Концепция внешней политики Российской Федерации(далее - Концепция) - система взглядов на содержание, принципы иосновные направления внешнеполитической деятельности России.
Настоящая Концепция дополняет и развиваетположения Концепции внешней политики Российской Федерации, утвержденнойПрезидентом Российской Федерации 28 июня 2000 г.
Основу настоящей Концепции составляют КонституцияРоссийской Федерации, федеральные законы, общепризнанные принципы инормы международного права, международные договоры РоссийскойФедерации, нормативные правовые акты Российской Федерации, регулирующиедеятельность федеральных органов государственной власти в сфере внешнейполитики, а также Концепция национальной безопасности РоссийскойФедерации, Военная доктрина Российской Федерации и другие аналогичныедокументы.
Эволюция международных отношений в начале XXIвека и укрепление России потребовали по-новому взглянуть на общуюситуацию вокруг нее, переосмыслить приоритеты российской внешнейполитики с учетом возросшей роли страны в международных делах,повышения ее ответственности за происходящее в мире и открывшихся всвязи с этим возможностей участвовать не только в реализациимеждународной повестки дня, но и в ее формировании. В международнойобстановке, наряду с позитивной тенденцией - укреплением позицийРоссийской Федерации на международной арене, проявились и негативныетенденции, которые необходимо учитывать при проведениивнешнеполитического курса России на конкретных направлениях.
В соответствии с высшим приоритетом национальнойбезопасности - защитой интересов личности, общества и государства -главные внешнеполитические усилия должны быть сосредоточены надостижении следующих основных целей:
обеспечение безопасности страны, сохранение иукрепление ее суверенитета и территориальной целостности, прочных иавторитетных позиций в мировом сообществе, в наибольшей мере отвечающихинтересам Российской Федерации как одного из влиятельных центровсовременного мира и необходимых для роста ее политического,экономического, интеллектуального и духовного потенциала;
создание благоприятных внешних условий длямодернизации России, перевода ее экономики на инновационный путьразвития, повышения уровня жизни населения, консолидации общества,укрепления основ конституционного строя, правового государства идемократических институтов, реализации прав и свобод человека и, какследствие, обеспечение конкурентоспособности страны в глобализирующемсямире;
воздействие на общемировые процессы в целяхустановления справедливого и демократического миропорядка, основанногона коллективных началах в решении международных проблем и наверховенстве международного права, прежде всего на положениях УставаООН, а также на равноправных и партнерских отношениях междугосударствами при центральной и координирующей роли ООН как основнойорганизации, регулирующей международные отношения и обладающейуникальной легитимностью;
формирование отношений добрососедства ссопредельными государствами, содействие устранению имеющихся ипредотвращению возникновения новых очагов напряженности и конфликтов вприлегающих к Российской Федерации регионах и других районах мира;
поиск согласия и совпадающих интересов с другимигосударствами и межгосударственными объединениями в процессе решениязадач, определяемых национальными приоритетами России, создание на этойоснове системы двусторонних и многосторонних партнерских отношений,призванной обеспечить устойчивость международного положения страны кколебаниям внешнеполитической конъюнктуры;
всесторонняя защита прав и законных интересов российских граждан и соотечественников, проживающих за рубежом;
содействие объективному восприятию РоссийскойФедерации в мире как демократического государства с социальноориентированной рыночной экономикой и независимой внешней политикой;
поддержка и популяризация в иностранныхгосударствах русского языка и культуры народов России, вносящихуникальный вклад в культурно-цивилизационное многообразие современногомира и в развитие партнерства цивилизаций.
Современный мир переживает фундаментальные идинамичные изменения, глубоко затрагивающие интересы РоссийскойФедерации и ее граждан. Новая Россия, встав на твердую почвунациональных интересов, обрела полноценную роль в глобальных делах.
Стираются различия между внутренними и внешними средствами обеспечения национальных интересов и безопасности. В этих условиях внешняя политика становится одним из важнейшихинструментов поступательного развития страны, обеспечения ееконкурентоспособности в лобализирующемся мире.
Являясь постоянным членом Совета БезопасностиООН, участницей «Группы восьми» и целого ряда других влиятельныхмеждународных и региональных организаций, механизмовмежгосударственного диалога и сотрудничества, обладая значительнымпотенциалом и ресурсами во всех областях жизнедеятельности, интенсивноразвивая отношения с ведущими государствами и объединениями всехрегионов мира, последовательно интегрируясь в мировую экономику иполитику, Россия оказывает существенное влияние на формирование новойархитектуры международных отношений.
Кардинальная трансформация международныхотношений, прекращение идеологической конфронтации и последовательноепреодоление наследия «холодной войны» и связанных с ней
предрассудков и стереотипов, укрепление России и ее международныхпозиций - все это существенно расширило возможности сотрудничества намировой арене. Снижена опасность развязывания крупномасштабной войны, втом числе ядерной.
На современном этапе традиционные громоздкиевоенно-политические союзы уже не могут обеспечить противодействия всемуспектру современных вызовов и угроз, являющихся трансграничными посвоему характеру. На смену блоковым подходам к решению международныхпроблем приходит сетевая дипломатия, опирающаяся на гибкие формыучастия в многосторонних структурах в целях коллективного поискарешений общих задач.
На передний план в качестве главных фактороввлияния государств на международную политику, наряду с военной мощью,выдвигаются экономические, научно-технические, экологические,демографические и информационные. Все большее значение приобретают:уровень защищенности интересов личности, общества и государства;духовное и интеллектуальное развитие населения; рост егоблагосостояния; сбалансированность образовательных, научных ипроизводственных ресурсов; в целом уровень инвестиций в человека;эффективное использование механизмов регулирования мировых рынковтоваров и услуг, диверсификации экономических связей; сравнительныепреимущества государств в интеграционных процессах. Экономическаявзаимозависимость государств становится одним из ключевых факторовподдержания международной стабильности. Создаются предпосылки длястановления более кризисоустойчивой международной системы.
Новые вызовы и угрозы (прежде всего международныйтерроризм, наркотрафик, организованная преступность, опасностьраспространения оружия массового уничтожения и средств его доставки,региональные конфликты, демографические проблемы, глобальная бедность,в том числе энергетическая, а также нелегальная миграция, изменениеклимата) носят глобальный характер и требуют адекватного ответа состороны всего международного сообщества и солидарных усилий для ихпреодоления. Существенно возрастает роль экологического фактора, всеболее актуальной становится проблема профилактики и борьбы синфекционными заболеваниями. Сложность стоящих перед международнымсообществом задач требует выработки сбалансированной стратегии ихрешения, исходящей из взаимосвязанности проблем безопасности,социально-экономического развития и защиты прав человека.
