Кризис, вызванный событиями на Фукусиме, не помешал Росатому почти вдвое увеличить количество зарубежных заказов, отметил старший научный сотрудник Аналитического центра МГИМО Леонид Гусев, комментируя итоги уходящего года для атомной отрасли.
Леонид Гусев, старший научный сотрудник Аналитического центра МГИМО, к.и.н.:
Уходящий год был весьма насыщен событиями, связанными с развитием российской атомной промышленности. Одна из больших вех в этом году - запуск Бушерской АЭС в Иране. Энергоблок, который строился много лет, начиная с 70-х годов, наконец-то доделан. Как известно, после исламской революции строительство было заморожено, но в конце 90-х - начале 2000-х годов Иран обратился к России, и специалисты из Росатома достроили и запустили АЭС в Бушере. Кроме того, осенью этого года подписано соглашение о строительстве нашими специалистами АЭС в Белоруссии - это тоже знаковое событие.
В России важным событием стало принятие закона об обращении с радиоактивными отходами, что является значимым этапом развития ядерной энергетики в нашей стране. Очень важно, что закон четко возлагает финансовую ответственность за вновь образуемые отходы на тех, кто их производит. Стоит отметить и запуск 4 блока на Калининской АЭС, который произошел буквально на днях.
Что касается негативных событий уходящего года, то здесь, естественно, приходится говорить об аварии на АЭС «Фукусима» в Японии, которая привела к тому, что возник определенный страх во многих странах в связи с дальнейшим использованием атомных электростанций. Особенно это затронуло часть европейских государств, например, Германию, которая отказалась от использования АЭС. Но, я думаю, что этот страх - краткосрочный, и в дальнейшем он будет нивелирован необходимостью строительства новых атомных станций, потому что другой, равнозначной по производству атомной энергии, альтернативы еще не найдено. Кроме того, из трагедии на Фукусиме извлекли определенные уроки. Сейчас очень большое внимание уделяется защите и безопасности АЭС. С одной стороны, авария – это трагедия, но с другой стороны, она даст еще больший импульс развитию новых технологий.
Несмотря на проблемы, возникшие в связи с трагедией в Японии, этот год для Росатома стал очень плодотворным. Если в 2010 году госкорпорация имела контракты на строительство 12 блоков атомных станций, то в нынешнем году оформлены заказы на строительство 21 энергоблока. Таким образом, Росатом почти вдвое увеличил свои зарубежные заказы, и кризис, вызванный событиями на Фукусиме, не помешал госкорпорации продемонстрировать столь успешную работу. Причем, стоит отметить, что сейчас для российской атомной экспансии наиболее перспективный рынок – азиатский. Если на Западе атомная промышленность развивается своими внутренними ресурсами, и выйти, например, на европейский рынок очень сложно, то азиатские государства очень нуждаются в строительстве новых АЭС. Кроме Ирана в освоении атомного сектора заинтересованы Индия, Китай, Вьетнам, Индонезия, Бангладеш, Филиппины, Малайзия и т.д. Эти страны бурно развиваются и для них нужны свои источники электроэнергии, что может им дать только строительство новых АЭС.