В 2013 году Госкорпорация «Росатом» сэкономила 22 млрд рублей на конкурентных закупках за счет разницы между установленной начальной максимальной ценой закупки и суммой заключенного договора, заявил в ходе круглого стола «Корпоративные закупки. Что принес 223-ФЗ?» на форуме-выставке «Госзаказ-2014» директор Департамента методологии и организации закупок ГК «Росатом» Роман Зимонас. По его словам, еще 3,7 млрд рублей были сэкономлены за счет дополнительной проверки начальных максимальных цен. Общий экономический эффект от закупок в атомной отрасли достиг 25,7 млрд рублей. Общий объем экономии, которая была достигнута с помощью различных механизмов оптимизации деятельности предприятий атомной отрасли, составил 31,1 млрд рублей (включая выгоду от снижения цен на конкурентных процедурах, контроля начальных максимальных цен и экономии на строительно-монтажных работах).
Марина Олейникова, коммерческий директор ООО «АльянсЭнергоКонсалт»:
Мне довелось иметь дело с закупочной деятельностью Росатома в то время, когда еще не было Единого отраслевого стандарта закупок (ЕОСЗ). Тогда Росэнергоатом закупал по своим правилам, НИАЭП и ТВЭЛ − тоже каждый по своим. У поставщиков тогда было полное непонимание – куда идти и как работать со всеми этими предприятиями в составе Росатома. Даже сейчас заказчикам сложно разобраться между 223-ФЗ и 44-ФЗ, а тогда каждый еще и закупочную деятельность понимал по-своему, и понимание это от предприятия к предприятию разнилось. Разобраться во всем этом поставщикам было очень непросто. Нынешний стандарт закупок – хорошо структурированный и понятный документ. Что, на мой взгляд, очень важно – создавать ЕОСЗ в Росатоме начали еще задолго до того, как разработка своего положения о закупке стало обязанностью для заказчиков в рамках 223-ФЗ. Потребность в централизации закупок была осознана и инициирована в Росатоме изнутри, а не навязана, как многим компаниям, сверху. В работе принимали участие не только сотрудники Росатома, учитывалось коллегиальное мнение всех заинтересованных сторон.
Раньше поставщики боялись жаловаться на то, что их заявки отклонили необоснованно или по непонятным им причинам. Такой обратной связи, как есть сейчас, тогда не было. Также, насколько мне известно, на сегодняшний день в Росатоме работает антикоррупционная программа, запущен механизм арбитражных комитетов. Можно, конечно, обратиться в ФАС, но тогда придется ждать, пока назначат заседание, рассмотрят жалобу и примут по ней какое-то решение, хотя, на самом деле, проще обратиться в ЦАК, где не только оперативно будет рассмотрена жалоба, но и сам проблемный вопрос будет проанализирован, и, если он действительно укажет на недоработки в Стандарте закупок, в документ будут внесены изменения. Т.е. поставщики уже с этой проблемой не столкнутся.
Положение о закупках Росатома на сегодняшний день, пожалуй, самое продвинутое и информативное. Удачные положения есть и в других отраслях, но такой степенью открытости и публичности навряд ли еще какая-либо госкомпания отличается. Росатом не боится ни общения со СМИ, ни разоблачения коррупционеров, при этом госкорпорация не только отдает себе отчет в важности и нужности создания прозрачной системы закупок, но и приглашает поставщиков к открытому диалогу на различных дискуссионных площадках.
В итоге, Госкорпорация «Росатом» четко видит свои расходы, знает, где и как можно сэкономить, а поставщики больше не ломают голову над изучением сотен разных систем закупок в предприятиях, относящихся к госкорпорации. Если поставщик поучаствовал в закупочной процедуре, например, СПбАЭП, то он может принять участие и в процедурах того же НИАЭПа − благодаря стандарту возросла продуктивность взаимодействия между заказчиком и поставщиками. Плюс, переход на электронные площадки расширил для Росатома число потенциальных поставщиков – ими могут стать предприятия в том числе и из самых дальних регионов страны. Не надо везти кучу документов, волноваться – успеют они вовремя или нет, достаточно один раз изучить документы по стандарту и своевременно отправить необходимое по электронной почте.