Противоречивость тенденций, определяющихсовременное состояние международных отношений, обусловливаетсяпереходным периодом их развития. Эти тенденции также отражают различияв понимании реального значения и последствий окончания «холоднойвойны». Глобальная конкуренция впервые в новейшей истории приобретаетцивилизационное измерение, что предполагает конкуренцию междуразличными ценностными ориентирами и моделями развития в рамкахуниверсальных принципов демократии и рыночной экономики.
По мере преодоления сдерживающего воздействиябиполярной конфронтации все более громко заявляет о себекультурно-цивилизационное многообразие современного мира. Возрастаетзначение религиозного фактора в формировании системы современныхмеждународных отношений, в частности их нравственного основания. Этузадачу невозможно решить без обращения к общему нравственномузнаменателю, всегда существовавшему у основных мировых религий.
Реакция на перспективу утраты историческимЗападом своей монополии на глобализационные процессы находит своевыражение, в частности, в инерции политико-психологической установки на«сдерживание» России, включая попытки использовать в этих целяхизбирательный подход к истории, прежде всего к истории Второй мировойвойны и послевоенного периода.
Как никогда актуальной становится задачавыработки международным сообществом общего видения современнойисторической эпохи, что возможно только при условии открытых и честныхдискуссий, в ходе которых будут обсуждаться по существу стоящие передчеловечеством проблемы. Необходимо обеспечить условия ученым дляпрофессиональной работы по установлению исторической правды, недопускать превращения исторической темы в инструмент практическойполитики.
Стратегия односторонних действий дестабилизируетмеждународную обстановку, провоцирует напряженность и гонку вооружений,усугубляет межгосударственные противоречия, разжигает национальную ирелигиозную рознь, создает угрозу безопасности других государств, ведетк росту напряженности в межцивилизационных отношениях. Применениепринудительных мер с использованием вооруженной силы в обход Устава ООНи ее Совета Безопасности не способно устранить глубокиесоциально-экономические, межэтнические и другие противоречия, лежащие воснове конфликтов, подрывает основы международного права и ведет красширению конфликтного пространства, в том числе в непосредственномгеополитическом окружении России.
ООН призвана сыграть фундаментальную роль вналаживании полноценного межцивилизационного диалога, направленного надостижение согласия между представителями различных религий, конфессийи культур.
Россия будет продолжать добиваться укреплениямногосторонних начал в мировых делах, формирования такой архитектурымеждународных отношений, которая основывалась бы на признаниимеждународным сообществом принципов неделимости безопасности всовременном мире и отражала бы его многоликость.
Интересы России непосредственно связаны и с другими мировыми тенденциями, среди которых:
глобализация мировой экономики. Наряду сдополнительными возможностями социально-экономического прогресса,расширения человеческих контактов, такая тенденция порождает и новыеопасности, особенно для экономически слабых государств. Усиливаетсявероятность крупномасштабных финансово-экономических кризисов,создается угроза углубления диспропорций в развитии различных регионовмира из-за неравенства стартовых позиций и внутренних потенциалов дляответа на вызовы модернизации. Глобализации противостоит растущеестремление отдельных стран защитить свой экономический суверенитет,причем нередко такой протекционизм приобретает форму экономическогонационализма, когда прагматические интересы подменяются политическимисоображениями. Натиск глобализации испытывает на себе культурнаясамобытность подавляющего большинства стран и народов;
объективное повышение роли многостороннейдипломатии, международных институтов и механизмов в мировой политике иэкономике, вызванное усилением взаимозависимости государств,необходимостью повышения управляемости мирового развития;
наращивание экономического потенциала новыхцентров глобального роста, связанное в том числе с более равномернымраспределением ресурсов развития вследствие либерализации мировыхрынков. Экономический подъем в таких странах и регионах конвертируетсяв их политическое влияние, при этом дальнейшее развитие получаеттенденция к полицентричному миропорядку;
развитие региональной и субрегиональнойинтеграции на пространстве Содружества Независимых Государств (СНГ), вЕвро-Атлантическом и Азиатско-Тихоокеанском регионах, Африке иЛатинской Америке. Интеграционные объединения приобретают все большеезначение в мировой экономике, становятся существенным факторомрегиональной и субрегиональной безопасности, включая миротворчество;
военно-политическое соперничество региональныхдержав, рост сепаратизма, этнонационального и религиозного экстремизма.Интеграционные процессы, в частности в Евро-Атлантическом регионе,имеют зачастую избирательно-ограничительный характер. Попытки принизитьроль суверенного государства как основополагающего элементамеждународных отношений, ввести в практику разделение государств накатегории с различным объемом прав и обязанностей несут в себе угрозуподрыва международного правопорядка, а также чреваты произвольнымвмешательством во внутренние дела суверенных государств;
игнорирование отдельными государствами и группамигосударств основных принципов международного права. Россия выступает зато, чтобы общепризнанные нормы международного права были подлинноуниверсальными с точки зрения их понимания и применения.
Укрепление международных позиций России, а такжерешение задач, связанных с установлением равноправных, взаимовыгодных,партнерских отношений со всеми странами, успешное продвижение еевнешнеэкономических интересов, обеспечение политического,экономического, информационного и культурного влияния за рубежомтребуют задействования всех имеющихся в распоряжении государствафинансово-экономических рычагов и адекватного ресурсного обеспечениявнешней политики Российской Федерации.
Российская Федерация располагает реальнымпотенциалом для того, чтобы занять достойное место в мире. Определяющеезначение при этом имеют укрепление российской государственности,устойчивый экономической рост, дальнейшие политические и экономическиепреобразования, решение социальных проблем, преодолениересурсно-сырьевой ориентации экономики и ее перевод на инновационныйпуть развития, улучшение демографической ситуации. Важными факторамиявляются также укрепление институтов гражданского общества игосударственная поддержка национальных неправительственных организаций,заинтересованных в обеспечении российских внешнеполитических интересов.
Россия проводит открытую, предсказуемую ипрагматичную внешнюю политику, продиктованную ее национальнымиинтересами. Свое международное сотрудничество Россия строит на основахравноправия, взаимного уважения интересов и взаимной выгоды.
Отличительная черта российской внешней политики -ее сбалансированность и многовекторность. Это обусловленогеополитическим положением России как крупнейшей евразийской державы,ее статусом одного из ведущих государств мира и постоянного членаСовета Безопасности ООН. Интересы страны в современных условиях диктуютнастоятельную необходимость активного продвижения позитивной повесткидня по всему спектру международных проблем.
Россия всецело осознает свою ответственность заподдержание безопасности в мире как на глобальном, так и нарегиональном уровне и готова к совместным действиям со всеми другимизаинтересованными государствами в целях решения общих задач. Еслипартнеры не будут готовы к совместным действиям, Россия для защитысвоих национальных интересов будет вынуждена действоватьсамостоятельно, но всегда на основе международного права.
