21 июля 2005 года, утром, в своей квартире, выстрелами из огнестрельного оружия была убита известная Воркутинская правозащитница Жоровля Людмила Аркадьевна. От рук убийц также погиб ее сын Константин, который случайно оказался дома и стал свидетелем убийства. По словам местным правозащитников, Л.А. Жоровля известна в г. Воркуте тем, что в 2004 году добилась через суд отмены незаконного постановления мэра г. Воркуты И. Шпектора. Опираясь на это постановление, администрация города начисляла необоснованно завышенные тарифы за оказание коммунальных услуг. Жители Воркуты вынуждены были оплачивать эти суммы, и без того самые большие в Республике Коми. Из-за отмены постановления общее число средств, измеряющееся сотнями миллионов рублей, должны быть возвращены гражданам.
Правозащитники Республики Коми сообщают, что по версии о том, что Людмила Аркадьвена погибла от рук наемных убийц из-за своей правозащитной деятельности, ничего не делается или, во всяком случае, ни прокуратура, ни милиция не информируют граждан о том, как идет следствие в этом направлении. Глава Республики однозначно заявил о бытовом характере убийства Л.Жороля. Мы приводим письмо от правозащитников Воркуты, содержащее своего рода расследование расследования, проводимого властями.
Почему ты используешь только чёрную краску? - Спросили у художника.
Да? Странно, а я считал, что рисую слишком светлую картину. По-настоящему чёрной краски найти не хватает сил!
С.Я.
В газете “Заполярье” появилась статья, которая и по заголовку, и по смыслу заявляет устами следователя МВД Державина: “Вы нам мешаете, г-да правозащитники…” Действительно, своим упрямым поиском истины мы мешаем следствию скормить публике какой-нибудь первый попавшийся вариант и закрыть это “неудобное” дело.
По всем признакам, нам готовились предъявить схваченного подозреваемого в убийстве Л.А.Жоровли. Им мог оказаться какой-то отморозок-наркоман (ух, как совпало с предположением мэра!), который якобы залез в квартиру позвонить по сотовому телефону!
Что ж, каждый имеет право на свою версию. Вольны и мы выдумать свою, изложенную здесь.
Реконструкция картины преступления – 2. Утро, 21 июля.
В начале 7-го (точнее, в 6 ч 05 мин.) муж Людмилы Аркадьевны выходит из дома, направляясь на автобусную остановку. За ним наблюдают с чердака и, возможно, с другой точки (ведут). По рации сообщают непосредственным исполнителям. Двое, а скорее, трое, поднимаются к квартире на третий этаж. Звонят в дверь. Открывает Людмила Аркадьевна. Кто-то из нападавших ей был хорошо знаком. Увидев, что на площадке присутствуют угрожающего вида незнакомцы (вероятно, но не обязательно, те, кто приходил накануне с угрозами), Жоровля пыталась закрыть дверь, ухватившись за ручку. Произошла борьба, о чём свидетельствует разорванный халат и разбитая коленка. Ручка не выдержала и сломалась. Возможно, Людмила Аркадьевна отпрянула в глубь квартиры и закричала, предупреждая сына. В это время прозвучал выстрел. Пуля попала в спину - в бок, повредив почку и печень, выйдя из живота. Возможно, Л.А. продолжала стоять какое-то время со смертельным ранением. Есть предположение, что был второй выстрел в голову, официальное следствие отвергает его наличие. Но у Жоровли было сильное повреждение головы, снято полосой часть кожи и волос. Утверждение, что это вернулась та же пуля, отскочившая от стены – маловероятно. Никто конкретно этот факт не проверял(!). Далее убийцы, переступив через тело матери, бросились в комнату сына. Юноша успел проснуться, видимо, разбуженный криками и шумом (при услышанном выстреле он бы выглянул в дверь и поступил совершенно по-другому), одел спортивные брюки. В это время в его комнату врываются и валят юношу на диван. Уточним, что рост у парня был немалый, он был физически крепкий (работал грузчиком) и так просто повалить его не могли. Он оказал сопротивление, но с двумя сильными мужиками не справился. Жертву уложили поперёк дивана и накрыли подушкой. Закрыть рот, да и не пачкаться. Выстрел разнёс голову вдребезги, следы крови оказались даже на шкафу в углу спальни. Затем нападавшие провели беглый обыск. Ящики компьютерной тумбы и шифоньеров были открыты, перерыты документы на столе. Забрав то, что их интересовало (видимо не нашли всего, чего нужно), нападавшие вышли из квартиры, захлопнув дверь на автоматическую защёлку. С чердака спустился наблюдатель, все вместе, видимо, сели в машину и уехали. Входная дверь осталась незакрыта.
