будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Апрель 6, 2001
Архив проектов
Кузнецов Юрий Лебедев Геннадий Львин Борис

Либеральные тезисы к реформе энергетики: экономическая свобода и признание обязательств

1. Цели государственной политики в сфере энергетики

Целью государственной политики в сфере энергетики является обеспечение динамичного развития этой отрасли, способной удовлетворить потребности граждан и жителей России в электрической, тепловой и иной энергии для бытовых и производственных нужд экономически эффективным образом, как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе.

В соответствии с этой целью критериями успеха государственной политики в сфере энергетики являются:

  • обеспечение динамичности развития отрасли, снятие препятствий на пути этого развития;
  • обеспечение баланса между интересами производителей и потребителей, отвечающего потребностям развития общества;
  • экономическая эффективность, означающая прибыльную работу предприятий отрасли, минимизацию расточительства в использовании ресурсов энергетики и ее продукции;
  • долгосрочный характер реализации трех предыдущих критериев.



Экономическая теория и мировая практика хозяйственной жизни убедительно показывают, что единственным способом достижения поставленной цели является создание и внедрение правил хозяйственной деятельности, основанных на свободе заключения и расторжения контрактов, жестком государственном обеспечении прав собственности и выполнении контрактных обязательств при полном исключении иного вмешательства государства в хозяйственную деятельность.



2. Цели Концепции

В соответствии с критериями, перечисленными в разделе 1, целью настоящей концепции является достижение ситуации, в которой:

  1. Любое юридическое или физическое лицо, обладающее необходимыми ресурсами и способное удовлетворить законодательно установленным стандартам (нормативам) безопасности, вправе свободно заниматься генерацией, передачей, сбытом электрической, тепловой и другой энергии.

  2. Компании, занимающиеся генерацией, передачей, сбытом электрической, тепловой и другой энергии, а также потребители имеют право заключать между любые контракты на поставку продукции, оказание услуг, использование производственных мощностей друг друга и т.д., и определять все условия этих контрактов, включая цены. Исключено вмешательство государственных органов в заключение контрактов и в определение их условий.

  3. Производители и потребители несут полную ответственность за выполнение договорных обязательств (правовое государство).

  4. Отсутствуют какие бы то ни было внедоговорные обязательства участников рынка.

  5. Отсутствует какое бы то ни было антимонопольное регулирование. В частности, отсутствуют запреты на вертикальную или горизонтальную интеграцию, отсутствует регулирование цен на какие бы то ни было виды продукции и услуг и т.д.

  6. Отсутствуют какие бы то ни было субсидии, льготы, социальные гарантии и т.п., за исключением (возможно) прямых денежных выплат из бюджета конкретным субсидируемым потребителям.

  7. Отсутствует лицензирование, т.е. выдача предварительных разрешений на ведение деятельности. Оно заменено регулярным мониторингом (аудитом) технического состояния энергетических объектов в соответствии с законодательно установленными стандартами (нормативами) безопасности.

  8. Отсутствует какое бы то ни было специальное отраслевое законодательство и регулирование.





3. Особенности текущей ситуации

Подавляющая часть производственных мощностей, предприятий и правил хозяйственной деятельности в современной российской энергетике представляет собой наследство Советского Союза. В силу этого, современное состояние отрасли существенным образом отличается от описанного выше целевого состояния. Наиболее существенные отличия состоят в следующем.

1. Существующие производственные активы и хозяйствующие субъекты обременены множеством обязательств, признаваемых и обществом, и государством, и акционерами энергетических компаний, но, как правило, не оформленных в явном виде. К таким обязательствам, в частности, относятся:

  • ответственность за устойчивое и бесперебойное снабжение электрической и тепловой энергией различных категорий потребителей независимо от выполнения ими договорных обязательств;

  • наличие хозяйствующих субъектов, не подлежащих отключению за невыполнение обязательств по оплате электрической и тепловой энергии;

  • субсидирование бытового потребления - отпуск электроэнергии и тепла населению по социально приемлемым ценам;

  • обязательства владельцев электростанций по осуществлению балансирующей генерации;

  • другие.



Фактически, сложившееся энергетическое хозяйство в российском обществе рассматривается не как обычный объект собственности, а как объект общего пользования, - хозяйство, обремененное сервитутами (обязательствами перед третьими лицами), определенные права по отношению к которому имеют все российские физические и юридические лица, а не только формальные собственники.

Большинство предлагаемых концепций реструктуризации РАО "ЕЭС России" и электроэнергетики в целом, как правило, направлены на аннулирование части обязательств (например субсидирование потребителей), но одновременно предполагают создание новых обязательств (свободный и недискриминационный доступ к сетям).


2. Сложившиеся обязательства оформлены в не рамках гражданско-правовых отношений, а в виде административного регулирования (ценовое регулирование, антимонопольное регулирование, технические нормативы и т.д.). По этой причине вновь создаваемые производственные мощности в энергетике (включая и генерацию, и сети) автоматически подпадают под бремя обязательств, первоначально относившихся к "старым" объектам, доставшимся в наследство от советского периода. Поскольку мгновенное и полное аннулирование этих обязательств невозможно, административное регулирование приводит к подавлению активности, направленной на создание нового.


3. Антимонопольное регулирование подавляет развитие независимых производителей в энергетике, поскольку практически все вновь возникающие мощности в сфере генерации и передачи электроэнергии ориентированы на долгосрочные контрактные отношения первоначально с небольшим числом потребителей, т.е. по критериям антимонопольного законодательства, автоматически оказываются "локальными монополиями" со всеми вытекающими из этого последствиями. Поэтому антимонопольное законодательство является одним из главных препятствий на пути развития конкуренции в энергетике.


