Антикризисная программа правительства и переговоры с МВФ об очередном транше в 670 млн. известно чего определяли сюжетную канву недели. Собственно говоря, главная причина упорства фонда, с января отказывающего России в этом кредите, - собираемость налогов. Причем, речь в данном случае идет не столько о технической невозможности их собирать (несовершенство налогового законодательства, слабость налоговых структур и пр.), сколько о политическом аспекте дела. - По мнению МВФ правительство «жалеет» основных налогоплательщиков, а недобор бюджетных средств стремится компенсировать заимствованиями. Получается, что государство как бы кредитует крупный бизнес. Фонду такое положение представляется неуместным, в особенности, в нынешней ситуации.
Последний эпизод этого давнего спора, как мы уже писали, был связан с постановлением о трубе. Идея проста как милиционер: кто не заплатил налоги - не допускается к экспортной трубе. Правительство согласилось на такой вариант: должники бюджета должны подписать особое соглашение по урегулированию задолженности и начать исправно платить, за что им труба будет оставлена, но с реализацией подобных соглашений решило не спешить. - МВФ же вновь отложил на прошлой неделе предоставление транша, а следовательно, - и всякий разговор о 10-15 млрд. известно, опять же, чего.
В виду почти тотальной ориентированности крупных компаний на экспорт малейшее нарушение соглашения и задержка выплат в бюджет будет почти катастрофой: срываются контракты, дохода нет, недоимка растет и пр. Поэтому правительство вывело из под нового порядка ту нефть, которая пойдет под ранее заключенные контракты. Хитрость удалась: МВФ транш выделил, а у российских нефтеэкспортеров основная часть нефти уже запродана до конца года. Кроме того министр топлива Генералов на сессии ОПЕК в Вене заявил о том, что Россия присоединится к мерам ОПЕК и сократит свой экспорт нефти на 100 тыс. баррелей в день. Таким образом опасность налогово-нефтяного постановления для российских компаний максимально снижена. - И деньги дали. Все, вроде, кончилось пока хорошо, и, по уверениям Чубайса, конкретный разговор о стабилизационном большом кредите начнется уж в пятницу, т.е. - сегодня.
Собственно, кредит и является главной антикризисной мерой, локомотивом всей программы правительства. Большинство экономических аналитиков говорит, что без него выбраться из долговой петли, образовавшейся в результате изменения конъюнктуры мирового и внутреннего финансовых рынков и роста цены заимствований, не удастся. - Однако ж, кредит нам не дадут - и совершенно справедливо, - если положение с бюджетом не изменится. Как сказал вчера на очередном антикризисном заседании кабинета Кириенко, чтобы как-то сводить концы с концами правительству надо собирать по крайней мере на 3-4 млрд. рублей больше. Между тем в мае собрано всего 10 млрд., в то время как еще пару месяцев назад при Починке собирали около 12. Если эта дыра пребудет в тех же размерах, понятное дело, миллиарды МВФ быстро в нее и отправятся. Правительство стоит перед классической дилеммой, известной всем, кто увлекался известной компьютерной игрушкой Simcity: увеличение налогового прессинга приведет к сокращению налогооблагаемой базы и не даст, таким образом, никакого увеличения поступлений, меж тем как получить больше можно только налоги ослабив, чтобы эта база начала расширяться, но где тогда взять деньги на текущие расходы? - Правительство в состоянии близком к отчаянию пытается решить эту задачу. Вчера обсуждены были первые шесть поправок к налоговому законодательству, передаваемые на суд Думы.
Речь идет о том, чтобы забирать 10% подоходного налога в федеральный бюджет, ввести новый налог с продаж (5-10%), который, естественно, будет включен в цену и в этом смысле точнее может быть назван «налогом с покупки», ибо непосредственно будет изымать часть дохода населения, компенсируя отчасти потери на «спрятанной» зарплате. Чтобы этот налог не слишком чувствителен был, правительство хочет запретить всякие факультативные местные поборы, которыми все больше увлекаются губернаторы. - Понятно, что и первая, и вторая мера всерьез не понравится губернаторам. Тем более, что Борис Федоров на заседании правительства предложил изымать в федеральный бюджет не 10, а все 50% подоходного налога.
Кроме того правительство предлагает отменить все льготные НДС, установив единую ставку 20%. Затем - изменить шкалу подоходного налога: до 20 тыс. в год (т.е. примерно, 1 600 руб. в месяц) - платишь 12%, от 20 до 100 тыс. (соответственно, 1 600 - 8 300 руб. в месяц) - 20% берут, а дальше - все 30. И, наконец, последняя, самая дорогая правительству новация, с которой оно и связывает свои надежды - снижение налога на прибыль с 35 до 30%. - Впрочем, тот же радикальный, размашистый Федоров сказал, что 5% - это мало, и не сподвигнет предприятия «показывать» прибыль, а именно на этот эффект выхода из тени и рассчитана вся стратегия. - Впрочем, и эти меры дают только 1,5 млрд. рублей в месяц, т.е. половину необходимого.
Как известно, думцы отнеслись к антикризисной правительственной программе не так враждебно, как можно было ожидать. Более-менее в поддержку ее высказались представители «Яблока» и НДР. Вроде бы не отвергает с порога идею продления сессии для принятия экстренных мер и левое руководство. - Впрочем, ровно такая же ситуация была и прошлым летом, когда правительство стремилось бурным натиском протолкнуть пакет законов по социальной реформе и налоговый кодекс. Думцы принялись все это обсуждать, но к осени абсолютно все правительственные начинания завалили.
Впрочем, на сей раз вероятность осеннего роспуска выглядит вполне реальной. В прошлом году на фоне благоприятной инвестиционной конъюнктуры политическая стабильность была выбрана в качестве приоритета, перевесив нужду в рационализации бюджетных расходов и доходов. Нынешнее положение в известном смысле является непосредственным следствием этого выбора. А ни о какой политической стабильности до выхода экономики из долгового пике не может быть и речи, и роспуск парламента может показаться не столь уж значительной жертвой.
По всей видимости, думцы вступят с правительством в длительный торг и попытаются прежде всего «разбить» пакет, что может оказаться для правительства коварной ловушкой. Кроме того информационный «антикризисный» накал, сегодня работающий на правительство, долго поддерживать невозможно, и затягивание парламентской процедуры создаст впечатление еще более глубокого, долговременного и тотально политического и экономического кризиса. - Думец по природе своей коварен - и правительству следует об этом помнить. Впрочем, судя по некоторым сообщениям исполнительная власть подключила к процедуре вразумления левой оппозиции «олигархов». В ситуации, когда главные коммунистические отчетно-выборные сходки миновали и товарищ Зю с помощью принципиального импичмента посрамил своих недругов-радикалов, в пыльной лени лета, с помощью некоторых неформальных олигархических средств, может быть, и удастся что-то провести. Самое интересное, конечно, - это в какой реально стадии находятся переговоры Чубайса с международными финансовыми организациями и какую схему они разрабатывают. Но этого-то пока мы как раз и не узнаем, ибо на то и интересное, чтобы его не рассказывать.