Как видите, никак не получается списать убийство на забрёдшего позвонить или разжиться дозой (да, да, пытались “отработать” и такую версию!) наркомана-отморозка, вставшего для этого в несусветную рань. Вместо серьёзного расследования полковник Державин обвиняет правозащитников в том, что они ему мешают! Это при том, что ни один житель посёлка “Заполярный” ничего не сообщил следствию! А ведь перед этим нами переданы милиции номера машин, оказавшихся на записках, найденных в карманах убитой!
Можно предположить, что это такая хитрая хитрость следователя. Он видимо, ждёт, что убийцы проявят себя и выдадут с головой. Мы, товарищи Жоровли, возможно, этого не понимаем. А потому желаем успеха полковнику Державину и надеемся, что он выполнит свой долг и найдёт преступника.
Подведём предварительные итоги.
Отпадает версия о предпринимательской деятельности. Шить на заказ Жоровля стала гораздо меньше, жаловалась на слабеющее зрение. Клиенты были одни и те же (для тех, кому всё равно в какую чушь верить, могут предположить, что убийца - обидевшийся на отказ пошить костюм заказчик). Больших доходов этот вид деятельности не приносил. Муж вынужден был дать денег на поездку в Сыктывкар по кассационному рассмотрению Иска (отмена 677 Постановления мэра). Никаких замыслов заниматься юридической практикой первоначально не было. Людмила Аркадьевна сетовала на то, что много средств уходит на ксерокопии, книги, поездки и т.п. расходы. Очень долго объясняла, оправдываясь, куда именно она тратит средства, почему у неё определена именно такая сумма. (В отличие от администрации, поднимающей тарифы неизвестно на каких основаниях!). Возмущалась действиями А.П.Старчеко (просим у него прощение, вынуждены привести слова Л.А.), который “берёт с людей большие деньги”. Главное, заявляла Жоровля, отменить все незаконные Постановления по тарифам и вынудить администрацию сделать перерасчёт жителям города без обращения в суд. А мэра, который ввёл такие тарифы и “продавливает” незаконные Постановления через Совет города, привлечь к уголовной ответственности. Кто обращался к Людмиле Аркадьевне, знает, насколько щепетильна она в деньгах и насколько некорыстна, несмотря на потуги некоторых такой её представить. О “русской нищете” свидетельствует и квартира Жоровли (за пределами города жилья нет). За исключением нескольких ценных вещей (к ним мы ещё вернёмся), всё остальное - отжившая свой век рухлядь.
Что касается сына. Он работал грузчиком какое-то время в ресторане “ШангриЛа”, пока его не уволили по настоятельной просьбе мэра (со слов Л.А.Жоровли), затем очень недолго в компьютерном магазине. Знаем, что его просил о помощи разобраться с компьютером в том числе и г.Петровский. Но не часто. И только что устроился Костя работать на ЦОФ грузчиком. Никакой предпринимательской деятельности не было, если не принимать во внимание странное поведение неких ребят. Ему предложили заняться своим бизнесом с их помощью и хорошей “крышей”. На вопрос "Какой?" Был дан ответ: “прокурорской!” (рассказала Л.А.Жоровля). В эту нелепость нам почему-то верится, иначе откуда появились сведения о какой-то предпринимательской деятельности Константина?
Насколько нам известно, не удалось найти никаких фактов ссоры Людмилы Аркадьевны с кем-либо, не смогли установить примеров семейных конфликтов (т.н. “конфликты” разберём позже) или рукоприкладства Ивана Жоровля (спасибо милиции, искали весьма тщательно). Сам Иван не пьёт и не курит (также, как и Л.А.), не употребляет наркотики, также как не употреблял их сын (к теме наркотиков ещё вернёмся).
Что остаётся? Какой сотовый телефон? Ах да, нам туманно намекнули, что есть подозреваемый, или его вот-вот установят. (Дошли до нас слухи, в которые мы не можем верить, что милиция хватает всех подряд юношей пос. Заполярного и применяет к ним “нетрадиционные” способы допроса.) Главное, дескать, найти этот злосчастный сотовый, пропавший из комнаты Кости. А что его искать? Костя отдал его “какой-нибудь знакомой”! (предупреждаем сразу, что не поверим в месть ревнивого подростка своему счастливому сопернику). Второй сотовый телефон остался лежать нетронутым в коридоре, никаких ценных вещей больше не пропало.
И нам остаётся перейти к выяснению того, кто, в действительности был заинтересован в смерти Л.Жоровли. Попрошу отметить, что не говорится о том, кто “заказал” Л.А. Это две большие разницы.
Когда-то, уже очень давно, в милицейских академиях учили: ищите по принципу "Cui prodest?" - “Кому выгодно”. Вот и попробуем установить заинтересованных в смерти Людмилы Аркадьевны.
Первые заинтересованные лица, первые подозрения.