Россия не даст вовлечь себя в затратнуюконфронтацию, в том числе в новую гонку вооружений, разрушительную дляэкономики и пагубную для внутреннего развития страны.
Многообразие и сложность международных проблем икризисных ситуаций предполагают своевременную оценку приоритетностикаждой из них во внешнеполитической деятельности Российской Федерации.Использование политико-дипломатических, правовых, военных,экономических, финансовых и иных инструментов при решениивнешнеполитических задач должно быть соразмерно их реальному значениюдля обеспечения внешнеполитических интересов России и осуществлятьсяпри должной скоординированности действий всех ветвей власти исоответствующих ведомств.
Россия заинтересована в стабильной системемеждународных отношений, основанной на принципах равноправия, взаимногоуважения и взаимовыгодного сотрудничества государств и опирающейся намеждународное право. Такая система призвана обеспечить надежную иравную безопасность каждого члена мирового сообщества в политической,военной, экономической, информационной, гуманитарной и иных областях.Ее главный инструмент - многосторонняя дипломатия.
Центром регулирования международных отношений икоординации мировой политики в XXI веке должна оставаться ООН, котораядоказала свою безальтернативность и наделена уникальной легитимностью.Россия поддерживает усилия по укреплению ее центральной икоординирующей роли. Это предполагает:
неуклонное соблюдение целей и принципов, зафиксированных в Уставе ООН;
рациональное реформирование ООН в целях ее планомерной адаптации к меняющимся политическим и экономическим реалиям в мире;
дальнейшее повышение эффективности деятельностиСовета Безопасности ООН, несущего главную ответственность заподдержание международного мира и безопасности, придание этому органу впроцессе реформирования большей представительности при обеспечениидолжной оперативности в его работе. Любые решения по созданиюдополнительных мест в Совете Безопасности ООН должны приниматься наоснове самого широкого согласия государств - членов ООН. Статус пятипостоянных членов Совета Безопасности ООН должен быть сохранен.
Россия придает большое значение повышениюуправляемости мирового развития, созданию саморегулируемоймеждународной системы, что требует коллективного лидерства ведущихгосударств мира, которое должно быть представительным в географическоми цивилизационном отношении и осуществляться при полном уважениицентральной и координирующей роли ООН. В этих целях Россия будетнаращивать взаимодействие в таких форматах, как «Группа восьми» и еедиалог с традиционными партнерами, «тройка» (Россия, Индия и Китай),«четверка» БРИК (Бразилия, Россия, Индия и Китай), а также сиспользованием других неформальных структур и диалоговых площадок.
Россия последовательно выступает за укреплениеправовых основ в международных отношениях, добросовестно соблюдаетмеждународно-правовые обязательства. Поддержание и укреплениемеждународной законности - одно из приоритетных направлений еедеятельности на международной арене. Верховенство права призванообеспечить мирное и плодотворное сотрудничество государств присоблюдении баланса их зачастую не совпадающих интересов, а также приобеспечении интересов мирового сообщества в целом. Соблюдениемеждународного права важно для обеспечения интересов нашей страны, ееграждан и юридических лиц. Россия намерена:
добиваться соблюдения участниками международныхотношений международных обязательств как перед Россией, так и передмеждународным сообществом в целом; бороться с нарушениямимеждународного права со стороны государств, международных организаций,негосударственных образований и отдельных лиц. В условиях глобализациивызовов и угроз безопасности и устойчивому развитию еще более важнойстановится роль Совета Безопасности ООН как универсального механизмаобеспечения международной законности;
противодействовать попыткам отдельных государствили групп государств подвергнуть ревизии общепризнанные нормымеждународного права, отраженные в универсальных документах - УставеООН, Декларации о принципах международного права, касающихсядружественных отношений и сотрудничества между государствами всоответствии с Уставом ООН, 1970 года, а также в Заключительном актеСБСЕ 1975 года. Для международного мира и правопорядка особенно опасныосуществляемое в угоду политической конъюнктуре и интересам отдельныхгосударств произвольное толкование таких важнейшихмеждународно-правовых норм и принципов, как неприменение силы и угрозысилой, мирное разрешение международных споров, уважение суверенитетагосударств и их территориальной целостности, право народов насамоопределение, а также попытки выдать нарушения международного праваза его «творческое» применение. Такие действия размывают содержаниемеждународного права и наносят его авторитету непоправимый урон;
содействовать кодификации и прогрессивномуразвитию международного права, прежде всего осуществляемому под эгидойООН, достижению универсального участия в международных договорах ООН,их единообразному толкованию и применению, в целом - бережномуотношению к этим уникальным правовым инструментам и созданным имирежимам;
работать в направлении укреплениямеждународно-правовых основ сотрудничества в рамках СНГ, в другихрегиональных и субрегиональных форматах, постановки на твердую исовременную правовую основу наших стратегических отношений сЕвропейским союзом, построения подлинно общеевропейского правовогопространства под эгидой Совета Европы;
вести дело к завершению международно-правовогооформления государственной границы Российской Федерации, а также границморских пространств, в отношении которых она осуществляет суверенныеправа и юрисдикцию.
