В Институте социологии РАН 26-27 апреля 2010 г. состоится четвертый Методологический семинар памяти Г.С. Батыгина. Проблематика семинара в значительной степени обусловлена характером современных взаимоотношений науки, общества и государства. Выдвинутая государством программа инновационного развития содержит большие ожидания от научно-технологических разработок, обходя вниманием проблему развития фундаментальной науки.
В какой мере российская наука готова включиться в выполнение этой программы, влечет ли она за собой ограничения академической автономии, каковы эффективные модели взаимодействия науки и общества? Этот круг вопросов образует основную дилемму и смысловой стержень семинара.
В частности, предполагается обсудить реальное участие научных коллективов в реализации инновационного запроса общества, государственную и рыночную модели производства научного знания, влияние мирового финансово-экономического кризиса на деятельность социологических исследовательских организаций, роль социологической экспертизы в принятии управленческих решений. Эти вопросы будут рассмотрены на следующих секциях:
26 апреля
Секция 1 «Рынок и наука: горизонты взаимодействия»
(Оберемко Олег Алексеевич, ooberemko (at) isras.ru)
Государственная политика неолиберализма существенно изменяет границы ответственности трех миров — гражданского общества, бизнеса и государства, — а также переформатирует «трансграничные» образцы взаимодействия между ними, что неизбежно ведет к трансформации этосов, порядков ценностей, габитусов, идентичностей, фреймов и практик внутри самих этих миров.
На секции «Рынок и наука: горизонты взаимодействия» предлагается осмыслить различные эмпирические свидетельства взаимного проникновения и/или взаимного отчуждения мира науки и мира бизнеса, а также роль агентств, регулирующих эти взаимодействия.
Возможные вопросы для обсуждения:
· Этосы науки и бизнеса в пространстве «научной лаборатории».
· Чувствительность к рыночным способам координации прикладных и фундаментальных, естественных, технических и социальных наук.
· Современные модели социального (социально-экономического, политико-экономического) регулирования производства научного знания.
Секция 2 «Трансформация исследовательских программ и изменение условий профессиональной деятельности независимых аналитических центров»
(Климов Иван Александрович, klimov_ivan (at) list.ru)
Тематика секции — обсуждение того, как изменились условия профессиональной деятельности независимых аналитических и исследовательских центров в ситуации социально-экономического кризиса. Внешние обстоятельства не только стимулировали внутренние реорганизации, но также повлияли на исследовательскую практику, на представления об основаниях профессиональной деятельности и даже содержание исследовательских программ. Поскольку методические разработки и стандарты всегда были убыточны, возникают опасения, связанные с возможным падением качества исследований. Финансовые трудности ужесточили организационный контроль, заставили ориентироваться на минимизацию затрат — даже в ущерб методической корректности и теоретической обоснованности работ. Так ли это? Мы планируем обсудить эту тему с экспертами-исследователями и руководителями некоторых исследовательских и аналитических служб.
Примерные вопросы для обсуждения:
· Как изменился запрос на исследовательскую работу и данные за прошедшие полтора-два года?
· Какие обстоятельства, сопутствующие финансовым трудностям, оказались наиболее сильными, вызвали наиболее существенные изменения в практике и культуре исследований?
· Как меняется профессиональный этос, можно ли говорить о «менеджериальной революции» и проигрыше «профессионалов»?
· Какие варианты дальнейшего развития исследовательских и аналитических служб наиболее вероятны — в перспективе 3-5 лет?
27 апреля
Секция 3. «Роль науки в инновационной деятельности общества»
(Иванова Елена Александровна, eivanova (at) spbrc.nw.ru;
Будимир Гвидонович Тукумцев, budimirt (at) yandex.ru).
Предполагается обсуждение социальных проблем, возникающих в научных учреждениях, которые осуществляют инновационную деятельность. За последние годы социальные исследования инновационного развития российского общества дали немало новых идей в оценке места науки в этом процессе. Появились новые подходы к социологическому анализу работы ученых, а также новые выводы, которые требуют непредвзятой оценки. Есть возможность обсудить практические проблемы, от решения которых зависит повышение культуры исследовательской и внедренческой деятельности, оптимизация ее социальных и экономических последствий.
Предварительный перечень вопросов для обсуждения:
· Место науки в инновационном процессе социального и экономического развития общества.
· Критерии оценки инновационного потенциала научных учреждений.
· Специфика фундаментальной науки и ее роль в развитии инновационного потенциала страны.
· Культуральный, институциональный и активистский подходы к социологическому анализу инновационной деятельности в науке.
· Ценностные ориентации и этические нормы современной отечественной науки.
· Специфика жизненного цикла социальных инноваций.
· Взаимодействие научных учреждений с высшими учебными заведениями в инновационной деятельности.
· Социологическая оценка состояния инновационной инфраструктуры в научных учреждениях.
Секция 4. «Социологическая экспертиза в принятии управленческих решений и социальных практиках»
(Козлова Лариса Алексеевна, LarissaKozlova (at) yandex.ru;
Шмерлина Ирина Анатольевна, shmerlina (at) yandex.ru)
Социологическая экспертиза считается необходимым элементом процесса принятия социально ориентированных управленческих решений. В популярном сегодня проекте публичной социологии тип экспертной деятельности фактически рассматривается как важнейший в профессии социолога. На последнем Всероссийском социологическом конгрессе прозвучало предложение закрепить на законодательном уровне идею о необходимости обязательной социологической экспертизы при законотворческой и нормотворческой деятельности органов власти.
Практики социологической экспертизы, как нам представляется, пока нельзя считать сложившимися — ни с точки зрения потребителей экспертизы, ни с точки зрения социологов-экспертов. Этот круг вопросов заслуживает серьезного обсуждения в профессиональном сообществе.
Что представляют собой реальные прецеденты экспертной деятельности социолога в государственной, предпринимательской и гражданской сферах? Существуют ли эффективные технологии принятия и обоснования экспертных заключений? Каков гносеологический статус экспертного знания? Цель секции состоит, таким образом, в диагностике наличного состояния социологической экспертизы и обсуждении ее оптимальных технологий, отвечающих запросам и требованиям современного российского общества и самой социологической науки.
Возможная тематика для обсуждения:
Приглашаем вас принять участие в работе семинара. Для этого до 10 апреля 2010 г. просим прислать организаторам тезисы объемом до 3000 знаков.
Материалы семинара будут публиковаться на сайте Института социологии РАН, в сборнике материалов семинара и в «Социологическом журнале».
Семинар пройдет в здании Института социологии РАН по адресу: 117218, Москва, ул. Кржижановского, д. 24/35, строение 5.
За справками просим обращаться в оргкомитет семинара по адресу LarissaKozlova (at) yandex.ru или адресам, указанным под названиями секций.