От хаоса ожиданий к управлению тенденциями
Конечно, многие помнят название первой главы книги Маршалла Мак-Люена: «Understanding Media», которая называется «Средство коммуникации есть сообщение» — «Media is the message». Идея эта становиться все более актуальной: на наших глазах системы передачи и обработки информации в определенном смысле начинают обуславливать характер содержания, транслируемого ими. А изменения в технологиях, в свою очередь, обуславливают изменения социальной и культурной среды в целом, создавая новый контекст, новый стиль, сам язык коммуникации. И, в конечном счете, меняют наше сознание.
Во многом именно развитие новых информационных технологий становиться сегодня условием национального успеха. Больше года в рамках портала www.bunich.ru велась работа по ряду инновационных интернет-проектов, которая перешла на новый уровень. Этот переход воплотился в создании акционерного общества «Корпорация новых технологий», презентация которого состоялась в начале июня.
«Корпорация новых технологий» это новая фаза работы по выстраиванию устойчиво развивающихся систем, способных порождать различные инновационные продукты: информационные, материальные, культурные, идеологические. Речь идет о нескольких взаимосвязанных проектах, каждый из которых самостоятелен, но входит при этом в единую сетевую структуру. Фактически, русскоязычному пользователю Интернета предлагается платформа построения принципиально новой системы поиска, анализа и предоставления информации.
В чем же суть предлагаемых «Корпорацией новых технологий» интернет-изменений? В последние несколько лет в глобальной сети начали появляться компании так называемой «новой волны», реализующие принципы концепции Веб 2.0. (Web 2.0). По мнению одного из идеологов Веб 2 Тима О’Рейли (Tim O’Reilly) вряд ли можно установить четкие границы новой концепции, скорее, ее следует представлять как центр притяжения или в виде множества правил и практических решений, которые объединены в некое подобие солнечной системы, состоящей из узлов, каждый из которых построен с учетом принятых правил и находится на определенной дистанции от центра. Принципиальным отличием новой концепции состоит в том, что в формировании Интернета начинают принимать активное участие сами пользователи. Среди успешных проектов подобного рода можно назвать народную энциклопедию Wikipedia, или китайский информационный портал alibabа.com.
Одной из главных целей «Корпорации новых технологий» состоит в выявлении перспективных направлений развития сетей, создание коллективов и реализация проектов в областях извлечения данных (web mining) и построения экспертных сетей (expert network).
В центре внимания «Корпорации новых технологий» разработка эффективных технологий анализа значительной по объему, но крайне неоднородно распределенной информации в сети Интернет. Речь идет, прежде всего, о технологиях автоматического поиска актуальной информации в перегруженных «информационным шумом» источниках Интернет, а также о всевозможных средствах автоматической классификации и аннотирования документов.
В этой связи «Корпорация новых технологий» разрабатывает проект по созданию отечественной поисковой машины нового поколения «Dialogus», осуществляющей поиск прямых ответов на вопросы пользователей в концепции «Вопрос-ответ» (Q&A system). Воплощая концепцию самообучающейся среды, поисковая машина самостоятельно оптимизирует критерии последующего отбора информации на основании предпочтений, высказываемых пользователем по результатам произведенного поиска.
Основной массив данных формируется по российским и зарубежным университетским, энциклопедическим и учебным ресурсам, при этом «Dialogus» выступает в качестве своего рода репозитория научной информации, попадающей в Интернет, формируя «Национальное хранилище научной информации».
В полной мере инновационная перспектива раскрывается в интерактивном объединении возможностей подобных автоматических поисковых технологий с онлайновой работой сетевых объединений экспертов по технологии «умные толты» (Smart Mobs). «Корпорация новых технологий» опирается на многочисленные группы специалистов, участвующих в публичном обсуждении и экспертной проработке социальных, экономических и политических вопросов, выступающих своего рода креативными аттракторами интерактивных процессов, развивающихся в интеллектуальной среде, интернет-сообществе.
Проект создание экспертных сетей направлен, в первую очередь, на оказание оперативной информационной помощи людям бизнеса в их повседневной работе. Быстрый и эффективный, в режиме реального времени анализ экономической и политической ситуации, четкие и, главное, понятные рекомендации, учитывающие выбранные пользователем параметры запроса и круг авторитетных для него специалистов — очевидные преимущества развиваемого «Корпорацией новых технологий» проекта «Экономический барометр».
«Экономической барометр» не только своего рода сейсмологическая станция, настроенная на фиксацию тенденций в развитии каких-либо ситуации в экономике или политике, но он может мгновенно сделать информацию об этих тенденциях доступной каждому, используя весь спектр современных технологий связи.
При определенных условиях развитие экспертных сетей может стать матрицей формирования иных общественных связей, бизнес-отношений нового уровня, выстраивающихся на основе профессионально-доверительного взаимодействия бизнеса и экспертного сообщества.
Несомненно, что подобного рода системы в скором времени станут необходимым элементом экономической безопасности страны, поскольку можно, например, в какой-то момент оказаться неконкурентоспособными просто в силу недостаточной скорости передачи и обработки информации и, следовательно, отсутствия возможностей для выполнения необходимых опережающих действий.
Еще одним элементом, составляющим структуру «Корпорации новых технологий», выступает проект интерактивного интернет-телевидения «Мегабит-ТВ», так же первоначально развивавшийся в рамках портала www.bunich.ru. Пользователь подобного телевещания получает возможность самостоятельно выбирать необходимые именно ему формы и объемы телепрограмм, время вещания, участвовать в наполнении контента и становиться фактически соавтором телевизионного процесса. В определенной мере это реализация того, что в свое время Дэн Гилмор (Dan Gilmor) назвал миром «мы — медиа».
Конечно, все разнообразие возможностей интернет-технологий в полной мере возможно реализовать только при опережающем развитии современных систем коммуникации. Тем не менее, по нашим оценкам объем капитализации заявленных проектов к концу года может составить $100-200 млн.
Цель «Корпорации новых технологий» состоит в том, чтобы раскрывать общее поле информационных возможностей и управлять тенденциями. В этом собственно и заключается новая идеология действия, которая полагается в качестве доминанты для «Корпорации новых технологий».
Наша цель — создание продуктов и технологий, доступных каждому участнику информационного поля, которые позволяют организовывать мир вокруг себя и для себя, делая жизнь более удобной, эффективной, многообразной.
Андрей БУНИЧ
bunich.ru