Россия последовательно выступает за снижение ролифактора силы в международных отношениях при одновременном укреплениистратегической и региональной стабильности. В этих целях РоссийскаяФедерация:
неукоснительно соблюдает свои международныеобязательства по международным договорам в сфере нераспространенияоружия массового уничтожения, контроля над вооружениями и разоружения,а также принимает меры по укреплению доверия в военной сфере; участвуетв разработке и заключении новых договоренностей в этих областях,отвечающих ее национальным интересам, на основе принципов равноправия инеделимости безопасности;
подтверждает неизменность своего курса наразвитие многосторонних основ нераспространения ядерного оружия, другихвидов оружия массового уничтожения и средств их доставки; выступает засоблюдение Договора о нераспространении ядерного оружия, Конвенции озапрещении разработки, производства и накопления запасовбактериологического (биологического) и токсинного оружия и об ихуничтожении, а также Конвенции о запрещении разработки, производства,накопления и применения химического оружия и о его уничтожении; активноучаствует в международных усилиях в сфере контроля за оборотомматериалов и технологий двойного назначения; содействует скорейшемувступлению в силу Договора о всеобъемлющем запрещении ядерныхиспытаний; выступает за создание глобального режима ракетногонераспространения на основе юридически обязывающей договоренности;
готова вести переговоры со всеми ядернымидержавами в целях сокращения стратегических наступательных вооружений(межконтинентальные баллистические ракеты, баллистические ракеты наподводных лодках и тяжелые бомбардировщики, а также размещенные на нихбоезаряды) до минимального уровня, достаточного для поддержаниястратегической стабильности;
выступает за недопущение вывода оружия в космос,за создание системы коллективного реагирования на возможные ракетныеугрозы на равноправной основе и против односторонних действий в областистратегической противоракетной обороны, дестабилизирующих международнуюобстановку;
считает, что фундаментальные тенденциисовременного развития, включая нарождающуюся многополярность, идиверсификация рисков и угроз подводят к выводу о том, что решениепроблем стратегической стабильности не может более оставаться толькосферой взаимоотношений между Российской Федерацией и США. Объективноприходит время открыть эти рамки для ведущих государств, прежде всегоядерных, заинтересованных в совместных действиях, направленных наобеспечение общей безопасности. В этом - смысл стратегическойоткрытости, лежащей в основе российских инициатив, в частности поколлективному противодействию возможным ракетным угрозам Европе и поприданию глобального характера режиму Договора между Союзом СоветскихСоциалистических Республик и Соединенными Штатами Америки о ликвидацииракет средней дальности и меньшей дальности 1987 года;
последовательно выступает за недопущение гонкивооружений, противодействует попыткам создания и развертываниядестабилизирующих, в том числе новых видов, вооружений: ядерных зарядовмалой мощности, межконтинентальных баллистических ракет с неядернымибоеголовками, систем стратегической противоракетной обороны;
уделяет особое внимание обеспечению международнойинформационной безопасности в качестве важного элемента укреплениястратегической стабильности;
поддерживает международные усилия по противодействию незаконному обороту легкого и стрелкового оружия;
намерена и далее содействовать укреплениюрегиональной стабильности в Европе путем участия в процессахограничения и сокращения обычных вооруженных сил, а также применениямер укрепления доверия в военной области на основе соблюдения принципаравной безопасности всех сторон;
считает международное миротворчество действенныминструментом урегулирования вооруженных конфликтов и решения задачгосударственного строительства на посткризисной стадии и намеренанаращивать свое участие в международной миротворческой деятельности подэгидой ООН и в рамках взаимодействия с региональными и международнымиорганизациями; будет вносить активный вклад в совершенствованиепревентивного антикризисного потенциала ООН;
твердо исходит из того, что санкционировать применение силы в целях принуждения к миру правомочен только Совет Безопасности ООН;
рассматривает статью 51 Устава ООН как адекватнуюи не подлежащую ревизии правовую основу для применения силы в порядкесамообороны, в том числе в условиях существования таких угроз миру ибезопасности, как международный терроризм и распространение оружиямассового уничтожения;
рассматривает как важнейшую национальную ивнешнеполитическую задачу борьбу с международным терроризмом, исходя изнеобходимости системного и комплексного использованияполитико-правовых, информационно-пропагандистских,социально-экономических и специальных мер с упором на превентивнуюсоставляющую такого противодействия; выступает за разработку дальнейшихмер по сплочению глобальной антитеррористической коалиции под эгидойООН с участием региональных организаций, без двойных стандартов и наоснове универсальных антитеррористических конвенций и решений СоветаБезопасности ООН; будет добиваться обеспечения права каждого человекавне зависимости от его национальности, расы, пола, религиознойпринадлежности на защиту от терроризма и террористических актов. Всоответствии с международным правом и своим законодательством Россиябудет применять все необходимые меры по отражению и предотвращениютеррористических нападений на нее и ее граждан, по их защите оттеррористических актов, по недопущению на своей территориидеятельности, имеющей целью организацию подобных актов против граждан иинтересов других стран, по непредоставлению убежища и трибунытеррористам и подстрекателям к террору;
будет добиваться политико-дипломатическогоурегулирования региональных конфликтов на основе коллективных действиймеждународного сообщества, исходя из того, что современные конфликты неимеют силовых решений, их решение следует искать через вовлечение всехсторон в диалог и переговоры, а не через изоляцию какой-то из них;
целенаправленно противодействует незаконномуобороту наркотиков и организованной преступности, сотрудничая с другимигосударствами в многостороннем формате, прежде всего в рамкахспециализированных международных органов, и на двусторонней основе;
поддерживает создание под эгидой ООН и другихмеждународных и региональных организаций эффективных структурвзаимодействия по реагированию на стихийные бедствия и крупныетехногенные катастрофы, другие чрезвычайные ситуации, включаянаращивание возможностей по преодолению их последствий и укреплениесистем раннего предупреждения и прогнозирования;
участвует в международном сотрудничестве по регулированию процессов миграции, обеспечению прав трудящихся-мигрантов;
как многонациональное и многоконфессиональноегосударство, способствует диалогу и партнерству между культурами,религиями и цивилизациями, последовательно проводит эту линию в рамкахООН, ЮНЕСКО, ОБСЕ, Совета Европы и других международных и региональныхорганизаций, в контексте сотрудничества с Организацией Исламскаяконференция; поддерживает соответствующие инициативы гражданскогообщества, активно взаимодействует с Русской православной церковью идругими основными конфессиями страны.
Своими устойчиво высокими темпами экономическогороста, во многом основанного на расширяющемся внутреннем спросе,природными и накопленными финансовыми ресурсами Россия вноситзначительный вклад в обеспечение стабильности глобальной экономики ифинансов. Соответственно, Россия намерена активно содействовать, в томчисле посредством своего присоединения к Всемирной торговой организациии Организации экономического сотрудничества и развития, формированиюсправедливой и демократической глобальной торгово-экономической ивалютно-финансовой архитектуры в целях полноправного и эффективногоучастия в ней.
Главным приоритетом политики Российской Федерациив сфере международных экономических отношений является содействиеразвитию национальной экономики в условиях глобализации посредствомобеспечения равноправных позиций страны и российского бизнеса в системемирохозяйственных связей. Для достижения этой цели Российская Федерация:
добивается максимальных выгод и сведения кминимуму рисков при дальнейшей интеграции России в мировую экономику сучетом необходимости обеспечения экономической, энергетической ипродовольственной безопасности страны;
создает благоприятные политические условия длядиверсификации российского присутствия на мировых рынках за счетрасширения номенклатуры экспорта и географии внешнеэкономических иинвестиционных связей России;
принимает меры торговой политики для защитыинтересов Российской Федерации в соответствии с международнымиправилами и противодействует торгово-политическим мерам иностранныхгосударств, ущемляющим права Российской Федерации и российскихпредприятий;
оказывает государственное содействие российскимпредприятиям и компаниям в освоении новых и развитии традиционныхрынков, противодействует дискриминации отечественных инвесторов иэкспортеров, особенно на рынках наукоемкой продукции и товаров свысокой степенью обработки;
содействует привлечению иностранных инвестиций в наукоемкие и другие приоритетные сферы российской экономики;
продолжает наращивание потенциала и модернизациютопливно-энергетического комплекса, подтверждая репутациюответственного партнера на рынках энергоресурсов, обеспечиваяустойчивое развитие своей экономики и способствуя сбалансированностимировых энергорынков;
укрепляет стратегическое партнерство с ведущимипроизводителями энергетических ресурсов, активно развивает диалог состранами-потребителями и странами транзита, основываясь на принципахобеспечения энергобезопасности, зафиксированных в итоговых документахСанкт-Петербургского саммита «восьмерки» 2006 года, и исходя из того,что меры, гарантирующие надежность поставок энергоресурсов, должныпоследовательно подкрепляться встречными мероприятиями по обеспечениюстабильности спроса и надежности транзита;
активно использует возможности региональныхэкономических и финансовых организаций для отстаивания интересовРоссийской Федерации в соответствующих регионах, уделяя особое вниманиедеятельности организаций и структур, способствующих укреплениюинтеграционных процессов на пространстве СНГ;
в соответствии с нормами международного праваиспользует все имеющиеся в ее распоряжении экономические рычаги иресурсы, а также конкурентные преимущества для защиты своихнациональных интересов.
