будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Апрель 23, 1998
Архив проектов
Рогов Кирилл

Комментарий дня

Вчерашний пейзаж делали основательные фигуры губернаторов из Совета Федерации. Сюда приехал соискатель Кириенко и рассказывал сенаторам о своей деятельности в качестве и.о. Сенаторы слушали, задавали положенные им хозяйственно-державные вопросы (о севе, о северном завозе), но на самом деле собрались, чтобы принять обращение к Думе с пожеланием ей утвердить Кириенко и самосохраниться для будущего. Сенаторская на этот предмет резолюция согласно российским традициям звучит несколько витиевато, но суть ясна: советуют "решить вопрос о назначении председателя правительства". Комментируя свою позицию, губернаторы натурально говорили о вреде "безвластия" и другие государственные вещи.

Приязнь региональных лидеров к молодому президентскому назначенцу имеет целый ряд мотивов. Во-первых, Совет федерации традиционно зарабатывает очки и наращивает влияние в моменты кризиса между Думой и Кремлем. Это повелось еще со времен хасбулатовского Верховного Совета. Во-вторых, формальное отсутствие правительства позволяет центру отмахиваться от некоторых лоббистских претензий регионалов, а губернаторам хочется поскорее вернуться к нормальной ситуации, когда они знают, когда в какую дверь и с чем идти. Наконец, - что особенно важно - утверждение Кириенко именно критическим третьим голосованием гарантирует конфликтность его будущих отношений с Думой, а значит - необходимость и дальше апеллировать к поддержке сенаторов.

Эту идею с прямолинейной простотой сформулировал вчера волгоградский красный губернатор Максюта: "у нас уже были исполняющие обязанности, Гайдар год исполнял обязанности, поэтому дать поисполнять месяца три обязанности, а потом вернуться по итогам работы". Таким образом утверждение премьера будет растянуто на полгода, а перманентный правительственный кризис позволит губернаторам - в особенности, депрессивно-оппозиционным - поддерживать высокий градус своего политического влияния.

У более сильных губернаторов есть и другой мотив. Дело в том, что популярная тема "олигархов" многих из них волнует не меньше, чем Чубайса с Немцовым. Весьма характерно, что еще во время "книжного скандала" ряд губернаторов, в том числе, например, татарский лидер Ментеймир Шаймиев, очень определенно высказались в защиту Чубайса. Экспансия московских банковских групп при поддержке подконтрольных им масс-медиа в регионы пугает многих губернаторов не меньше, чем жесткость финансовых схем, придумываемых Чубайсом. Поэтому президентская комбинация "вбрасывания" ничейного Кириенко в водоворот противостоящих группировок вполне им по вкусу. Эти мотивы проясняют, в частности, и некоторые удивительные, на первый взгляд, маневры и альянсы последнего времени. Например, поддержку Кириенко столичным мэром, который, как известно, злейший враг Березовского и даже публично заявлял, что Березовский планировал его физическое устранение. Вероятно, из этого же ряда и удивившее многих внезапное сближение с тем же мэром ОНЭКСИМа. По сути дело оно и есть конгруэнтный ответ на формирование "группы четырех" (МОСТ, МЕНАТЕП, СБС, Березовский) с Черномырдиным в качестве флага.

Тут, однако, неуместно прекраснодушие. Региональные лидеры готовы поставить московским финансовым гигантом подножку вовсе не из приверженности либеральным ценностям и идеям "народного капитализма". Просто одна из самых популярных хозяйственных моделей, с особым успехом реализуемая в Москве, это создание на базе региона мощной и централизованной финансово-промышленной группы с областной администрацией в качестве ее головного холдинга. - Это один из самых состоятельных на сегодня вариантов сложившегося русского госкапитализма, генетически связанного с тем духом "страны завхозов", который характеризовал социалистическую экономику в последнее десятилетие ее существования. И мэр Москвы, действительно, наиболее ярко выражает этот типаж, его энергичную мобильность и жажду к эффективной монополизации экономической жизни.