4. Лицензирование имеет предварительный разрешительный характер, что ведет к дополнительным "барьерам входа", а в условиях тесной взаимосвязи разрешительных органов и существующего бизнеса ведет к прямому препятствованию развитию новых энергетических систем.

Наличие у современной российской энергетики этих особенностей требует комплекса переходных мер.



4. Меры переходного периода

Главная задача переходного периода - создать возможность для развития всех видов бизнеса в сфере энергетики при сохранении существующих обязательств, связанных исключительно со "старыми" активами, созданными в советский период.

Для этого реализуются следующие меры:

1. Замена предварительного разрешительного лицензирования на регулярный мониторинг соблюдения нормативов безопасности.

Росэнергонадзор не будет иметь права запретить новому производителю заниматься энергетическим бизнесом (отказать в выдаче лицензии), но будет иметь право проводить регулярные инспекции и - в случае нарушений нормативов - штрафовать или требовать прекращения деятельности в судебном порядке.

2. Оформление в явном виде всех неявных обязательств, связанных с существующим энергетическим комплексом, доставшимся в наследство от советского периода.

Таким образом, все существующие обязательства (льготные цены, субсидии и пр.) переводятся из сферы административного права в сферу гражданского права, из области дискреционного регулирования в область имущественных отношений. Некоторые явно оформленные обязательства могут иметь временный характер, другие могут быть бессрочными.

Явно оформленные обязательства, как и всякие имущественные права, могут быть предметом обмена, купли-продажи и выкупа. В частности, энергетическая компания, созданная на основе бывших советских активов, может со временем выкупить все связанные с этими активами обязательства и, таким образом, перейти в режим компании, полностью создавшей свои собственные производственные активы "с нуля". Обязательства должны быть привязаны к активам (имуществу), а не к хозяйствующим субъектам (РАО "ЕЭС России", региональные АО-энерго и пр.). Передача имущества возможна только вместе с обязательствами.

3. Отмена норм административного регулирования, выполнявших до настоящего момента роль обеспечения обязательств.

К числу этих норм, в частности, относятся:

  • регулирование цен и тарифов;
  • списки потребителей, не подлежащих отключению за неуплату;
  • нормы, предусматривающие ответственность за снабжение электроэнергией;
  • право свободного и недискриминационного доступа к сетям (см. ниже);
  • другие.



С момента отмены административного регулирования выполнение старых обязательств обеспечивается общим гражданским и уголовным правом в соответствии с соглашениями, оформляющими эти обязательства.

Все действия с имуществом существующих энергетических компаний (в частности, РАО "ЕЭС России") производятся только с учетом оформленных обязательств. При любых разделениях компаний или создании дочерних компаний права владельцев обязательств подлежат безусловной защите наравне с правами иных кредиторов.

Вновь создаваемые предприятия и производственные мощности в генерации, передаче, распределении электрической и тепловой энергии свободны как от старых обязательств, так и от административного регулирования.

4. Оформление права свободного и недискриминационного доступа к сетям в виде обязательств существующих компаний по сервитутам.

"Право свободного доступа к сетям" охватывает только существующие сети РАО "ЕЭС России" и региональных АО-энерго (сети, доставшиеся по наследству от СССР). Вновь построенные сети свободны от этого обязательства. Это право распространяется только на владельцев существующих генераторов и на существующих потребителей. Новые генераторы и новые потребители этого права не имеют и определяют условия своего подключения к этим сетям на основе договоров с владельцами сетей. "Право свободного доступа к сетям" ограничено во времени законодательно установленным сроком (20-30 лет).

5. Отмена всех норм государственного регулирования, препятствующих развитию бизнеса в сфере энергетики.

Прежде всего это относится к антимонопольному законодательству, наиболее пагубно воздействующему на развитие конкуренции в энергетике.

6. Принятие законов, позволяющих приобретать в собственность землю как в городской, так и в сельской местности для использования в энергетическом бизнесе (в частности, для строительства линий электропередач).



5. Заключительные замечания

Основной акцент в настоящей Концепции - создание возможностей для возникновения и развития новых компаний, мощностей и видов бизнеса в энергетике, а не реструктуризация (передел, приватизация, национализация и т.д.) старых компаний и мощностей. Поэтому она не содержит конкретных предложений по реструктуризации существующих энергетических компаний - РАО "ЕЭС России", региональных АО-энерго и др.

Более того, в рамках настоящей Концепции РАО "ЕЭС России" можно реформировать по любому из предлагаемых вариантов, либо некоторое время не реформировать вовсе. Единственное ограничение - до любых трансформаций должны быть явно оформлены все неявные обязательства (сервитуты), эти обязательства должны быть привязаны к имуществу (активам), а передача имущества от одного лица к другому возможна только вместе с обязательствами.

Вопросы реструктуризации компаний могут быть полностью оставлены в ведении их владельцев (включая государство) при условии явного оформления существующих обязательств этих компаний и жесткого обеспечения выполнения этих обязательств со стороны государственной системы правоприменения.

 

Кузнецов Юрий Лебедев Геннадий Львин Борис
читайте также
Архив проектов
АЭС России снова побьют рекорд в выработке электроэнергии
Декабрь 25, 2020
Архив проектов
Депутат Госдумы Владимир Гутенев: Росатом в этом году продемонстрировал хорошие результаты в своих традиционных сферах деятельности
Декабрь 25, 2020
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).