Российская Федерация выступает за расширениемеждународного сотрудничества в целях обеспечения экологическойбезопасности и противодействия изменению климата на планете, в томчисле с привлечением новейших энерго- и ресурсосберегающих технологий,в интересах всего мирового сообщества. Среди приоритетов в данной сфере- дальнейшие разработки научно обоснованных подходов к сохранениюблагоприятной природной среды и наращивание взаимодействия со всемигосударствами мира по вопросам охраны окружающей природной среды дляобеспечения устойчивого развития нынешнего и будущих поколений.Российская Федерация:
рассматривает устойчивое социально-экономическоеразвитие всех стран как необходимый элемент современной системыколлективной безопасности и исходит из того, что содействиемеждународному развитию должно быть нацелено на поиск эффективных путейподдержки усилий по ликвидации дисбалансов в развитии различныхрегионов. В этих целях Россия, используя свой донорский потенциал,проводит активную и целенаправленную политику в сфере содействиямеждународному развитию как на многостороннем, так и на двустороннемуровне;
поддерживает международное сотрудничество вобласти охраны здоровья при ведущей роли Всемирной организацииздравоохранения в качестве одного из приоритетов глобальной повесткидня, неотъемлемого компонента обеспечения устойчивого развития.
В условиях возрастающего как с экономическойточки зрения, так и в плане укрепления безопасности значения морскихпространств актуальной задачей становится их эффективное использование.В этих целях Российская Федерация будет добиваться обеспеченияотвечающих национальным интересам режимов безопасного судоходства,ответственного рыболовства и научно-исследовательской деятельности вМировом океане в сочетании с мерами по защите морской среды, борьбе стерроризмом и распространением оружия массового уничтожения. Россиянамерена установить в соответствии с международным правом внешниеграницы своего континентального шельфа, расширяя тем самым возможностидля разведки и разработки его минеральных ресурсов.
Россия, приверженная универсальнымдемократическим ценностям, включая обеспечение прав и свобод человека,видит свои задачи в том, чтобы:
добиваться уважения прав и свобод человека вовсем мире путем конструктивного международного диалога на основеВсеобщей декларации прав человека, использования других возможностей, втом числе на региональном уровне, в сфере прав человека, а такженедопущения двойных стандартов, уважения национальных и историческихособенностей каждого государства в процессе демократическихпреобразований без навязывания кому-либо заимствованных системценностей;
защищать права и законные интересы российскихграждан и соотечественников, проживающих за рубежом, на основемеждународного права и действующих двусторонних соглашений,рассматривая многомиллионную русскую диаспору - Русский мир - вкачестве партнера, в том числе в деле расширения и укрепленияпространства русского языка и культуры;
способствовать консолидации организацийсоотечественников в целях более эффективного обеспечения ими своих правв странах проживания, сохранению этнокультурной самобытности русскойдиаспоры и ее связей с исторической Родиной, последовательно создаватьусловия для содействия добровольному переселению в Российскую Федерациютех соотечественников, кто сделает такой выбор;
способствовать изучению и распространениюрусского языка как неотъемлемой части мировой культуры и инструментамежнационального общения;
твердо противодействовать проявлениям неофашизма,любых форм расовой дискриминации, агрессивного национализма,антисемитизма и ксенофобии, попыткам переписать историю и использоватьее в целях нагнетания конфронтации и реваншизма в мировой политике,подвергнуть ревизии итоги Второй мировой войны;
развивать, в том числе используя ресурсы,потенциал и инициативы институтов гражданского общества в сфереобщественной дипломатии, международное культурное и гуманитарноесотрудничество как средство налаживания межцивилизационного диалога,достижения согласия и обеспечения взаимопонимания между народами,уделяя особое внимание межрелигиозному диалогу;
наращивать взаимодействие с международными инеправительственными правозащитными организациями в целях укрепленияуниверсальных, без двойных стандартов норм защиты прав человека, ихсопряжения с ответственностью личности за свои действия, прежде всего вплане недопущения оскорбления чувств верующих и укоренениятолерантности, укрепления в диалоге по правам человека нравственныхначал;
расширять на основе изложенного участие вмеждународных конвенциях и соглашениях в области прав человека, приводяв соответствие с ними законодательство Российской Федерации.
Важным направлением внешнеполитическойдеятельности Российской Федерации является доведение до широких круговмировой общественности полной и точной информации о ее позициях поосновным международным проблемам, о внешнеполитических инициативах идействиях Российской Федерации, о процессах и планах ее внутреннегосоциально-экономического развития, о достижениях российской культуры инауки.
В рамках публичной дипломатии Россия будетдобиваться своего объективного восприятия в мире, развивать собственныеэффективные средства информационного влияния на общественное мнение зарубежом, обеспечивать усиление позиций российских средств массовойинформации в мировом информационном пространстве, предоставляя имнеобходимую государственную поддержку, активно участвовать вмеждународном сотрудничестве в информационной сфере, приниматьнеобходимые меры по отражению информационных угроз ее суверенитету ибезопасности.
Приоритетным направлением внешней политики Россииявляется развитие двустороннего и многостороннего сотрудничества сгосударствами - участниками СНГ.
Россия выстраивает дружественные отношения скаждым из государств - участников СНГ на основе равноправия, взаимнойвыгоды, уважения и учета интересов друг друга. С государствами, которыепроявляют готовность к этому, развиваются отношения стратегическогопартнерства и союзничества.
Россия подходит к торгово-экономическим связям сгосударствами - участниками СНГ с учетом достигнутого уровнясотрудничества, последовательно придерживаясь рыночных принципов вкачестве важного условия развития подлинно равноправных взаимоотношенийи укрепления объективных предпосылок для продвижения современных форминтеграции.
Россия активно способствует развитиювзаимодействия государств - участников СНГ в гуманитарной сфере на базесохранения и приумножения общего культурно-цивилизационного наследия,которое в условиях глобализации является важным ресурсом СНГ в целом икаждого государства-участника в отдельности. Особое внимание уделяетсяподдержке соотечественников, проживающих в государствах - участникахСНГ, согласованию на основе взаимности договоренностей о защите ихобразовательных, языковых, социальных, трудовых, гуманитарных и иныхправ и свобод.
