будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Сентябрь 21, 2007
Архив проектов

Начальник департамента стратегии РАО "ЕЭС России" Дмитрий Аханов: "Реорганизация РАО "ЕЭС России" выгодна акционерам" ("Известия")

1 июля 2008 года прекратит свое существование одна из крупнейших естественных монополий страны - РАО "ЕЭС России". Вопрос этот можно считать практически решенным. Главный акционер РАО - государство, владеющее 52% акций энергохолдинга, - высказался за созыв 26 октября внеочередного собрания акционеров с ключевым вопросом повестки дня о реорганизации компании. Очевидно, голосов, которыми располагают государство и другие крупные акционеры, поддержавшие реформу энергетики (в том числе "Газпром", "Норильский никель" и СУЭК), будет достаточно для принятия судьбоносного решения. При этом нельзя забывать, что акциями РАО "ЕЭС России" владеет несколько сотен тысяч простых россиян, а потребителем электроэнергии является каждый из нас. Что выиграют от реорганизации РАО "ЕЭС России" мелкие акционеры и потребители?

Дмитрий Сергеевич, так ли уж нужно, чтобы РАО "ЕЭС России" прекратило свое существование?

Нелишне напомнить, что РАО "ЕЭС России" по своей сути всегда было лишь управляющей компанией, которая контролировала деятельность сетевых, генерирующих и энергосбытовых предприятий. Сейчас, когда государственная программа реформы электроэнергетики уже близится к финалу, эти активы все меньше нуждаются в контроле со стороны единого центра.

Практически завершено разделение монопольного и конкурентного секторов энергетики. Ясно, что не может быть и речи о конкуренции между магистральными сетями. Поэтому они останутся под контролем государственной Федеральной сетевой компании. Так же, как и диспетчерское управление Единой энергетической системой остается под госконтролем.

Электростанции уже собраны в отдельные компании - 7 ОГК и 14 ТГК. Создана вся инфраструктура для конкурентной торговли электроэнергией, в том числе биржа - некоммерческое партнерство "Администратор торговой системы". Приняты все необходимые законодательные акты, направленные на либерализацию рынка электроэнергии. Но могут ли ОГК и ТГК реально конкурировать между собой, когда у них одна общая "мама"-РАО "ЕЭС России"? Могут ли конкурировать между собой принадлежащие РАО "ЕЭС России" сбытовые компании? Конечно, Нет -конкуренция возможна, только если будут разные собственники. Поэтому государство приветствует привлечение в генерацию и сбыт частных инвесторов. К июлю 2008 года вся тепловая генерация должна быть частной. Уже сегодня 6 генерирующих компаний и 8 сбытовых не контролируются РАО. Реорганизация должна полностью завершить процесс передачи конкурентных секторов энергетики в частные руки.

Но все привыкли, что за все происходящее в энергетике отвечает именно РАО "ЕЭС России". С кого спрашивать, будет ли свет, когда РАО не станет?

Свет-то будет точно. Еще раз скажу, что не РАО "ЕЭС России" производит электроэнергию и передает ее потребителям, а производственные компании - генерирующие и сетевые. А они никуда не деваются.

А вот вопрос управления отраслью - серьезный. В будущей структуре отрасли ее управление будет базироваться на двух опорных пунктах - на повышении качества управления государственными структурами и на саморегулировании участников отрасли.

В части госуправления должно произойти усиление влияния на отрасль со стороны профильного министерства - Минпромэнерго. Именно оно при поддержке Федеральной антимонопольной службы, Федеральной службы по тарифам и Минэкономразвития должно определять стратегию и правила поведения в электроэнергетической отрасли. И одна из главных задач на ближайшее будущее в этой области - усиление антимонопольного контроля в электроэнергетике.

При этом нам кажется правильным развивать и саморегулирование: на базе НП АТС создать так называемый "Совет рынка" - некоммерческую организацию, представляющую интересы всех участников оптового рынка электроэнергии, площадку для взаимодействия компаний. Почти все отрасли в стране управляются на аналогичных принципах. Над ними нет никакого РАО, но колбасу, молоко и хлеб конкурирующие предприятия успешно производят.

Но энергетика -особая отрасль, можно сказать, стратегическая. Насколько безопасно ее передавать в частные руки?

Государственная стратегия в этой сфере определена достаточно давно - принятые в 2003 году законы об электроэнергетике четко определяют, что ряд активов, которые отвечают за энергетическую безопасность страны, останутся под госконтролем. Я уже называл из этого списка Федеральную сетевую компанию и Системного оператора. Из генерации государство продолжит контролировать атомную энергетику и гидрогенерацию. А частные инвесторы смогут контролировать конкурентные виды деятельности - тепловые электростанции и сбытовые компании.

Та модель собственности, которая реализуется в российской энергетике, по мировым меркам достаточно консервативна. В мире существует множество примеров, когда не только тепловая генерация, но и магистральные сети, и гидрогенерация, и атомные станции принадлежат полностью либо частично частным компаниям.

Главное - на рынке должны существовать четкие и понятные правила регулирования, именно они являются гарантией от возможных эксцессов.

У РАО "ЕЭС России" по всей стране несколько сотен тысяч акционеров -физических лиц, имеющих небольшие пакеты акций. Что получат они в результате реорганизации компании?

