С приближением дня голосования за пост мэра Красноярска, политическая ситуация в городе резко накалилась. Выборы мэра Красноярска пройдут 10 июня и обещают стать одним из наиболее интересных политических событий начала лета. На сегодняшний день активную борьбу за кресло градоначальника ведет представитель «Единой России», и.о. мэра города Эдхам Акбулатов и оппозиционеры: эсер Александр Коропачинский, экс-представитель КПРФ Михаил Осколков и самовыдвиженец Алексей Подкорытов.
Ни одного из оппозиционеров назвать откровенным аутсайдером нельзя: на одного работает целая команда политтехнологов, на другого - успешная публичная кампания, у третьего – авторитетная поддержка и статус.
Политологи, сравнивающие избирательные стратегии кандидатов, отмечают, что единоросс Акбулатов от яркой публичной кампании отказался с самого начала и, пользуясь тем, что на него, как на бывшего зама градоначальника, были временно возложенны обязанности мэра, начал демонстрировать, как он будет работать мэром в случае победы.
Важным акцентом его кампании стала публичная поддержка со стороны ряда авторитетных в регионе людей. Например, полпреда президента РФ в Северо-Кавказском Федеральном округе, экс-губернатора Красноярского края Александра Хлопонина. Рассуждая о ходе кампании, он назвал выдвижение Акбулатова «хорошим решением». «Я знаю его очень давно, он работал моим заместителем, – отметил Хлопонин. – Я считаю, что это очень трудолюбивый и очень талантливый человек». Призвал голосовать за Акбулатова и экс-мэр Красноярска, ныне депутат Госдумы Петр Пимашков. «Знаю его почти двадцать лет, – заявил он. – Это требовательный руководитель, порядочный человек и настоящий патриот».
Среди оппозиционных кандидатов наиболее перспективным считается выдвиженец от «Справедливой России», протеже миллиардера Михаила Прохорова и местного строительного бизнеса Коропачинский. На днях он стал победителем так называемых праймериз «Первый тур». Они были проведенных среди четверых кандидатов (участвовали также Константин Сенченко, Сергей Толмачев и Наталья Подоляк, ныне отозвавшие свои кандидатуры в пользу Коропачинского).
Несмотря на то что региональное отделение КПРФ поддержало победившего на праймериз Коропачинского и попыталось отозвать Михаила Осколкова, Осколков остался в гонке и продолжает использовать бренд КПРФ. Еще на прошлой неделе он обвинил Коропачинского в подкупе крайкома КПРФ, утверждая, что эсер «занес» партийному начальству миллион долларов за то, чтобы те под надуманным предлогом отозвали из борьбы своего представителя. Осколков в результате появившихся технических проблем из числа оппозиционных фаворитов выбыл, однако до сих пор, упорно оставаясь в гонке и «размывая» предпочтения протестного электората, явно намерен сорвать выборы Коропачинскому. Окончательное решение по требованию коммунистов снять Осколкова с выборов 8 июня вынесет суд.
Усугубляет положение Коропачинского и Алексей Подкорытов, также считающийся сильным кандидатом благодаря мощной поддержке авторитетного и популярного красноярского политика и бизнесмена Анатолия Быкова.
Его команда, ранее державшая нейтралитет, пошла в атаку в начале текущей недели. Быков, лично выступив на пресс-конференции, высказал недовольство прошедшими оппозиционными праймериз, в том числе и альтернативными, в которые был включен его выдвиженец Подкорытов. Он считает, что истинная цель этого «безобразия» - «ввести людей в заблуждение» и понизить явку в день голосования. Cтоит за всем этим «Справедливая Россия», подыгрывающая, при ближайшем рассмотрении, кандидату от власти, считает Быков. «У нас ее (оппозиции) нет, — заявил Быков. — Это, знаете, я грубое слово не хочу применять, но это пешечки на доске, которыми играют. На сегодняшний день они это сами показали».
Отчасти слова Быкова подтвердили и отдельные свидетельства наблюдателей за ходом оппозиционных праймериз. Например, депутат красноярского горсовета Александр Глисков отметил одну странность, выявленную при подсчете бюллетеней.
«Нам принесли 113 урн, в которых было 25 тыс. 348 бюллетеней. Поскольку мы считали каждую урну отдельно, то выявили особенность голосования: были ящики, в которых количество голосов за одного кандидата превышало количество голосов, отданных за остальных претендентов вместе взятых в два, а то и в три раза. Как это оценивать? Пусть каждый определит это сам для себя», - рассказал он в интервью.
В том, насколько прозрачно проводилось «голосование» усомнился и красноярский блогер Сергей Зинов, который принимал участие в подсчете. Среди прочего, его внимание привлек тот факт, что достоверно неизвестно, сколько урн для голосования вообще стояли на улицах, и, соответственно, кто и что в них в это время кидал.
Пока альтернативные претенденты на пост мэра «разбираются, кто из них настоящий оппозиционный кандидат», глава Института политики и государственного права, политолог Виталий Иванов говорит, что расклад сил оформился в пользу единоросса: «Поддержка Акбулатова со стороны избирателей выше, чем у всех его соперников вместе взятых. Есть определенный риск в том, что в день выборов ожидается довольно низкая явка, но у и.о. главы серьезный запас доверия, который наверняка позволит ему выиграть», - говорит он.
В благоприятном для единоросса исходе голосования уверен и местный политолог, президент Красноярской ассоциации по связям с общественностью Андрей Копытов. По его словам, все старания команды Коропачинского, организовавшей под него праймериз «Первый тур», прошли без толку: «Судя по данным социологов, у участников праймериз очень низкие цифры поддержки со стороны избирателей. А если говорить о возможности их слияния в пользу одного кандидата, то здесь очень простая вещь: 0+0+0 в сумме дает 0», - пояснил он.
По данным ВЦИОМ, Акбулатов имеет рейтинг около 50%, его оппоненты в сумме - около 13%. По данным отдельных политологов, расклад несколько другой: за Акбулатова - около 40%, оппозиционные кандидаты не могут рассчитывать на результат выше 25%.