Россия будет наращивать сотрудничество сгосударствами - участниками СНГ в сфере обеспечения взаимнойбезопасности, включая совместное противодействие общим вызовам иугрозам, прежде всего международному терроризму, экстремизму,наркотрафику, транснациональной преступности, незаконной миграции.Первостепенными задачами являются нейтрализация террористической угрозыи наркоугрозы, исходящих с территории Афганистана, недопущениедестабилизации обстановки в Центральной Азии и Закавказье.
В этих целях Россия будет:
работать над дальнейшей реализацией потенциалаСНГ как региональной организации, форума для многостороннегополитического диалога и механизма многопланового сотрудничества сприоритетами в сферах экономики, гуманитарного взаимодействия, борьбы страдиционными и новыми вызовами и угрозами;
продолжать согласованную линию на созданиеусловий для эффективного строительства Союзного государства черезпоэтапный перевод отношений между Россией и Белоруссией на рыночныепринципы в процессе формирования единого экономического пространства;
активно работать в рамках Евразийскогоэкономического сообщества (ЕврАзЭС) с Белоруссией и Казахстаном надсозданием Таможенного союза и единого экономического пространства,содействовать подключению к этой работе других государств - членовЕврАзЭС;
принимать меры по дальнейшему укреплению ЕврАзЭСкак ядра экономической интеграции, механизма содействия реализациикрупных водноэнергетических, инфраструктурных, промышленных и иныхсовместных проектов;
всемерно развивать Организацию Договора околлективной безопасности (ОДКБ) в качестве ключевого инструментаподдержания стабильности и обеспечения безопасности на пространствеСНГ, делая акцент на адаптации ОДКБ как многофункциональнойинтеграционной структуры к меняющейся обстановке, на надежномобеспечении способности государств - членов ОДКБ к своевременным иэффективным совместным действиям, на превращении ОДКБ в стержневойинститут обеспечения безопасности в зоне ее ответственности.
Россия продолжит активно содействовать мирномуразрешению конфликтов на пространстве СНГ на основе международногоправа, уважения достигнутых ранее договоренностей и поиска согласиямежду вовлеченными в них сторонами, ответственно реализуя своюпосредническую миссию в переговорном процессе и миротворчестве.
Отношение России к субрегиональным образованиям ииным структурам без российского участия на пространстве СНГопределяется исходя из оценки их реального вклада в обеспечениедобрососедства и стабильности, их готовности на деле учитывать законныероссийские интересы и уважать уже существующие механизмысотрудничества, такие как СНГ, ОДКБ, ЕврАзЭС, а также Шанхайскаяорганизация сотрудничества (ШОС).
В этом русле будут выстраиваться подходы России кразвитию всестороннего практического взаимодействия в Черноморском иКаспийском регионах на основе сохранения индивидуальности ОрганизацииЧерноморского экономического сотрудничества и укрепления механизмасотрудничества Прикаспийских государств.
Главной целью российской внешней политики наевропейском направлении является создание по-настоящему открытой,демократической системы общерегиональной коллективной безопасности исотрудничества, обеспечивающей единство Евро-Атлантического региона -от Ванкувера до Владивостока, не допуская его новой фрагментации ивоспроизводства прежних блоковых подходов, инерция которых сохраняетсяв нынешней европейской архитектуре, сложившейся в эпоху «холоднойвойны». Именно на это направлена инициатива заключения Договора оевропейской безопасности, старт разработке которого можно было бы датьна общеевропейском саммите.
Россия выступает за достижение подлинногоединства Европы, без разделительных линий, путем обеспеченияравноправного взаимодействия России, Европейского союза и США. Этоспособствовало бы укреплению позиций государств Евро-Атлантическогорегиона в глобальной конкуренции. Россия, как крупнейшее европейскоегосударство с многонациональным и многоконфессиональным обществом имноговековой историей, готова сыграть конструктивную роль в обеспечениицивилизационной совместимости Европы, гармоничной интеграциирелигиозных меньшинств, в том числе с учетом тенденций в сфере миграции.
Россия выступает за укрепление роли Совета Европыв качестве самостоятельной универсальной общеевропейской организации,определяющей уровень правовых стандартов во всех государствах - членахСовета Европы без дискриминации и привилегий для кого бы то ни было,важного инструмента устранения разделительных линий на континенте.
Россия заинтересована в том, чтобы ОБСЕдобросовестно выполняла возложенную на нее функцию - форума дляравноправного диалога государств - участников ОБСЕ и коллективнойвыработки консенсусных решений на основе всеобъемлющего иосновывающегося на балансе интересов подхода к безопасности в еевоенно-политическом, экономическом и гуманитарном аспектах. Полноценнаяреализация этой функции возможна через перевод всей работы ОБСЕ напрочную нормативную базу, обеспечивающую верховенство прерогативколлективных межправительственных органов.
В военно-политической сфере Россия будетдобиваться исправления дисбалансов, сложившихся в области ограниченияобычных вооружений и вооруженных сил в Европе, и принятия новых мердоверия.
Российская Федерация будет развивать отношения сЕвропейским союзом как с одним из основных торгово-экономических ивнешнеполитических партнеров, выступать за всемерное укреплениемеханизмов взаимодействия, включая последовательное формирование общихпространств в сферах экономики, внешней и внутренней безопасности,образования, науки, культуры. Долговременным интересам России отвечаетсогласование с Европейским союзом Договора о стратегическомпартнерстве, устанавливающего особые, максимально продвинутые формыравноправного и взаимовыгодного сотрудничества с Европейским союзом вовсех областях с перспективой выхода на безвизовой режим.
Российская Федерация заинтересована в укрепленииЕвропейского союза, развитии его способности выступать с согласованныхпозиций в торгово-экономических, гуманитарных, внешнеполитическихобластях и в сфере безопасности.
Развитие взаимовыгодных двусторонних связей сГерманией, Францией, Италией, Испанией, Финляндией, Грецией,Нидерландами, Норвегией и некоторыми другими государствами ЗападнойЕвропы является важным ресурсом продвижения национальных интересовРоссии в европейских и мировых делах, содействия переводу российскойэкономики на инновационный путь развития. Россия хотела бы, чтобы вэтом же русле использовался потенциал взаимодействия с Великобританией.
Россия развивает поступательное практическоевзаимодействие со странами Северной Европы, включая реализацию в рамкахмногосторонних структур совместных проектов по сотрудничеству вБаренцевом/Евроарктическом регионе и Арктике в целом, учитывая при этоминтересы коренных народов.
Россия открыта для дальнейшего расширенияпрагматичного, взаимоуважительного сотрудничества с государствамиЦентральной, Восточной и Юго-Восточной Европы с учетом реальнойготовности к этому каждого из них.