Итак, пресловутая “антенная служба”.
Если кто не знает, организация, занимающаяся установкой и обслуживанием антенн коллективного пользования, перешла давно в частные руки. При этом почти никто из жителей не перезаключил (или не заключил) договор с ней. Не знаю, оформлено ли официально и на законных основаниях то, что деньги за пользование антеннами собираются через государственные структуры. Убедитесь сами, заглянув в квитанцию оплаты коммунальных платежей. Сумма, безусловно, небольшая, но также потихоньку растущая (и вовсе без каких-либо объяснений). Но, в целом по городу, по самым скромным подсчётам, это составляет 4-7 млн рублей в год. А это уже большие деньги!
Жоровля подала Исковое заявление в суд, где просила отменить поборы этой службы, тем более, что её и некоторых других жителей посёлка принуждают платить, хотя самих антенн давно уже нет. Л.А. было подано ходатайство судье установить владельца, т.е. надлежащего ответчика. Со слов Л.Жоровли нам стало известно, что таким владельцем является сын помощника мэра, начальника Департамента ЖКХ Ю.Мазанова. Кстати попалась на глаза газета “Воркута деловая” (ныне закрытая), где в номере от 12.11.2003 г. рассказывается, как Мазанов на сессии Горсовета заявлял: “Вы что, забыли судьбу Е.Леонтьева?”. Процитируем замечание депутата Горбачёва по этому поводу: “Неужели г-ну Мазанову известно то, что до сих пор не известно правоохранительным органам?” Кстати, спросили об этом у самого Ю.Мазанова?
Но самое пикантное заключается в том, что сын Мазанова, возглавляющий, по словам Л.Жоровля, фирму “Центр” при нашей мэрии, одновременно работал в Воркутинском суде (Воргашорское отделение) администратором, вместе, кстати, со своей сестрой, теперь помощник судьи Ноженко. Опять же, Людмила Аркадьевна передавала разговор, который у неё состоялся с председателем Воргашорского отделения суда по поводу этого факта. Судья ахала, повторяя, что это, мягко говоря, недопустимая ситуация.
Но мы не нашли этому подтверждения в материалах дела. Там теперь находится справка, по которой антеннами занимается фирма “Норд-медиа” во главе с С.Борисовым. Это тот самый Борисов, который рвал плакаты пикетчиков у мэрии, а на собрании посёлка “Заполярный” 15.05.05 г. во всеуслышание оскорбил Л.А.Жоровлю. Вот вам и первый конфликт! В суд было подано её заявление о защите чести и достоинства. Очень соблазнительно, посчитать или того, или иного инициатором устранения Л.Жоровля. И для Мазанова-мл. (достанется и отцу), и для Борисова – деятельность Жоровли могла принести крупные неприятности. Подтверждает вроде бы эти подозрения факт посещения квартиры убитой правозащитницы двумя “наглыми молодцами”, представившими для обозрения удостоверения (во как!) антеннщиков, только почему-то уже расформированной конторы. И ходили ребята по квартире (осматривались? значит один точно являлся соучастником убийства), выискивая кабель, профессионально интересуясь технической стороной. Но при этом с нажимом предлагали забрать исковые документы из суда, касающиеся именно оплаты антенн. И говорили: “Ну, ты же берёшь с людей деньги!..” Где-то и от кого-то мы слышали такие же точно слова?
И со смертью Жоровли для Мазанова-мл. (не забудем старшего) в случае, если была права Л.А., и для Борисова, если сведения Жоровли о владельце службы не подтвердились, исчезают многие проблемы. Но не дай Бог, если кто подумал, что мы предъявляем какие-либо обвинения! Это прерогатива правоохранительных органов. Наоборот, мы хотим честно и беспристрастно разобраться в случившемся. И, может быть, снять необоснованные подозрения в адрес указанных лиц.
Потому что заинтересованных в смерти Л.А.Жоровли можно назвать ещё много.
Продолжение следует.
Вопросы к следствию:
Почему не сделали тщательный досмотр места преступления?
Почему не провели следственный эксперимент, реконструирующий события?
Почему важнейшие улики, т.е. подушку, простыни (на которых остались следы, частицы одежды, кровь убийц, остатки пороха) не изъяли и их просто выкинули?
Почему не составлен примерный облик стрелявшего (невысокого роста, крепкого телосложения, правша)?
Почему не провели трасологическую экспертизу? Почему вообще важнейших экспертиз не провели?
Почему не опросили водителей, проезжавших по трассе посёлка “Заполярный” в интервале от 5 часов до 7 часов утра 21.07.05?
Почему не сняли входящие и исходящие номера с телефона-определителя Жоровли?
И главный вопрос: Чем занимается, в таком случае, полковник Державин?
Источник: Коми. Правозащитная комиссия "Мемориал"