будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Сентябрь 16, 1998
Архив проектов
Рогов Кирилл

Конституционный принцип стрелочника

Лишив исполнительную власть экономической воли, думцы, натурально не предвидя результатом своих действий ничего хорошего, озаботилась освобождением себя от всякой ответственности. - Как и предполагали мы в прошлом комментарии Полит.Ру, коммунисты не замедлили воспользоваться изумительным ноу-хау Явлинского, открывшего новый способ парламентской оппозиционности: выдвигаешь премьера, агитируешь за него и голосуешь, а сразу после утверждения - объявляешь себя в оппозиции к его правительству. Теперь коммунисты тоже заявляют, что, вроде, еще посмотрят, поддерживать ли правительство академика-разведчика с приданным ему коммунистом-госплановцем, - и что, мол, это не их правительство.

Ребята! Так чей же он? Откуда взялся? И кто же за него голосовал? И кто сладчайшим термином консенсус курс доллара как мальчика гонял? Ничей. Он из разведки. Настоящая мечта парламентария - это совместить советскую котлету по-министерски с необременительной оппозиционностью по-думски.

Этот взвешенный и государственный подход просматривается уже и в советской «матрешечной» структуре формируемого правительства. Премьер у нас - политический, так что за экономику отвечать не может. Первый его заместитель - коммунист-госплановик, вроде - должен он отвечать. Но, справедливо опасаясь, что «высочайший профессионал» слишком быстро и такого наотвечает, - под ним посадили еще одного вице-премьера по финансам - экономически вменяемого ндровца Шохина. Шохин, пришедший в правительство Гайдара министром труда, сохранился и возвысился до куратора экономического блока в правительстве Черномырдина 1993-1994 гг. - Правда, именно эти годы считаются в наибольшей степени «потерянными» в смысле экономического движения, но наличие у Шохина представлений о экономических механизмах не ставится под сомнение, в отличие от организационных и политических. Так что в его задачу входит по возможности купировать решительные, крайние безумства.

Структура «матрешки» лишь на первый взгляд походит на систему «противовесов», существовавшую в прежнем правительстве, а на самом деле - гораздо перспективнее. Там, по крайней мере, существовало распределение сфер ответственности, «матрешка» же размазывает политическую ответственность по бюрократической иерархии: каждому начальнику по стрелочнику. - И именно это в высшей степени удовлетворяет Думу, которая решила на волне успеха закрепить принципы правительственного стрелочника и собственной оппозиционной чистоты в конституции.

Думские конституционные поправки сводятся к следующему: Президент спрашивает у Думы разрешения по поводу назначения не только премьера, но и всех ключевых фигур кабинета, а Дума получает возможность отправлять их в отставку как скопом, так и по отдельности. (Ну, о том, что Дума утверждает также судей Конституционного и Верховного судов, а также может отправлять президента в отставку по первому желанию и пр. - даже говорить нечего: хватай, пока можно, тащи - сколько унесешь!) - Да и о таких мелочах, как принцип разделения властей, понятно, в момент близкого экономического коллапса вспоминать даже, может, и неуместно. Но, по крайней мере, надо понимать, что из думских высокопатриотичных и демократических нововведений получится.

Предметом внутридумского торга становится таким образом не только фигура премьера, отвечающего за экономическую политику, но и каждый отдельный министр. Т.е., к примеру: вы нам МВЭС, а мы вам образование и таможню. - А мне? - А вам здравоохранение - и почту как нагрузку. Однако и самому, лишенному возможности проводить сколько-нибудь осмысленную и солидарную политику премьеру огорчаться не стоит - отвечать тоже будет не он. А дядя. Табака нет - табачный дядя, молока нет - молочный дядя. Марок почтовых - и тех нет! - Ну, вот тут уж, наверное, министра здравоохранения снимут. А главное, что Дума получит изумительную возможность находится в перманентной оппозиции как ко всему правительству, так и каждому его члену по отдельности. - Потому что не может же демократ-экономист Григорий Явлинский отвечать за правительство, в котором член, скажем, фракции ЛДПР отвечает за заготовку сена.

Золотым консенсусным правилом коалиции оппозиционеров является безусловное разделение тех, кто «продавливает» решение, и кто за него отвечает.

