Общество защиты прав потребителей «Общественный контроль» (ОЗПП) направило в Генеральную прокуратуру РФ обращение с просьбой привлечь к ответственности чиновников (копия имеется в распоряжении «Полит.ру»), по халатности которых государственная программа дополнительного лекарственного обеспечения (ДЛО) до сих пор не отлажена должным образом. По мнению председателя ОЗПП Михаила Аншакова, больше всего вопросов следует задать заместителю главы Министерства здравоохранения и социального развития Владимиру Стародубову и руководителю Росздравнадзора Рамилу Хабриеву – именно этим людям было поручено курировать программу ДЛО.
В нынешнем году по данным Общества защиты прав потребителей «Общественный контроль» от получения набора социальных услуг в рамках ДЛО отказались 46% льготников. Программа ДЛО эффективно не управляется. Постоянно растут коррупционные возможности. Основная точка формирования коррупционных возможностей – дистрибьюторы (партнеры программы). По данным ОЗПП «Общественный контроль» дистрибьюторы, фактически лишь за услуги логистики, получают 25-30% от стоимости товара, тогда как стоимость подобных услуг на российском рынке лекарственных средств не превышает 5-7% от стоимости товара. Михаил Аншаков, председатель ОЗПП, резонно спрашивает о том, "куда идет разница"?
С момента вступления в силу федерального закона о монетизации льгот, ситуация с обеспечением льготников лекарствами постоянно меняется. Недофинансирование программы ДЛО приобрело хроническую форму: по данным «Российской газеты», в 2007 году на ДЛО будет выделено порядка 40 млрд. руб. Однако в этом году фармацевтическими компаниями уже представлено к оплате 87,9 млн рецептов на сумму 47,2 млрд рублей – получается, что статья расходов по ДЛО даже не покрывает накопленные долги. «Возможно, Стародубову уже все равно, он всем своим видом постоянно демонстрирует, что сделал уже все что мог, для российского здравоохранения», - считает председатель ОЗПП. Разумеется, такое настроение не способствует пробиванию в правительстве достойного финансирования здравоохранения. Возможно, что именно по этой причине Федеральный фонд обязательного медицинского страхования объявил об отмене ранее объявленных конкурсов на участие в ДЛО в 2007 году среди поставщиков лекарств, хотя заявки на участие в конкурсах успели подать около 50 компаний. В самом фонде эту ситуацию не комментируют, но, по предположению экспертов, в программе останутся только старые участники.
Как сообщает РБК daily, причина этому - в растущих долгах бюджета перед партнерами: «Объем задолженностей велик, и полностью его оглашают не все компании. Очевидно, что проводить новый конкурс, когда есть такая задолженность бюджета, - это уже будет фарсом»,- сообщается на ленте агентства. Но у такого поворота событий есть и другая, ещё более тревожащая сторона: поставщики лекарств могут чувствовать себя хозяевами положения, диктуя Росздравнадзору собственные цены и ассортимент. Играя на прежних ошибках чиновников, курирующих программу ДЛО, фармацевтические компании имеют возможность избавиться от неэффективных, залежавшихся на складах медикаментов, продав их по завышенной стоимости.
Судя по всему, это уже и началось: выбор лекарственных средств в рамках программы ДЛО составлен так, что список вошедших в него препаратов существенно отличается от утвержденного Правительством «Перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств». В результате средняя цена упаковки лекарственного средства в программе ДЛО на 2006 год составляет 5,5 долл. США, тогда как то же лекарство при наличии желания и более взвешенном подходе к проблеме можно было закупить как минимум вдвое дешевле. За время реализации программы резко возросла стоимость выписанного рецепта (184 рубля – в марте 2005 года, 418 рублей – в марте 2006 года), а цены на многие лекарства в программе ДЛО на 20-30% превышают цены на коммерческом рынке, причем рост цен на лекарства внутри программы достигает 30-40% в год. Не в последнюю очередь это связано с тем, что в программе участвуют в основном зарубежные, а не отечественные производители медикаментов (соотношение между импортными и российскими медикаментами в ДЛО составляет 94:6), что автоматически ведёт к необоснованному удорожанию программы. Все это привело к значительному перерасходу и хронической нехватке выделяемых из бюджета средств. По оценкам экспертов фармрынка, к концу года общая стоимость лекарств по ДЛО дойдет до 60 млрд руб.
При этом дорогие лекарства, которые приобретаются сегодня для льготников, вовсе не относятся к категории «лучших». Нередко люди, нуждающиеся в постоянной медицинской помощи, и практически непрерывном приеме лекарств получают на руки рецепты, где вместо привычных и эффективных лекарств значатся так называемые дешёвые «аналоги». Итог этому один: льготники вынуждены приобретать необходимые медикаменты за собственный счёт и по коммерческой стоимости. И покупка одной упаковки медикаментов зачастую «съедает» большую часть пенсии или пособия по инвалидности. «Циничнее всего выглядит то, что новый список лекарств по программе ДЛО на будущий год огласили в первые дни октября, а выбрать льготу - натуральную или денежную - можно было только до 1 октября, - замечает Михаил Аншаков. Глупость медицинских ведомств ведет к росту напряженности в обществе. Сложившаяся ситуация с реализацией Государственной программы ДЛО вызывает у нас обеспокоенность, и мы обратились в Генпрокуратуру с просьбой тщательно проверить эти сведения и принять меры прокурорского реагирования».