Грустно сознавать, что не везет Осипу Эмильевичу с нашимгородом. На заре советской власти опального поэта сослали сюда за «поклеп» на Сталина,а теперь, когда воронежцы собрались, наконец, увековечить память Мандельштама вбронзе, вокруг проекта памятника поднялась типично базарная шумиха. Прессаизвестной окраски расстаралась: дескать, из рук вон плоха модель, отвергнутая (будтобы) Москвой и одобренная к установке вВоронеже, в детском парке «Орленок». Якобы никуда не годится.
Что ответить людям, для коих томик Мандельштама вряд ли стал настольной книгой? Посоветоватьзаняться самообразованием, перестать демонстрировать невежество и личностнуюпримитивность? Полезней, думается, в расчете на грамотного читателя просить поделиться мыслями и фактами по поводуодного из инициаторов грядущего мероприятия (памятник, согласно подписанным городскимивластями документам, должны открыть 2 сентября.) – председателя правленияворонежского регионального отделения Союза российских писателей ГалинуУмывакину.
«Около Кольцова как сокол…»
– Нынешний 2008-й –начинает Галина Митрофановна – годсемидесятилетия гибели Осипа Эмильевича. Мандельштамовское культурное сообщество решилоотметить эту печальную и в то же время высокую дату, связанную – во всяком случае, лично для меня – и снравственной стойкостью, и с гражданскиммужеством, и с поэтической дерзостью Осипа Мандельштама, принявшем мученическую смерть за свои стихи. В историимировой литературы это достаточно редкий случай, слава Богу…
Пока существует единственный памятник поэту – во Владивостоке. Городе, вблизи которого находилсяпересыльный лагерь, где в общей яме лежит посейчас прах Осипа Мандельштама.Оставить в Воронеже материальное свидетельство пребывания здесь знаменитогоневольника – решение закономерное и естественное. Сам Мандельштам однажды (пустьи не вполне всерьез, но пророчески) спросил собеседника, антропологаРогинского, навещавшего его в воронежской ссылке: «Как вы думаете, поставят мнекогда-нибудь в Воронеже памятник?» Делобыло в Кольцовском сквере, около знаменитого мраморного памятника АлексеюКольцову…
Так вот: еще осенью 2005года (памятник – дело долгое) в Москве создалиинициативную группу, нацеленную на установку памятника Мандельштаму в столице. Возглавилее лауреат Государственной премии РФ, Пушкинской премии, премии «Триумф» инациональной премии «Поэт» Олег Чухонцев. Тогда же был объявлен закрытыйконкурс на увековечение облика Осипа Эмильевича в скульптурном произведении. Для участия пригласили несколько именитыхскульпторов; позже я видела проекты каждого из них. Все они, отспокойно-реалистичных до откровенно экспрессивных, где-то даже модернистских, уникальны. Каждый, на мой взгляд, сделал бычесть любому российскому городу, пожелавшему иметь у себя скульптуру по такимэскизам: с авторским почерком, настроением, четким замыслом и его выражением.
Общественный комитетМосквы, в который вошли писатели, краеведы, члены международногомандельштамовского общества, выбрал в конце концов проект известного скульптораШаховского – автора, к слову, прекрасной мемориальной мандельштамовской доски,висящей на здании Литературного института. По телевидению прошло несколькосюжетов на эту тему, один из них я увидела. И встрепенулась! Параллельно ОлегГригорьевич Ласунский прочитал газетную заметку, цитировавшую слова Юрия Лужкова, который отсмотрел, естественно,конкурсные проекты: «Как жаль, что всеэти памятники нельзя поставить в Москве». Дальше была мысль: «Хорошо бысвязаться с некоторыми российскими городами – в первую очередь с Воронежем;может, они сочли бы нужным выбрать себе один из проектов»
На мемориальном клочке
– Где и стоять такому памятнику, как ни в Воронеже? Памятникучеловеку, чье имя для очень многих наших читателей – в первую очередь, для его скромныхколлег по перу – продолжает что-то значить! Осип Мандельштам – громаднаяпоэтическая фигура, и человеческая тоже; трудно разделить Мандельштама напоэзию и позицию. Он дерзок в стихах и как никто мужественен в выражении отношенияк власти, которая в его жизни приобрела персонифицированные черты. Из-заединственного стихотворения, где упомянут кремлевский горец, поэт лишилсяжизни; в деле есть только оно одно! И, по-моему, дело чести – увековечить самостояние личности в этом мире,будь то поэт или непоэт.