Модель этой перманентной игры в кошки-мышки активно отрабатывается сегодня. Одним из главных настроений думцев, разделяемым и профессионалами нацонал-вредительства из «левых», и думскими «умеренными» (ндровцами), является идея о том, что из власти должны уходить все, причастные к августовскому дефолту. Вот, и новосваренный финансовый вице-премьер Шохин говорит, что должны уйти «все, кто банкротил страну». - Между тем это заявление есть блистательный пример той модели безответственности, право на которую коммунисты хотят конституционно за собой закрепить. Ибо страну НИКТО НЕ БАНКРОТИЛ, страна ОБАНКРОТИЛАСЬ. - Конечно, жить в долг и мотать деньги, а потом с палкой гоняться за управляющим, обзывая его вором и бездельником - оно приятнее, нежели по честному сесть в углу, повторяя «я - дерьмо! я - дурак! я - безответственный тип!»

Однако же, неуважаемый Александр Николаевич, банкротили страну, в том числе, - и именно вы! Разве не говорили вы, будучи вице-спикером Думы осенью 1997, что налоговый кодекс через Думу не пройдет (потому что он внесен был Чубайсом), между тем как, благодаря своему экономическому образованию, отлично понимали, что существующая налоговая система ориентирована на инфляционную экономику и в условиях финансовой стабилизации становится как бы внутренним нарывом. Разве не говорили вы потом, что представленный правительством жесткий бюджет не имеет шансов пройти через Думу, и не увеличивали совместно с прочими думскими сибаритами размеры бюджетной дыры? Конечно, - не один. Тут и Г.Явлинский применял свой знаменитый метод «чем все хуже, тем я чище»: сначала он голосовал против правительственного бюджета, потому что тот недостаточно хорош, увеличивая таким образом цену, которую правительство вынуждено было платить коммунистам, а затем - с совсем уже гордым видом, потому что после вмешательства коммунистов бюджет становился очевидно плох.

Наконец, разве не Дума вела бескомпромиссную войну с попытками правительства остановить кризис в последние шесть месяцев. - Правительство пытается, продав «Роснефть», как-то поправить финансы, Дума - принимает постановления о незаконности этой продажи. Правительство пытается каким-то образом заворожить нервных инвесторов фондового рынка, Дума - восторженно пилит один из столпов этого рынка, принимая закон об акциях РАО ЕЭС. А Александр Николаевич Шохин, мальчиш-плохиш русской экономической мысли, тонко улыбается, полуприкрыв глаза: конечно, закон приведет к негативным последствиям, но и думцев, мол, можно понять - там же Чубайс, в РАО! Как же нам не потоптать фондовый рынок - от этого ж Чубайсу будет плохо!

Наконец, уже совсем экстренные и отчаянные попытки Кириенко предотвратить банкротство, Дума откровенно саботировала, все более приходя в состояние приподнятого возбуждения по мере приближения катастрофы. - И как же не стыдно, гражданин Шохин! Взрослый дядя, очки надел - и вешаешь людям лапшу на уши про «пирамиду ГКО».

Не было никакой пирамиды ГКО. Это сказка для незадумчивых и охотноверных: мол, все они, эти «монетаристы» - что Чубайс, что Мавроди - только деньги воруют. - Не было никакой пирамиды ГКО. Была страна, которая ну никак не хотела и не могла тратить столько, сколько зарабатывает. Умрем, а не будем. А когда получала деньги взаймы, то понимала это исключительно так: если дали - значит есть, надо еще надавить - еще дадут.

В начале лета премьер Кириенко выступил в Думе с абсолютно откровенными выкладками: нам надо в месяц собирать в казну столько-то, тратить столько-то, иначе мы обанкротимся. В Думе поднялся страшный крик: не дадим увеличивать налоговый пресс на отечественного производителя, не дадим сократить социальные расходы! - Не дали. Торжеством Думы было не назначение Примакова, торжеством Думы был дефолт: мы же говорили - они с нами не справятся! С нами невозможно. Мы - чего хочешь порушить можем. Да будь ты хоть трижды Чубайс.

Рогов Кирилл
читайте также
Архив проектов
АЭС России снова побьют рекорд в выработке электроэнергии
Декабрь 25, 2020
Архив проектов
Депутат Госдумы Владимир Гутенев: Росатом в этом году продемонстрировал хорошие результаты в своих традиционных сферах деятельности
Декабрь 25, 2020
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).