В целом стандарт требует серьезной редакции, многие формулировки устарели, относятся к риторике и приоритетам двадцатилетней давности. Учитывая потребности общества в критической экспертизе социальных процессов, чтобы в большей степени расширить акцент в подготовке социологов от их консультационной деятельности в рамках промышленных, государственных структур, для решения задач в области анализа ситуации в сфере управления, бизнеса, социальной политики, гражданского общества.
В настоящее время необходима внимательная редакция раздела «Квалификационные характеристики», например:
· Использовать «компьютерную технологию для обработки социологической информации» - очевидно, следует использовать множественное число, поскольку существуют разные компьютерные технологии
· «владеть методикой и технологией создания и использования моделей прогнозирования социальных явлений» - вероятно, не следует ожидать столь специфических компетенций от выпускника, социальная прогностика не является общей социологической методикой, вероятно, следовало бы отредактировать во что-то вроде «владеть приемами анализа и интерпретации социальных явлений и процессов»
· «уметь разрабатывать и использовать социологический инструментарий для диагностики различных видов социальной деятельности» - следовало бы отредактировать эту фразу, поскольку звучит слишком психологично и старомодно – очевидно, речь идет об анализе социальных явлении и процессов
· «в социологических службах предприятий и организаций, в государственных органах» - это откуда-то из прошлого перешло, несколько старомодно и центрировано на государстве. К тому же социологических служб на предприятиях остались единицы, однако профессиональные социологи широко востребованы в средствах массовой информации, общественных и добровольческих организациях, в местных сообществах, аналитических центрах, для изучения социальной политики
Содержание образования – раздел перегружен некоторыми специальными дисциплинами, отношение которых к образованию бакалавров-социологов представляется не вполне очевидным, в то время как отсутствуют принципиально важные общие предметные области. Курс общепрофессиональной подготовки «Общая социология» (ОПД.Ф.02) почти полностью дублирует по содержанию, если судить по стандарту, курс из цикла гуманитарных-социальных-экономических дисциплин «Социология» (ГСЭ.Ф.09.) и должен быть либо исключен из стандарта, либо его дидактические единицы должны быть принципиально переработаны. Мы полагаем, что курсы «Социальная педагогика», «Социология политики», «Социальная статистика», «Социальное моделирование и программирование» должны быть определенно изъяты из стандарта – они мало дают в плане базового профессионального образования в бакалавриате, закрывают узкие образовательные компетенции, которые должны стать фокусом обучения в магистратуре или на курсах повышения квалификации. Относительно того, на что следует заменить эти изымаемые курсы, мнения могут расходиться, это можно обсуждать отдельно, однако очевидно, что следует сокращать объем аудиторных часов и лекционных часов, следует больше обратить внимание на самостоятельную работу и расширить объем в обучении социологической теории, методов сбора и анализа социологических данных, статистических методов в социологии, понимающей социологии. Более того, вероятно, нужно принципиально менять устаревшую концепцию образования с предметно- на проблемно-ориентированную, вместо таких предметов, как «общая социология», «демография», «социальная психология», вводить курсы – «Социальные проблемы и социальные науки», «Культура и общество», «Социальное неравенство», «Поведение потребителей».