гражданского общества, бизнеса и государства
6. В ранее подготовленных и принятых программах развития игнорировались группы интересов российского общества при подготовке и реализации программ что, с нашей точки, зрения является фундаментальной причиной неудач реализации этих программ. Как сами программы, так и инструменты (механизмы реализации программ) и ресурсы (источники ресурсов), применяемые для их реализации, безусловным образом затрагивают интересы различных групп, вызывая ответную реакцию (поддержку, сопротивление, безразличие, имитацию).
7. С целью достижения всесторонней модернизации страны необходимо создать Большую Коалицию для Будущего, определить благоприятную структуру стимулов ее участников. Последние должны сознавать невозможность полной реализации всех своих интересов одновременно и сразу без ущерба для других, и направить свои усилия на обновление гражданского общества, бизнеса и государства.