Фигура Иосифа Сталина и созданный им режим остаются одним из самых острыхвопросов научной и общественнойдискуссии в России. Мы не можем быть безразличны к углублению разрыва междунаучными знаниями и обыденными представлениями значительной части гражданРоссии о сталинизме и сути диктатуры. В общественное сознание проникаютпредставления, противоречащие современным научным знаниям – знаниям,опирающимся на широкую документальную базу и многочисленные исследования. Настревожит широкое распространение рецептов возрождения России посредствомавторитарной модернизации или даже диктатуры, пропаганда историческойоправданности насилия, многомиллионных жертв и социальных чисток. Мы не можемсогласиться с попытками представить историю СССР как непрерывное движение отпобеды к победе, игнорируя вопрос о цене действительно имевших место побед идостижений, о трагедиях и жертвах.
Мы считаем, что:
– Изучение истории сталинизмаимеет принципиальное значение для понимания истории России, других государств, входивших в составСССР, и всего мира в XX веке.
– Исследование сталинизма требуетобъединения усилий ученых, работающих в разных отраслях науки, укреплениямеждународного научного сотрудничества.
– Изучение сталинизма требуетновых проектов публикации научных исследований и исторических источников.Примером уже реализуемого и востребованного проекта такого рода являетсянаучно-издательский проект «История сталинизма».
– Изучение сталинизма требуетрасширения доступа к архивным документам, интенсификации процесса рассекречиваниядокументов, строгого соблюдения законодательства в этой области.
– Изучение сталинизма требуетнемедленных усилий для сбора воспоминаний уходящих свидетелей эпохи.
Формирование адекватной исторической памяти о сталинизме
– должно основываться на добросовестныхисследованиях и выверенных фактах;
– требует создания специальногообщенационального музейно-мемориального комплекса, а также отдельных музейныхэкспозиций в центральных и региональных музеях;
– требует расширенияпросветительской деятельности в форме издания книг, проведения публичныхлекций, создания документальных фильмов, мультимедиа-материалов;
– требует приведения учебнойлитературы и образовательной деятельности в средней и высшей школе в соответствиес современным уровнем научного знания в области истории, других социальных игуманитарных наук.
Мы считаем необходимым регулярноепроведение конференции «История сталинизма. Итоги и проблемы изучения».
Подписали:
Бородкин Л.И.
(доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой,руководитель Центра экономической истории Исторического факультета МГУ им.М.В.Ломоносова)
Ватлин А.Ю.
(доктористорических наук, профессор Исторического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова)
ДроздовА.А.
(исполнительныйдиректор Фонда Первого Президента Российской Федерации Б.Н.Ельцина)
Зубкова Е.Ю.
(доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Институтароссийской истории РАН, профессор РГГУ)
Красовицкая Т.Ю.
(доктор исторических наук,ведущий научный сотрудник Институтароссийской истории РАН, профессор РГГУ)
ЛукинВ.П.
(доктористорических наук, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации)
МироненкоС.В.
(доктористорических наук, профессор Исторического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова, директорГосударственного архива Российской Федерации)
ПивоваровЮ.С.
(академикРоссийской академии наук, директор Института научной информации по общественнымнаукам РАН)
ПихояР.Г.
(доктористорических наук, заведующий кафедрой Российской академии Государственнойслужбы при Президенте Российской Федерации)
Рогинский А.Б.
(председательправления Международного историко-просветительского благотворительного и правозащитногообщества «Мемориал»)
Сорокин А.К.
(кандидат исторических наук, генеральный директориздательства «Российская политическая энциклопедия», Лауреат Государственнойпремии РФ в области науки и техники)
ХлевнюкО.В.
(доктористорических наук, главный специалист Государственного архива РоссийскойФедерации)
Щербакова И.Л.
(руководительобразовательных программ Международногоисторико-просветительского благотворительного и правозащитного общества«Мемориал»)