будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Ruthenia
Сентябрь 7, 2009
Архив проектов

Мария Левченко: "Закон об авторском праве тормозит развитие культуры, науки и образования"

О предыстории судебного иска РАО к издательству ОГИ, проблемах применения законодательства об авторском праве - в интервью Когита!ру с филологом, создателем проекта "Русская поэзия 60-х годов как гипертекст" Марией Левченко.

Когита!Ру: Расскажите, пожалуйста, какова хронология событий, с чего все началось?

Мария Левченко: Начинать тогда надо с основания сайта. В 1999 году я сделала свой небольшой сетевой проект «Русская поэзия 1960-х годов как гипертекст». Он задумывался не как электронная библиотека, которых в сети уже тогда было довольно много. Он задумывался как научный проект, как инструментарий для филолога. Идея была в том, чтобы в Интернете через гиперссылки наглядно представить существующие связи между поэтическими текстами одной эпохи: хронологические (стихи, написанные в один день или месяц), тематические (например, все стихи о Риме или о ночи), мотивные, интертекстуальные.

С помощью такого проекта (в который в идеале должны были войти все поэтические тексты, написанные с 1958 по 1972 год — и опубликованные, и самиздатовские) можно было легко прослеживать и устанавливать прямые связи между текстами. Для филолога, который занимается историей литературы, мотивным анализом, интертекстуальным анализом текстов, – такой инструмент был бы чрезвычайно полезен. Он позволил бы избежать огромного количества механической работы. Допустим, его интересует Петербург в русской поэзии 60-х годов. Он выбирает в словнике этот топоним и сразу получает коллекцию цитат из поэтических текстов, в которых встречается слово «Петербург» или описываются петербургские реалии. Дальше он может обратиться к этим текстам, посмотреть контекст, без которого смысл мотива может быть не вполне ясным (значима ведь даже позиция мотива или аллюзии в тексте).

Гипертекст позволил бы представить интертекстуальные связи между двумя текстами – например, отсылку из стихотворения одного автора к стихотворению другого автора. Например, строчка Всеволода Некрасова отсылает к стихотворению Андрея Вознесенского. Гиперссылка делает эту связь очевидной даже для тех, кто ее не вычитал самостоятельно (что особенно актуально для студентов, которым я читаю курс о современной поэзии). Такой инструмент мог бы дать существенный толчок для филологической рефлексии над поэзией шестидесятых, стать материалом и для студенческих работ: сегодня это не самая популярная тема в филологии.

Сайт я изначально делала на бесплатном хостинге chat.ru, первая версия до сих пор там висит. Интернет тогда был очень маленький, и когда Роман Григорьевич Лейбов, профессор Тартуского Университета, познакомился с моей затеей, он предложил мне разместить мой проект в разделе «Независимые проекты» на Рутении.Ру. Как раз тогда Тарту и ОГИ начали совместный филологический проект, которому сейчас уже 10 лет.

Проект вообще был встречен в сети очень хорошо: он номинировался на премию «Малый Букер», на конкурс «Тенета» (как системно-монографический проект), был включен в каталог рекомендованных сайтов Федерацией Интернет Образования.

Сейчас я в связи с этим судом чувствую себя крайне неудобно – и по отношению к Роману Лейбову, и по отношению к Дмитрию Ицковичу, которые на самом деле совершенно здесь ни при чем. Они просто предоставили мне место на своем сервере, несколько мегабайт, которые занимают файлы этого проекта. И на сайте указано, что Рутения.Ру не отвечает за содержание независимых проектов. Именно поэтому они и называются «независимыми» – это просто дружественные филологические или литературные проекты.

А они используют этот аргумент, или они не пытаются откреститься от проекта?

Я, к сожалению, не знаю деталей позиции зашиты, но очень надеюсь, что Дмитрию Ицковичу удастся объяснить суду, что в данном случае он выступает только как владелец доменного имени ruthenia.ru и не может нести ответственности за нарушение авторских прав.

А какие-то были претензии со стороны авторов или наследников к непосредственно вашему проекту?

До сих пор отношение наследников и самих авторов к проекту было исключительно доброжелательным. Первая проблема возникла год назад в связи с Галичем. До этого никто из авторов или наследников не протестовал против размещения их текстов на сайте.

