Состоявшийся в минувшие выходные в Подмосковье пленум ЦК КПРФ подвел итоги президентской выборной компании, которую бессменный лидер коммунистов Геннадий Зюганов проиграл. Тем, как он проиграл, в стане коммунистов остались недовольны. Предсказуемость и отсутствие новизны стали во многом причиной того, что кандидат коммунистов не показал оптимального результата. С таким заявлением перед партийными товарищами выступил член ЦК КПРФ Валерий Ижицкий.
«Хочу высказать и ощущения моих товарищей: что мы в этой избирательной кампании были во многом предсказуемы, прочитываемы, - заявил Ижицкий. - То, что говорил наш кандидат и что очень часто писалось в наших материалах, было узнаваемо. Мне кажется, было не так много новизны и неожиданностей».
По его словам, идея Геннадия Зюганова о создании правительства народного доверия была «по-настоящему не дотянута».
«Хотелось бы, чтобы мы серьезно поразмышляли, сохраняя нашу политическую сущность, насчет новизны, неожиданности подачи наших материалов, наших кандидатов», - отметил докладчик.
Впрочем, не только Ижицкий видит проблемы в собственной партии. Газета «Ведомости» привела неожиданную цитату первого заместителя председателя ЦК КПРФ Ивана Мельникова, который заявил, что «численность и возрастной состав партии не позволяют нам полноценно вести работу в массах ... Некоторые активисты ходят у нас в статусе молодежи до седых волос».
Эксперты, соглашаясь с Мельниковым, вновь заговорили о давно назревшем кадровом кризисе внутри компартии. «Хочу напомнить, что с 2007 по 2011 годы они разгромили все свои наиболее активные звенья, выдавили значительную часть своего наиболее инициативного актива и даже не сумели адекватно отреагировать на вполне благоприятную для них (как оппозиции) ситуацию развития (мирового) кризиса», - считает политолог Сергей Черняховский.
По мнению Черняховского, руководители компартии абсолютно уверены в собственной непогрешимости и компетентности во всех вопросах. «Они стоят в такой достаточно высокомерной позе, заявляя о том, что «все равно мы самые умные и самые сильные», и, конечно, их словесные декларации очень сильно расходятся с практической реализацией», - считает политолог.
Впрочем, такая позиция лидеров КПРФ порой ставит их самих в двусмысленное положение. Например, на своем пленуме коммунисты устами все того же Ивана Мельникова вновь заявили, что считают прошедшие выборы «нелегитимными, нечестными и непрозрачными».
Коммунистам тут же язвительно ответили их идеологические противники из "Единой России". Единороссы предложили коммунистам быть последовательными в отрицании легитимности парламентских выборов и сдать депутатские мандаты, либо вести себя как ответственная политическая сила.
«Коммунисты должны определиться: либо они как безответственная сила освобождают все должности, слагают мандаты и борются за пересмотр выборов, либо они должны привыкнуть вести себя как ответственная оппозиция», - заявил первый заместитель секретаря президиума генсовета "Единой России", депутат Госдумы Андрей Исаев.
По его словам, заявления о нелегитимности выборов выглядят безответственно. «Сегодня КПРФ является частью государства, поскольку она представлена в парламенте, депутаты-коммунисты занимают в Госдуме высокие должности, в том числе первого вице-спикера, - считает Исаев. – А заявления коммунистов о нелегитимности выборов - это не более чем пиар-ход».
Но политологи считают, что за такими заявлениями коммунистов стоит не только лишь один пиар. «КПРФ пытается вести долгосрочную игру, - считает генеральный директор Агентства политических и экономических коммуникаций Дмитрий Орлов. - Это даже не пиар, а стратегия, которой компартия планирует следовать и дальше. Коммунисты хотят, чтобы граждане были убеждены в нелегитимности политической системы в России. КПРФ на фоне таких настроений хочет провести стратегию по сплачиванию левых сил».
«Ничего удивительного в заявлениях коммунистов нет. Представители КПРФ после завершения избирательной кампании постоянно говорят, что могли бы набрать на выборах значительно больше. Но на самом деле, все социологические исследования показывают, что ситуация прямо противоположная», - считает завкафедрой общей политологии Высшей школы экономики (ВШЭ) Леонид Поляков.