Российская Федерация настроена на взаимодействиес Латвией, Литвой и Эстонией в духе добрососедства, на основе обоюдногоучета интересов. Принципиальное значение для России сохраняют вопросысоблюдения прав русскоязычного населения в соответствии с принципами инормами общеевропейского и международного права, а также вопросыжизнеобеспечения Калининградской области.
Реально оценивая роль НАТО, Россия исходит изважности поступательного развития взаимодействия в формате СоветаРоссия - НАТО в интересах обеспечения предсказуемости и стабильности вЕвро-Атлантическом регионе, максимального использования потенциалаполитического диалога и практического сотрудничества при решениивопросов, касающихся реагирования на общие угрозы, - терроризм,распространение оружия массового уничтожения, региональные кризисы,наркотрафик, природные и техногенные катастрофы.
Россия будет выстраивать отношения с НАТО сучетом степени готовности альянса к равноправному партнерству,неукоснительному соблюдению принципов и норм международного права,выполнению всеми его членами взятого на себя в рамках Совета Россия -НАТО обязательства не обеспечивать свою безопасность за счетбезопасности Российской Федерации, а также обязательств по военнойсдержанности. Россия сохраняет отрицательное отношение к расширениюНАТО, в частности к планам приема в члены альянса Украины и Грузии, атакже к приближению военной инфраструктуры НАТО к российским границам вцелом, что нарушает принцип равной безопасности, ведет к появлениюновых разъединительных линий в Европе и противоречит задачам повышенияэффективности совместной работы по поиску ответов на реальные вызовысовременности.
Россия выстраивает отношения с США с учетом нетолько их огромного потенциала для взаимовыгодного двустороннеготоргово-экономического, научно-технического и иного сотрудничества, нои их ключевого влияния на состояние глобальной стратегическойстабильности и международной обстановки в целом. Россия заинтересованав эффективном использовании существующей разветвленной инфраструктурывзаимодействия, включая постоянный диалог по проблемам внешнейполитики, безопасности и стратегической стабильности, который позволяетнаходить взаимоприемлемые решения на основе совпадающих интересов.
Для этого необходимо перевестироссийско-американские отношения в состояние стратегическогопартнерства, перешагнуть барьеры стратегических принципов прошлого исосредоточиться на реальных угрозах, а там, где между Россией и СШАсохраняются разногласия, работать над их урегулированием в духевзаимоуважения.
Россия последовательно выступает за достижениеновых договоренностей с Соединенными Штатами в сфере разоружения иконтроля над вооружениями в интересах сохранения преемственности этогопроцесса, укрепления мер доверия и транспарентности в областикосмической деятельности и противоракетной обороны, а также по вопросамнераспространения оружия массового уничтожения, безопасного развитиямирной ядерной энергетики, наращивания сотрудничества в сферепротиводействия терроризму и другим вызовам и угрозам, урегулированиярегиональных конфликтов.
Россия заинтересована в том, чтобы действия СШАна мировой арене строились в соответствии с принципами и нормамимеждународного права, прежде всего Устава ООН.
Долгосрочные приоритеты российской политики наамериканском направлении - подведение под отношения с США солидногоэкономического фундамента, обеспечение совместной выработки культурыуправления разногласиями на основе прагматизма и соблюдения балансаинтересов, что позволит обеспечить большую стабильность ипредсказуемость российско-американских отношений.
Важным элементом сбалансированной политики Россиина североамериканском направлении являются отношения с Канадой, которыетрадиционно носят стабильный характер и мало подвержены воздействиюполитической конъюнктуры. Россия заинтересована в дальнейшемнаращивании динамики двусторонних торгово-экономических связей иинвестиционного сотрудничества, во взаимодействии в Арктике.
В контексте многовекторной внешней политикиРоссийской Федерации важное и всевозрастающее значение имеетАзиатско-Тихоокеанский регион, что обусловлено принадлежностью России кэтому динамично развивающемуся району мира, заинтересованностью виспользовании его возможностей при реализации программ экономическогоподъема Сибири и Дальнего Востока, необходимостью укреплениярегионального сотрудничества в сфере противодействия терроризму,обеспечения безопасности и налаживания диалога между цивилизациями.Продолжится активное участие России в основных интеграционныхструктурах Азиатско-Тихоокеанского региона (АСЕАН) - форуме«Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество», механизмахпартнерства с Ассоциацией государств Юго-Восточной Азии, включаярегиональный форум АСЕАН.
Особое место отводится дальнейшему укреплениюШОС, продвижению ее инициативы по созданию сети партнерских связеймежду всеми интеграционными объединениями в Азиатско-Тихоокеанскомрегионе.
Важнейшим направлением российской внешнейполитики в Азии является развитие дружественных отношений с Китаем иИндией. Россия будет наращивать российско-китайское стратегическоепартнерство во всех областях на основе совпадения принципиальныхподходов к ключевым вопросам мировой политики в качестве одной избазовых составляющих региональной и глобальной стабильности. Главнойзадачей в области двусторонних связей является приведение объема икачества экономического взаимодействия в соответствие с высоким уровнемполитических отношений.
Углубляя стратегическое партнерство с Индией,Россия проводит принципиальную линию на упрочение взаимодействия поактуальным международным проблемам и всемерное укреплениевзаимовыгодных двусторонних связей по всем направлениям, особенно наобеспечение существенного подъема в торгово-экономической сфере.
Россия разделяет заинтересованность Китая и Индиив налаживании эффективного внешнеполитического и экономическоговзаимодействия в трехстороннем формате Россия - Индия - Китай.
Российская Федерация выступает за отношениядобрососедства и созидательного партнерства с Японией в интересахнародов обеих стран. Унаследованные от прошлого проблемы, надобщеприемлемым решением которых работа будет продолжена, не должныстановиться препятствием на этом пути.
Россия настроена и далее развивать отношения сТурцией, Египтом, Алжиром, Ираном, Саудовской Аравией, Сирией, Ливией,Пакистаном и другими ведущими региональными государствами вдвустороннем и многостороннем форматах.
Российская внешняя политика направлена нанаращивание позитивной динамики отношений с государствами Юго-ВосточнойАзии, прежде всего на развитие стратегического партнерства с Вьетнамом,а также многопланового сотрудничества с Индонезией, Малайзией,Таиландом, Филиппинами, Сингапуром и другими странами региона.
Принципиальное значение для России имеет общееоздоровление ситуации в Азии, где сохраняются источники напряженности иконфликтов, увеличивается опасность распространения оружия массовогоуничтожения. Усилия будут сосредоточиваться на деятельном участииРоссии в поисках политического решения ядерной проблемы Корейскогополуострова, на поддержании конструктивных отношений с КНДР иРеспубликой Корея, на поощрении диалога между Пхеньяном и Сеулом, наукреплении безопасности в Северо-Восточной Азии.