Иными словами противостояние финансово-промышленным группам региональных лидеров - это, в сущности, пример конкурентной борьбы, попытка региональных капиталов вытеснить московских лидеров первой волны и занять их место. Собственно, это и определяло истинный сюжет вчерашнего заседания Совета федерации. Помимо про-кириенковской резолюции сенаторы преодолели, вслед за Думой, вето президента на закон об акциях РАО ЕЭС. (Ох, уж это РАО ЕЭС, вот - еще два месяца назад нормальным людям надо было расшифровывать, что эти буквы значат!)

Закон очень смешной. Он устанавливает, что 51% акций должен находится у государства, причем, треть из них должны быть переданы в управление регионам. Остальные, мол, пусть как угодно - все-таки у нас же рынок. Но! Иностранцам - не более 25%, потому что Родина у нас одна. - Тут чудесно все. Прежде всего у иностранцев уже на сегодня около 30%. Как это у них будут изымать - не очень понятно. Т.е. теоретически схема понятна: дополнительная эмиссия, но вот относительно по честному ее реализовать можно только за счет значительных трат государства (чтоб выкупить акции, недостающие до необходимого контрольного пакета после эмиссии). А это практически невозможно.

Прекрасна и норма об обязательном госпакете в 51%. Дело в том, что раньше эта норма звучала в редакции "не менее 51%". И у государства на сегодня пакет в районе 53%. Т.е., чтоб выполнить эту норму закона, их надо в срочном порядке продавать, а это, понятное дело, опустит котировки (эти обстоятельства заставили аналитиков говорить о том, что закон, на самом деле, лоббируют инвестиционные компании, играющие на акциях РАО). И, конечно, интересна норма о трети госпакета, передаваемого регионалам, и позволяющего им непосредственно подключится к управлению РАО, а значит - и к определению правил игры в российской экономике.

Таким образом вчерашние маневры верхней палаты можно было бы описать несколько огрубляя так: голосованием в поддержку Кириенко сенаторы высказались за то, чтобы РАО ЕЭС не досталось банкирам (об их претензиях на энергосистему в Полит.ру рассказывалось), а преодолением президентского вето на закон об обращении акций РАО ЕЭС высказались в пользу того, чтобы в перспективе оно досталось им и, фактически, поддержали главное на сегодня требование Думы: назначение Кириенко обменять на неназначение Чубайса председателем правления РАО. В этом пункте позиция верхней палаты, во всяком случае ее большинства, совпадает с думской. (Активные и необычайно резкие высказывания против Чубайса позволил себе в последние дни и бывший премьер Черномырдин, подтвердив тем, высказанное позавчера в Полит.РУ предположение, что это для него вопрос политического выживания.)

Именно об этом - чтоб не было Чубайса в РАО ЕЭС - и пошли просить Ельцина Селезнев и Строев. На данный момент (12.00) встреча завершилась. Пока известно только, что Ельцин не поедет завтра в парламент представлять Кириенко, а лишь направит сегодня письмо, в котором обращается к каждому депутату Госдумы (т.е. рассматривая их не как представителей фракций, а как равноправных независимых депутатов) с просьбой поддержать Кириенко. - Оба эти известия намекают на твердость Кремля в состоявшемся торге. Однако вполне возможно, что эти "сигналы" призваны лишь прикрыть закулисную договоренность - ну, чтоб не создавалось впечатление, что Ельцин "прогнулся". - Это мы узнаем к вечеру, максимум - завтра. И сразу сообщим в Полит.ру.

Как бы ни кончился этот сюжет, все-таки замечательно, что даже удаленный из правительства Анатолий Чубайс остается центральной фигурой экономической и политической борьбы в России, а оппозиция четвертую неделю бьется за право обменять утверждение премьера правительства России на неназначение его председателем правления энергетической компании - на должность, о значении и даже существовании которой еще два месяца назад никто слыхом не слыхивал. - Пожалуй, это лучше всяких рейтингов "независьки" и "итогов" свидетельствует об истинном масштабе фигуры главного реформатора России. Настоящий вес политика становится очевиден, когда он уходит в отставку.

Рогов Кирилл
читайте также
Архив проектов
АЭС России снова побьют рекорд в выработке электроэнергии
Декабрь 25, 2020
Архив проектов
Депутат Госдумы Владимир Гутенев: Росатом в этом году продемонстрировал хорошие результаты в своих традиционных сферах деятельности
Декабрь 25, 2020
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).