будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Ноябрь 13, 2010
Архив проектов

кошки

Для начала я хочу без малейшей доли иронии выразить благодарность Дмитрию Кузьмину за его реплику– корректную, взвешенную, ясную и лишенную элемента полемики радиполемики. По-моему, чем скорее мы перейдем на такой режим диалога, темлучше. Мне тоже вовсе не хочется спорить с Дмитрием там, гдепространства для этого спора нет, и я определю эти зоны.

Да, «архив» и «пассивный запас» - это одно и то же.

Да, с точкизрения литературного процесса – именно на этой точке зрения мы имзафиксируем сейчас свое внимание – важен актив. Да, мой итоговый выводпредыдущего материала – насчет того, что младшие над старшими непроизводят никакого серьезного необратимого отбора и суда, - не следуетлогически из сказанного там же выше. Как было подчеркнуто, онпоследовал из наблюдений и размышлений. Думаю, пришла пора ихразвернуть.

Что такое литературный процесс? Это с оговорками сам процесснаписания стихотворения, рассказа или романа – без последующегоусвоения итога той или иной литературной институцией письмо остаетсявещью в себе, в процесс не вплетается. Наверное, это суммаразнообразных репрезентаций настоящего времени. Издание авторских книг– в том числе, давно ушедших поэтов и писателей (пример Кузьмина насчетМаксима Амелина и графа Хвостова принимаю с благодарностью). Изданиежурналов, альманахов, антологий, в том числе – сетевых. Вечера,фестивали, студии, премии, критические реакции и т.д. С точки зренияраспределения ролей, здесь действуют: поэт, прозаик, издатель,редактор, составитель, куратор, мастер, координатор, член жюри, критик,культуртрегер. С точки зрения человеческой начинки, это примерно одни ите же люди, с возрастом играющие все больше ролей. Если говорить опринятии решений, примерно в 90% ситуаций старшие решают судьбумладших, а не наоборот.

Какое место в литературном процессе занимает стихотворнаядеятельность двадцатилетних? Ну, если учесть, что не каждый считающийсебя поэтом – поэт, а не все маркированное подзаголовком«стихотворение» - стихотворение, то очень маргинальную. Это навскидку1% от реально существующего и интересного. Что еще существеннее – самовыделение этого 1% является результатом деятельности старших (поотношению к этому) поколений. Есть несколько человек, интересующихсямолодой поэзией, в их числе – Дмитрий Кузьмин. Но, конечно, не стоитсводить литературный процесс к этому его тонкому сектору.

Обобщаю: есть пул людей, принимающих решения.

Я могу назвать ихприменительно к поэзии: Ермолаева, Айзенберг, Месяц, Алехин, Крючков,Василевский, Кузьмин, Пуханов, Амелин, Витковский, Комаров, Цветков,Переверзин, Давыдов, Файзов, Чупринин, Немзер и т.д. Это очевидно. Вмолодежной системе координат, где 30 – уже безысходная старость, это,без сомнения, старшее поколение.  Они «судят», точнее, фильтруютмладших, сверстников, а также – предыдущие поколения. То есть яреанимирую на секунду свой проект уточнения: старшие, в том числе,выбирают физически мертвых. Между тем, я настаиваю на том, чторепубликации ушедших бережно восстанавливают картину того времени.

Цитирую возражение Кузьмина: «Это прекрасно и правильно, чтоназванные Костюковым коллеги издают тех, кого они издают (хотявоспроизводят они, конечно, не всю карту, а тот её фрагмент, который вбольшей степени занимает их как читателей или исследователей:какого-нибудь Ивана Игнатьева или Неола Рубина или Нину Хабиас — нет,не воспроизводят)». Однако я беру  с полки репринтное издание«Якоря» (1936). Из помянутых мной 6 поэтов представлены 5 (кромеАриадны Скрябиной). Из 3 гипотетически добавленных Дмитрием – ниодного. Впрочем, мы можем спросить Евгения Витковского, какая его цель– воспроизвести литературную карту той эпохи или устроить ее на свойвкус. Я практически уверен в ответе.  «Якорь» составлен Адамовичем иКантором – представителями решающего пула той эпохи, условно старшимпоколением.

