Строчка «Михаил Арсенин», набранная в любом поисковом ресурсе, немедленно приводит к дюжине ссылок на сайт «Полит.ру», где в последние месяцы более-менее регулярно появляются авторские колонки, подписанные эти именем. Их жанр – что-то вроде литературной игры на материале актуальной политики и политической экономии; тексты насыщены неимоверным количеством явных и скрытых цитат из ученых трудов по экономике, русских классических романов, американских фильмов, официальных документов, стихов и даже популярных рок-композиций. Можно соглашаться или не соглашаться с автором по существу его комментариев, но тексты безусловно занятные.
Дальнейший формальный поиск приводит к нулевым результатам. Похоже, до весны текущего года имени Михаила Арсенина в информационном пространстве не было вовсе.
Впрочем, не является секретом, что под этим именем публикуется М.Я. Блинкин – «широко известный в узких кругах» эксперт в области отраслевой экономики, транспорта, дорог, налогов; автор множества научных трудов; аналитик и спичрайтер, чьи услуги были востребованы все последние годы руководством многих федеральных ведомств.
М.Арсенин в сущности не псевдоним, а скорее маркер, которым помечаются тексты М. Блинкина, лежащие за пределами его привычного профессионального поля.
Роман «Чужие здесь не ходят» – жестко выстроенный многослойный текст, предполагающий множественность прочтений. На поверхности – скандальный роман с элементами детектива, обличающий в ироничной, подчас гротескной, форме, коррупцию и моральное разложение в современной высшей школе. Лица, биографии, обстоятельства предельно узнаваемы; едва ли не каждый читатель станет утверждать, что нечто похожее было в нашей академии (консерватории, университете)… Впрочем, ирония автора равным образом относится и к «разоблачаемым», и к «разоблачителям».
Множество тщательно и сочно выписанных (заведомо не придуманных!) деталей, относящихся к устройству современной деловой жизни, карьерным и личным обстоятельствам героев, гиперреалистическая фигура главного героя, прагматичного ректора Митрохина, избавившего университет «от городских сумасшедших и фанатов арифметики», вместе с его амбициозными замами, любовницами и деловыми партнерами – все это позволяет отнести книгу к типичным производственным романам в духе Артура Хейли: в конце концов, бывают же такие «корпорации», где споры по поводу интеллектуальной собственности улаживаются с помощью снайперской винтовки Драгунова.
Но и это прочтение необязательно. С тем же успехом можно рассматривать этот текст как своего рода римейк «московских повестей» Ю.В. Трифонова, в котором те же неприкаянные университетские интеллигенты помещены в новую, куда более свободную и куда более агрессивную среду, не допускающую ни «долгих прощаний», ни подведения «предварительных итогов».
В итоге роман можно смело отнести к редкостной сегодня категории качественной русской беллетристики: не более, но и не менее того.