А кто получил информацию первым о том, что есть претензии к сайту?

В ноябре 2008 года Дмитрий Ицкович получил письмо от РАО. РАО декларировало, что они защищают интересы наследницы Александра Галича, а на сайте «Рутения.ру» нарушены ее авторские права в количестве 127 текстов. В письме сообщалось, что правообладатель вправе требовать с нарушителя от десяти тысяч до пяти миллионов рублей и предлагалось «урегулировать ситуацию». Сразу после получения этого письма все тексты Галича были удалены с сервера, и РАО об этом уведомили. Мы надеялись, что таким образом конфликт будет исчерпан. На этом до августа 2009 года все закончилось.

И как это проявилось в августе?

В августе РАО подало исковое заявление в суд. В документах было указано иное количество текстов Галича – по их подсчетам, текстов было 136, а это неправда. На сайте было 127 текстов Галича, но на странице с перечнем текстов были указаны еще 9 стихотворений, которые я не вывешивала в сеть – там не было ссылок, просто были перечислены их названия. Но эти названия РАО тоже посчитало в общем списке. 136 текстов умножаем на 10 тысяч рублей — получаем 1 360 тысяч…

Ваша интерпретация – почему все это происходит?

На мой взгляд – это результат действия непродуманного закона об авторском праве. В том виде, в котором он действует сегодня, и как РАО его представляет – в этом виде он не столько защищает права авторов и наследников, сколько становится способом извлечения прибыли в пользу РАО. А заодно тормозит развитие культуры, науки и образования (нашумевшие процессы РАО это демонстрируют: после суда с РАО был закрыт журнал Новый Мир Искусства). В Гражданском кодексе РФ (Часть 4, глава 70, статья 1274) говорится о возможности свободного использования произведений в научных, культурных и образовательных целях. На деле на этот пункт РАО и суды внимания не обращают. Я постоянно использую свой проект в преподавательской работе: в лекциях и на семинарах о современной поэзии для студентов-филологов. С точки зрения РАО — я нарушаю закон.

Что же, придется пересказывать тексты своими словами. Или включать в программу курса о современной поэзии только тех авторов и только те тексты, которые знакомы студентам еще со школьной скамьи. Вознесенского и Евтушенко. Может быть, Бродского. Ведь вменяемой хрестоматии по литературе второй половины ХХ века нет, и не предвидится: издательства боятся нарушить авторское право, а договариваться со всеми правообладателями им сложно и невыгодно.

А каковы альтернативы существования проекта?

Этот идеалистический проект десятилетней давности был ориентирован на глобальный охват и текстов, и возможных пользователей. Такие проекты не могут, к сожалению, функционировать в ограниченном пространстве кафедрального компьютера. Локализация этого проекта лишит его смысла. Можно было бы у нас на кафедре забить все в компьютер и не оглядываться на РАО и юридические проблемы. Но этим мы отсекаем огромное количество и профессионалов, и студентов, которые могли бы пользоваться этой базой данных, сужаем круг тех, кто мог бы внести свой вклад в ее создание. Будучи выложена в Интернет, она открыта критике, уточнениям, дополнениям, которые вносят пользователи. В конце концов, для своих собственных целей я могу и сама вручную сборники перелистать. А что делать студентам? Сидеть сутками в Публичке ради сбора материала, который на сайте был бы доступен им через несколько секунд?

Проект создавался не как библиотека, а как инструмент для филолога, построенный на принципе гипертекстуальности литературы как таковой. Ведь нельзя сказать – вот у нас есть Галич, отдельный, особый, и не трогайте его, мы вам запрещаем. У него огромное количество отсылок к другим текстам, и его творчество связано с другими поэтическими системами. То, что его книги есть в магазине — это замечательно. И если после моих лекций студенты заинтересуются, пойдут и купят их — это отлично. Но мне нужна возможность рассказать об этих текстах и показать, как они работают, как они устроены. Что же мне, пересказывать их? Объяснять на пальцах? По закону я могу только цитировать.

читайте также
Архив проектов
АЭС России снова побьют рекорд в выработке электроэнергии
Декабрь 25, 2020
Архив проектов
Депутат Госдумы Владимир Гутенев: Росатом в этом году продемонстрировал хорошие результаты в своих традиционных сферах деятельности
Декабрь 25, 2020
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).