Далее.  Д. Кузьмин: «Поэтому вопрос о том, что именно из поэзиинедавнего прошлого сегодняшние молодые поэты держат у себя в активномзапасе, кажется мне вполне правомерным и важным. Можно это выяснятьпутём опроса молодых поэтов, а можно аналитически, рассматривая ихпоэтику и уясняя себе, каковы её корни».  Между тем, анализируяпоэтику, можно определить прямые влияния.  Возможно, это имеет смыслназвать корнями. Дмитрий абсолютно правильно замечает, что я смешиваюавторский и читательский опыт. Читателями поэзии на данный моментявляются представители цеха. Под авторским опытом Кузьмин, очевидно,понимает переимчивость – то, что можно выудить из анализа поэтики.Здесь, однако, возникают вопросы.

Влияния очевидны у молодых, несостоявшихся поэтов. Чем более онивзрослеют, обособляются, тем более самодостаточны. Если не замыкатьлитературный процесс на двадцатилетних, если перенести его нервныйцентр туда, где он и есть, условно говоря - на Чухонцева, Гандлевского,Цветкова, - карта влияний страшно бледнеет и сильно зависит отсоставителя этой карты. (Признак, кстати, несостоятельности именноанализа). А если у зрелого успешного поэта мы видим явное влияние, этопревращается в проблему (Херсонский – Бродский).  Допустим, мыуяснили себе круг имен, повлиявших в свое время на юного Гандлевского.В 30 лет он их влияния преодолел. То есть – в нашей фразеологии –перевел таких-то из архива в актив, использовал и вернул обратно. Ну ичто?

Мы попадаем в ножницы: там, где влияния очевидны, объект влияний ещене вполне поэзия и очень условно относится к литпроцессу. Там же, гдесамоочевидна поэзия и мы имеем дело с фокусом внимания литпроцесса,неочевидны влияния. И я бы так скорректировал эту картину: болееосмысленно говорить о важности круга поэтов для поэта. Например, Мандельштам почти всегда очень важен, но крайне редко мыотмечаем его стилевое влияние. Еще отчетливее это относится к Пушкину.Можно перенимать позицию по отношению к литературе, миру,метафизическую осанку, что ли. Это не считывается со стихов. Со стиховмы считаем 1-2 имени. Для полноценной жизни поэт читает, любит, помнит50-100 других поэтов. И, конечно, авторский опыт = читательский опытавтора. А вовсе не зона стилевого влияния.

Вернемся, однако, к выбору двадцатилетних. Хочу снять одно подозрение Димы – что я говорю о дневниковом лепете как о социокультурнойдоминанте.

Нет. Социокультурная доминанта считывается вообще безоглядки на уровень, с самотека премии «Дебют», с, условно говоря,10.000 – как бы назвать? – социологических анкет, замаскированных подстихи. Там доминанты будут совершенно другие – стихи о Родине, стихи одружбе и вражде, о строении мира, о первой любви. Стилистически –спотыкающиеся ямбы. Чтобы говорить о тенденции и мейнстримедвадцатилетних, я (по-моему, корректно) высекаю примерно 50стихотворцев соответствующего возраста, уже отобранных региональнымикураторами, фестивальную блуждающую компанию. Именно здесь (по-моему,на слух) доминанта – дневниковый лепет верлибром. А сужать 50 до 3-5 инаходить другую тенденцию – произвол.

И последнее. Дмитрий Кузьмин вспоминает себя двадцатилетним и говорит, что «никомуне ведомых декадентов и авангардистов 1890-1920-х гг. самостоятельновылавливал из малоизвестных альманахов Серебряного века».  Оставляяв стороне, что автора 1920-х гг. маловероятно выудить из Серебряноговека, замечу одно – это опыт эксклюзивно Дмитрия Кузьмина. Не простоочень одаренного и любознательного юноши из московской литературнойсемьи, даже так не типизируется, а ровно Кузьмина. Надеюсь, онсогласится – молодые, даже самые одаренные, далеко не таксамостоятельны в выборе чтения, как сам Дмитрий в молодости. Ониосуществляют свой выбор в рамках представленного. Кого привез Файзов,кого издал Переверзин, кого любит Петрушкин, кого повесили на«Полутонах». Конечно, очень сильно приоритеты молодых определял иопределяет сам Кузьмин – через «Вавилон», впоследствии – через«Воздух».

Вряд ли, Дима, ты с этим поспоришь. Все же, извини, номолодежь «выбирает» те или иные ориентиры примерно так же, как кошкавыбирает «Вискас» - а что ей остается?..

читайте также
Архив проектов
АЭС России снова побьют рекорд в выработке электроэнергии
Декабрь 25, 2020
Архив проектов
Депутат Госдумы Владимир Гутенев: Росатом в этом году продемонстрировал хорошие результаты в своих традиционных сферах деятельности
Декабрь 25, 2020
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).