– Давайте вспомним «этапы большого пути» грядущегоувековечения.
– Вскоре после возникновения идеи с памятником я поехала в Москву по своим писательским делам.Нашла контакты, адреса скульпторов,посмотрела фотографии. В Воронеже создали инициативную группу по увековечениюпамяти Мандельштама. Начались долгие переговоры. Памятник – это ведь оченьзатратное предприятие. Каждый из скульпторов подтвердил: рад, дескать, быть вамполезен, но что с финансами? И тут подоспело предложение Мандельштамовскогообщества, которое поддержало проект Лазаря Гадаева. И нашло спонсора на егоосуществление на воронежской земле.
Следом прошли два заседания комиссии по культурномунаследию, определившей место установки памятника. Сам Гадаев дважды приезжал в Воронеж – ему этоместо очень понравилось; оно – живое,расположенное рядом с домом, где жил Мандельштам и действительно мемориальное, исхоженное ногами Осипа Эмильевича вдоль и поперек. Вокзал, филармония, музей, проспектРеволюции – вот маршруты, посейчас хранящие его следы. И не просто Воронеж, аименно этот клочок земли примет памятник поэту, что глубоко символично и редко когда удаетсясделать. Тут надо отдать должное начальнику управления культурыгорадминистрации Ивану Петровичу Чухнову, который активно поддержал нашу идею исосредоточился на ее реализации. Что важно; любой памятник – всегда движение навстречу друг другу авторскойили общественной инициативы и городской власти.
«Мой щегол, я голову закину…»
– Памятник необычен, абсолютно не похож на те, что уже стоят в Воронеже…
– Конечно, к нему будет разное отношение у горожан; он,повторюсь, уникален. Скульптор Лазарь Гадаев – высококлассный профессионал,мастер малой пластики – прежде всего. Я была у него в мастерской, оченьвнимательно посмотрела работы. И увидела, что их автор любит Слово, что ономного для него значит. Там стоит не одинПушкин, Блок, Владимир Соловьев, еще несколько узнаваемых представителей русской словесности. То естьвнутренний выбор скульптора связан с культурными предпочтениями, что уже симпатично.Для Гадаева характерна глубина постижения этого мира, и иного – тоже, стремлениепроникнуть туда и сюда. И поведать обовсем зрителю – по-своему, посредством языка, которым владеет. Памятник Гадаева притягателен тем,что скульптору, мне кажется, удалось передать ощущение скованности фигуры – эточитается и по одной руке, прижатой к телу что называется «по швам», и повторой, что на груди. Человек спрятался, он закрывается от чего-то; понятно, отчего прятался Мандельштам, несмотря на все свои дерзости. Постоянный страх за жизньсобственную и близких, за друзей-писателей. Бедность,безденежье, бездомье. Состояниенапряженности и самозащиты, стремление прикрыться, на мой взгляд, Гадаевуудалось передать пластически. А эта чуть запрокинутая голова; известный,воспетый многими, в том числе и самим Мандельштамом, образ – «Мой щегол, яголову закину…». Несколько отсутствующий взгляд – внутрь себя и одновременновверх. На деревья, на небо, на птиц.
На Бога, в конце концов.Это – почти родовая отличительная черта Поэта: порыв, достоинство, гордость,честь… В модели есть и внутренная сосредоточенность, и внутренная свобода. Памятник,безусловно, интересный, сложный – подстатьпоэзии Мандельштама. Доступной далеко не всем.
– А зачем Воронежу нужен такой «непонятный» памятник?
– Существует общекультурная история, и история нашей странывообще – она трагическая. До сих пор определенная гражданская распря в обществесохраняется – слава Богу, без крови. Но человек, вопреки всему, остаетсячеловеком. Потому что есть вещи, которые делают нас людьми. В их числе память и благодарность. Воронеж приютилМандельштама на три года – это большой срок – и здесь он создал «Воронежскиететради». Книгу, которая на весь мир прославила город! Так давайте попробуемпривыкнуть к тому, что великий поэт будет теперь с нами долго-долго – в надежде на то, что воронежцы к этому имени будут относиться с большим почитанием. Да и читателей уМандельштама прибавится.
Анна Жидких
Источник: Берег. Воронеж. 2008. 5 авг.