Россия будет всемерно способствоватьполитико-дипломатическому урегулированию ситуации вокруг ядернойпрограммы Ирана на основе признания права всех государств - членовДоговора о нераспространении ядерного оружия на использование ядернойэнергии в мирных целях и обеспечения неукоснительного соблюдениятребований режима нераспространения ядерного оружия.
Углубляющийся кризис в Афганистане создает угрозубезопасности южных рубежей СНГ. Россия во взаимодействии с другимизаинтересованными странами, ООН, ОДКБ, ШОС и иными многостороннимиинститутами будет прилагать последовательные усилия в целях недопущенияэкспорта терроризма и наркотиков из Афганистана, достижения прочного исправедливого политического урегулирования проблем этой страны приуважении прав и интересов всех населяющих ее этнических групп,постконфликтного восстановления Афганистана в качестве суверенногомиролюбивого государства.
Россия будет вносить весомый вклад в стабилизациюобстановки на Ближнем Востоке, используя свой статус постоянного членаСовета Безопасности ООН и участника квартета международных посредников.Главная цель состоит в мобилизации коллективных усилий для достиженияна международно-признанной основе всеобъемлющего и долгосрочногоурегулирования арабо-израильского конфликта во всех его аспектах,включая создание независимого палестинского государства,сосуществующего в мире и безопасности с Израилем. Такое урегулированиедолжно быть достигнуто с участием и при учете законных интересов всехгосударств и народов, от которых зависит стабильность в регионе.Российская Федерация выступает за наращивание коллективных усилий наоснове взаимного уважения, направленных на содействие прекращениюнасилия и на достижение политического урегулирования в Ираке путемнационального примирения и восстановления полноценной государственностии экономики этой страны.
В целях дальнейшего расширения взаимодействия сгосударствами мусульманского мира Россия будет использовать возможностисвоего участия в качестве наблюдателя в Организации Исламскаяконференция и Лиге арабских государств, проводить активную линию врамках реализации Инициативы партнерства «Группы восьми» с региономБлижнего Востока и Северной Африки. Приоритетное внимание будет уделеноразвитию взаимовыгодного экономического сотрудничества, в том числе вэнергетике, с государствами этого стратегически важного для российскихнациональных интересов района мира.
Россия будет расширять разноплановоевзаимодействие с африканскими государствами на двусторонней имногосторонней основе, включая диалог и сотрудничество в рамках «Группывосьми», содействовать скорейшему урегулированию региональныхконфликтов и кризисных ситуаций в Африке. Будет развиватьсяполитический диалог с Африканским союзом и субрегиональнымиорганизациями, будут использоваться их возможности для подключенияРоссии к экономическим проектам на континенте.
Россия будет стремиться к налаживаниюстратегического партнерства с Бразилией, наращивать политическое иэкономическое сотрудничество с Аргентиной, Мексикой, Кубой, Венесуэлойи другими странами Латинской Америки и Карибского бассейна и ихобъединениями, опираясь на серьезный прогресс, достигнутый в отношенияхс государствами этого региона за последние годы, расширятьвзаимодействие с этими государствами в международных организациях,поощрять экспорт в латиноамериканские страны российской наукоемкойпромышленной продукции, осуществлять совместные проекты в сфереэнергетики, инфраструктуры, высоких технологий, в том числе в рамкахпланов, разрабатываемых в региональных интеграционных объединениях.
Президент Российской Федерации в соответствии сосвоими конституционными полномочиями осуществляет руководство внешнейполитикой страны и как глава государства представляет РоссийскуюФедерацию в международных отношениях.
Совет Федерации Федерального Собрания РоссийскойФедерации и Государственная Дума Федерального Собрания РоссийскойФедерации в рамках своих конституционных полномочий ведут работу позаконодательному обеспечению внешнеполитического курса страны ивыполнению ее международных обязательств, а также способствуютповышению эффективности парламентской дипломатии.
Правительство Российской Федерации осуществляет меры по реализации внешней политики страны.
Совет Безопасности Российской Федерации ведетработу по оценке вызовов и угроз национальным интересам и безопасностиРоссии в международной сфере, осуществляет подготовку предложенийПрезиденту Российской Федерации для принятия главой государства решенийпо вопросам внешней политики Российской Федерации в области обеспечениянациональной безопасности, а также по координации деятельностифедеральных органов исполнительной власти и органов исполнительнойвласти субъектов Российской Федерации в процессе реализации принятыхрешений в области обеспечения национальной безопасности, дает оценкуэффективности этих решений.
Министерство иностранных дел Российской Федерацииразрабатывает общую стратегию внешней политики Российской Федерации,представляет соответствующие предложения Президенту РоссийскойФедерации и ведет работу по реализации внешнеполитического курсаРоссийской Федерации в соответствии с настоящей Концепцией, а такжеосуществляет координацию внешнеполитической деятельности федеральныхорганов исполнительной власти.
Субъекты Российской Федерации развивают своимеждународные связи в соответствии с Конституцией Российской Федерации,Федеральным законом от 4 января 1999 г. № 4-ФЗ
«О координации международных и внешнеэкономических связейсубъектов Российской Федерации» и другими законодательными актами.Министерство иностранных дел Российской Федерации и другие федеральныеорганы исполнительной власти оказывают содействие субъектам РоссийскойФедерации в осуществлении ими международного и внешнеэкономическогосотрудничества при строгом соблюдении суверенитета и территориальнойцелостности России, используя в этих целях возможности действующих приМинистерстве иностранных дел Российской Федерации Совета глав субъектовРоссийской Федерации и Консультативного совета субъектов РоссийскойФедерации по международным и внешнеэкономическим связям. Развитиерегионального и приграничного сотрудничества является важным резервомдвусторонних связей с соответствующими странами и регионами вторгово-экономической, гуманитарной и иных областях.
При подготовке внешнеполитических решенийфедеральные органы исполнительной власти на постоянной основевзаимодействуют с палатами Федерального Собрания Российской Федерации,политическими партиями, неправительственными организациями,академическим сообществом и объединениями деловых кругов России,содействуя их участию в международном сотрудничестве. Широкоевовлечение гражданского общества во внешнеполитический процесссоответствует тенденциям внутреннего развития России, отвечает задачеподдержания в стране согласия по вопросам внешней политики испособствует ее эффективной реализации.
При финансировании внешнеполитических мероприятийдолжны шире использоваться возможности федерального бюджета, а такжепривлекаться внебюджетные средства в рамках государственно-частногопартнерства на добровольной основе.
Последовательное осуществление государственнойвнешней политики призвано создавать благоприятные условия дляреализации исторического выбора народов Российской Федерации в пользуправового государства, демократического общества, социальноориентированной рыночной экономики.