До 1 июля 2008 года все они останутся акционерами РАО "ЕЭС России", если, конечно, сами не захотят продать свои акции раньше. И до этого времени с акциями РАО ничего происходить не будет - они так же будут котироваться на биржах, оставаясь одной из наиболее ликвидных акций российского фондового рынка. Все акционеры РАО уже получили акции выделенных ОГК - 5 и ТГК - 5, при этом с принадлежащими им акциями РАО "ЕЭС России" ничего не произошло. Де-факто акционеры получили некий "дивиденд" в виде акций двух генерирующих компаний. Причем замечу: их получение не облагается налогами.

В результате же окончательной реорганизации акционеры получат на руки акции 23 компаний целевой структуры энергетической отрасли, которые аккумулируют все активы, которыми владеет РАО. Это акции всех тепловых генерирующих компаний - ОГК и ТГК, Федеральной сетевой компании, ГидроОГК, холдинга распределительных сетевых компаний, компании, объединяющей активы электроэнергетики на Дальнем Востоке страны и акции компании ИНТЕР РАО-оператора импорта-экспорта и владельца энергетических активов за рубежом.

Выгодно ли акционерам вместо акций РАО "ЕЭС России"-между прочим, одной из трех крупнейших корпораций страны - получить на руки "праздничный" набор из ценных бумаг нескольких компаний?

Лучший индикатор того, как сами акционеры оценивают ход реформы, -рост стоимости акций РАО "ЕЭС России". С 2002 года, когда началось реформирование, курс акций вырос с 8 центов до 1 доллара 30 центов. И если вы посмотрите отзывы участников фондового рынка за последние 5 лет, то увидите, что все считают именно реформу ключевым фактором роста стоимости как РАО "ЕЭС России", так и наших дочерних компаний.

Но и реорганизация в финансовом отношении выгодна акционерам. По оценкам аналитиков, совокупная стоимость тех акций, которые получат акционеры, как минимум на 30% выше, чем стоимость акций РАО сегодня. К тому же акционеры получат на руки акции компаний, которые владеют реальными активами - сетевыми и генерирующими.

Решение о завершающейся реорганизации РАО "ЕЭС России" будет приниматься на внеочередном собрании акционеров 26 октября 2007 года. Каким образом будет организовано голосование акционеров? Нужно ли специально ехать в Москву? Должны ли акционеры платить за что-то?

Внеочередное собрание 26 октября проходит в заочной форме. Это значит, что никому ехать никуда не нужно. Все акционеры по почте получат бюллетени для голосования и смогут ознакомиться со всеми необходимыми материалами. После принятия решения акционеру нужно просто заполнить бюллетень и отправить его по почте. Для того чтобы ваш голос был учтен при голосовании, письмо должно поступить до 18.00 26 октября. Соответственно заплатить нужно будет только почтовые расходы за пересылку бюллетеней.

Говорят, что акционеры, которые голосуют "за", и те, кто против реорганизации РАО "ЕЭС России", получат разные наборы акций целевых компаний. Так ли это? Насколько это законно, ведь раньше Анатолий Чубайс говорил, что будет пропорциональное деление акций для всех?

Реорганизация РАО "ЕЭС" проводится в полном соответствии с законодательством. И конечно же мы придерживаемся тех принципов, о которых ранее заявляли. Главным принципом для нас всегда было пропорциональное распределение целевых компаний среди акционеров РАО.

Предлагаемая схема реформирования как раз данный принцип и соблюдает. Каждый акционер, проголосовавший за реорганизацию РАО на собрании акционеров либо не участвовавший в голосовании, получит акции всех целевых компаний по пропорциональному принципу.

Однако законодательство России содержит дополнительное требование: каждый акционер, проголосовавший против реорганизации, должен получить пакеты акций всех "технически выделяемых компаний". А поскольку схема реорганизации РАО подразумевает технологически более сложное выделение - государство решило внести приходящиеся на его долю акции тепловой генерации в ФСК и ГидроОГК для инвестиций, -то в соответствии с законом всем акционерам, проголосовавшим "против", будут распределены акции всех выделяемых компаний. Включая технологические. В итоге те, кто проголосовал "против", получат меньше акций тепловой генерации, больше акций в компаниях, принадлежащих государству, т.е. в ФСК и ГидроОГК, и акции компаний, принадлежащих крупнейшим акционерам РАО-"Газпрому", СУЭКу и "Норильскому никелю".

Для простоты и прозрачности мы на своем веб-сайте www.rao-ees.ru разместили специальный калькулятор. Каждый акционер может ввести количество принадлежащих ему акций РАО и вариант голосования - и калькулятор автоматически определит перечень компаний и количество акций, которые он получит.

Когда можно будет подводить первые итоги реформы энергетики? Что вы будете считать успехом реформы?

Значительный положительный эффект от реформирования уже виден. Разделение вертикально-интегрированных АО-энерго на генерацию, сбыты и сети уже, по моему мнению, дало колоссальный эффект, обеспечив прозрачность каждого вида деятельности и снижение производственных затрат. Еще одно доказательство реформы - развернувшийся инвестиционный процесс. Только за последние 12 месяцев мы привлекли в электроэнергетику сотни миллиардов рублей частных инвестиций-до реформирования просто невозможно было такое представить. Лично для меня долгосрочным успехом реформирования как раз и будет то, что и без РАО "ЕЭС России" через 3, 5, 10 лет в стране будут строиться новые электростанции и ЛЭП.

читайте также
Архив проектов
АЭС России снова побьют рекорд в выработке электроэнергии
Декабрь 25, 2020
Архив проектов
Депутат Госдумы Владимир Гутенев: Росатом в этом году продемонстрировал хорошие результаты в своих традиционных сферах деятельности
Декабрь 25, 2020
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).