12-14 декабря в Москве проходит Международный форум поставщиков атомной отрасли «Атомекс-2012», организованный государственной корпорацией «Росатом». Цель проведения форума - привлечение новых поставщиков, повышение качества закупаемого оборудования и услуг, обеспечение прозрачности процедур закупок, развитие конкуренции в области закупок. В этом году форум «Атомекс» в очередной раз подтвердил свой статус основной отраслевой коммуникационной площадки. Площадь выставочной экспозиции форума «Атомекс-2012» по сравнению с предыдущим годом увеличилась более чем в два раза и составила 1680 кв.м. В выставке принимают участие 122 компании, среди которых ГК «Росатом», ОАО «Концерн «Росэнергоатом», «Топливная компания Росатома «ТВЭЛ» и другие ведущие компании российского атомного энергопромышленного комплекса. Более 450 делегатов из 216 компаний принимают участие в деловой программе. Обращаясь к участникам форума, генеральный директор ГК «Росатом» Сергей Кириенко напомнил, что за уходящий год отечественная атомная отрасль нарастила портфель заказов на 19 миллиардов долларов, до 69,3 миллиарда долларов.
Кирилл Поляков, коммерческий директор Аукционного Конкурсного Дома:
Мы участвуем в каждом форуме «Атомекс». Формат мероприятия нам очень нравится: с каждым годом мы видим здесь все больше поставщиков, заказчиков и других представителей смежных отраслей. Форум превратился в прогрессивную дискуссионную площадку, где заказчики и поставщики имеют уникальную возможность обсудить актуальные и порой острые вопросы системы закупок атомной отрасли. Здесь можно пообщаться с руководителями госкорпорации, с представителями ЦАК - Центрального арбитражного комитета Росатома. Лично для нас «Атомекс» интересен, в первую очередь, возможностью лично пообщаться с нашими потенциальными клиентами. На мероприятии компании-участники знакомятся с нашими менеджерами, обмениваются предварительной информацией и получают необходимые комментарии по вопросам участия в закупках. Формат мероприятия позволяет нам сделать первый шаг на пути к сотрудничеству.
Формат закупок через электронную коммерцию, а именно через электронную торговую площадку очень эффективен, т.к. позволяет максимально снизить процент ошибок по вине человеческого фактора. Пока, к сожалению, не полностью, но максимально, насколько сейчас это вообще возможно. В электронной форме закупкам придается больше огласки. У нас есть официальный сайт, на котором публикуется и дублируется весь документооборот, что и позволят сделать процесс закупки максимально прозрачным. Тем самым мы снижаем коррупционную составляющую, исторически сопровождающую в нашей стране любые закупки. Если мы проводим «бумажную закупку», то тот самый пресловутый человеческий фактор позволяет недобросовестному заказчику «протащить» своего поставщика, создав ему особые условия. Если вдруг возникает ситуации, когда лоббируются интересы одного участника на электронной площадке, то сразу произойдет две вещи. Первое - в электронных торгах информацию о закупке видит гораздо больший круг участников, и, конечно, могут найтись и такие, которых ситуация не устроит, второе – у них есть возможность подать жалобу, которая будет рассмотрена, и приняты соответствующие меры. Практика работы с Росатомом показывает, что у любого поставщика есть возможность обратиться в ЦАК - контролирующий орган внутри Росатома, и он работает, поставщики доверяют этому инструменту контроля. На сегодняшний день Росатом - бесспорный лидер в России по развитию своей закупочной системы. 223-ФЗ вышел в 2012 году - Росатом и предприятия госкорпорации к нему присоединились. Еще в 2009 году была спланирована и модернизирована система закупок, введен ЕОСЗ (Единый отраслевой стандарт закупок), официальный сайт, ЦАК-контролирующий орган и другие инструменты контроля. Сейчас это позволило Росатому существенно оптимизировать затраты в области закупок и перевести своих заказчиков в новую эру электронной коммерции. Про другие госкорпорации и естественные монополии я этого сказать не могу. Росатом в этой области действительно лидер.
Еще одно важное нововведение позволяет нам говорить о развитии прозрачности в закупочной системе - 223-ФЗ (Федеральный закон "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц "). На сегодняшний день несколько десятков тысяч компаний переходят под его действие в три этапа: кто-то с 2012 года, некоторые - с 2013 и остальные в 2014 году. Госкомпании - с 2012 года, но у некоторых компаний есть отсрочка, и они переходят с 2013 и 2014 года. По этому закону госкорпорации, естественные монополии и различные ФГУПы и МУПы должны размещать свои закупки регламентированно и публиковать их на официальном сайте. Раньше никто не знал, где и какие закупки проводятся, а если и узнавали, то поучаствовать либо не могли, либо вряд ли бы победили. У нашей компании есть официальный сайт, на котором публикуется вся информция, и все могут принять участие в торгах. Любой поставщик заходит на сайт, оставляет заявку и вполне возможно, что какая-нибудь маленькая компания, состоящая из 10-15 человек, может выиграть у крупной корпорации какой-нибудь контракт - это реально! Другой вопрос в том, что у компании, участвующей в торгах госкорпорации, должны быть лучшие ценовые или критериальные показатели, то есть соотношение цены, качества, сроков и т.д. – все это должно быть на высоте, только при этом их выберут победителями.