"Международная еврейская газета" публикует статью Авигдора Эскина "Михалков как консервативный выбор Израиля".
"Более трех месяцев не умолкают в Москве споры вокруг "консервативного манифеста" Никиты Михалкова. На первых порах говорили, что это ход конем Путина навстречу выборам, потом отовсюду полезли слухи, направленные на дискредитацию лично Михалкова. Знакомые технологии умаления человека в глазах его сторонников, искаженные цитаты, насмешничество, обхрюкивание.
При беглом просмотре обсуждений идей Михалкова обращаешь внимание на высокий уровень поддержки среди израильтян и евреев в целом. И это невзирая на попытки представить героя торжества православным инквизитором и русским фашистом со стороны либеральных СМИ. О проявленной в интернет-дебатах поддержке со стороны израильтян говорят и пишут с удивлением. На самом же деле мы являемся свидетелями естественного процесса осознания реальных национальных интересов как с русской, так и с еврейской стороны.
Недавняя публикация на БиБиСи исследования, согласно которому лучше всего на свете к Израилю относятся в России, ударила по всем существующим стереотипам. Еврейский отклик на Михалкова – другой пример победы реализма над ложными стереотипами.
С начала перестройки российское еврейство нередко ассоциируется с либерализмом и монетаризмом. Такую картину рисовали в немалой степени либеральные СМИ, газеты, радиостанции.
Более добросовестная аналитика потребует сразу долгого разбора тенденций и веяний у русскоязычных евреев при учета такого факта, как существенный численный перевес у живущих в Израиле русскоязычных евреев по сравнению с оставшимися в России. Тем не менее, далекая от Израиля и обрусевшая еврейская интеллигенция Москвы – это осязаемый фактор по сей день.
Российское еврейство подверглось насильственной ассимиляции в году советской власти. Язык иврит был практически под запретом, в стране не существовало ни одной еврейской школы.
В этом смысле Марат Гельман является олицетворением трагедии и болезни. Однако уже более чем двадцать лет назад прошло с тех пор, как в России разрешены любые виды просветительской еврейской деятельности, разрешен выезд в Израиль. Трагично, что часть еврейской интеллигенции не воспользовалась своим правом репатриироваться или обрести свое национальное лицо. Эти люди по сей день не знают собственного языка, им чужды традиционные мировоззренческие ценности иудаизма, их сердца не откликаются на звуки еврейской мелодии.
Можно пожалеть этих людей и протянуть им руку помощи. Но никак не следует позволять им представлять еврейство или учить жизни других людей. Покуда они сами живут без национальной и духовной почвы под ногами, что могут они принести России кроме заражения ее собственными болезнями и провалившимися на Западе идеями мультикультуризма.
Мы также должны заметить, что в первые десять лет после развала СССР российские патриоты не оставляли сами евреям выбора, когда постоянно скатывались до декларативной юдофобии. Это относится не только к РНЕ, но и к Фронту Национального Спасения и даже к КПРФ. Помню, как накануне расстрела парламента в 1993 году я пробрался туда в качестве журналиста за день до трагической развязки. Удивили ораторы, опускавшиеся до юдофобской брани безо всякой смысловой привязки к реальности. Такого рода атмосфера оставила консервативную часть российского еврейства без дома и без адреса.
Положение вещей несколько изменилось с приходом к власти Путина. "Единая Россия" оказалась новым адресом для тех, кто устал от радикальных экспериментов. Однако партия власти не предоставила широкой площадки для выработки идеологии, которая могла бы заменить как коммунистическую, так и либеральную.
Появление на политической сцене Никиты Михалкова заставило людей вновь задуматься об основополагающих идеях. Этот выдающийся режиссер явно не сделал свой шаг вперед в поисках трудоустройства или славы. Напротив, он оторвался от любимого дела и получил ушат помоев от сонмища безмыслых и безликих. Тем не менее, он не остановился и не оступился. И идет вперед - всем своим личностным интересам вопреки.
Призывы Михалкова к укреплению веры и нравственности полностью отвечают устоям еврейского мировоззрения, чуждого либеральному релятивизму. В этом контексте мы не можем не отметить высоту его религиозных идей, проявленных в фильме "Предстояние". Это поиск сакрального начала посредством кинематографического искусства.
Консервативные идеи Михалкова вдохнули надежду на пробуждение и возрождение, основанное на величии духовного и культурного наследия русского народа и одновременно – чуждые шовинистической ксенофобии. Укрепление традиционализма и духовности – этот призыв приветственен в равной мере для всех жителей России. Нам же он особо по душе. Не только по причине его сущностной и непреложной правоты. Мы ведь хорошо знаем, насколько враждебны к Израилю и еврейской традиции все левацкие и либеральные организации во всем мире. Мы также знаем, что сотрудничество и понимание для нас сегодня реально куда больше с людьми консервативного склада мышления. И разве сам Израиль не является олицетворением победы традиционализма?
Более того, именно возрождение национального русского духа чрезвычайно важно сегодня в России. В пору системного кризиса и войны с террором оздоровление и укрепление титульной нации являются условием и гарантом благополучия всех россиян. Речь идет не о скате к шовинизму, а о консолидации вокруг основополагающей нации для борьбы с теми, кто хочет потопить Россию в крови. Кстати, это те же люди, что взрывают автобусы на улицах Иерусалима и Тель-Авива.
Поскольку наша заинтересованность в победе России сомнению не подлежит, то мы не можем не поддержать такой оздоровляющий и консолидирующий документ, как консервативный манифест Михалкова. Этого требует как наше мировоззрение, так и реальные интересы Израиля и еврейской общины России.
Не бойтесь русской идеи и таких ее великих выразителей, как Хомяков, Бердяев, Сергий Булгаков и Ильин. Лучше бойтесь западного либерализма, который при отсутствии русской почвы может преобразиться в фашизм западного типа. И протяните руку Михалкову ради будущего союза традиционалистской России и консервативного Израиля".