Литва вновь заявила о небезопасности проекта Белорусской АЭС. В частности, в заявлении МИД Литвы по итогам 24-й сессии Комитета об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте, прошедшей с 20 по 23 марта 2012 года в Женеве, говорится, что на заседании «представители Белоруссии не смогли сформулировать четкие и согласованные ответы на вопросы членов Комитета, их утверждения противоречили информации, ранее переданной в письменном виде, поэтому члены Комитета были вынуждены неоднократно уточнять информацию, полученную от белорусской делегации». Министерство природы Республики Беларусь выступает категорически против такой трактовки.
Александр Андреев, начальник управления государственной экологической экспертизы Минприроды Республики Беларусь:
МИД Литвы дал полностью искаженную информацию, которая не соответствует действительности. Мы показали Комитету по осуществлению Конвенции Эспо, что Литва ведет себя некорректно. Это заявление литовской стороны можно считать чисто экономическим. Ведь вокруг Литвы будут построены две АЭС, точнее три – Белорусская, Балтийская и польская. Фактически Литва будет неконкурентоспособна. У нее не будет инвесторов для того, чтобы построить собственную атомную станцию. Нужен рынок сбыта, но Белоруссия эту энергию брать не будет, Россия будет поставлять свою в Европу. И ее себестоимость будет ниже, чем в Литве. Таким образом, экономический вопрос очень важен для Литвы сегодня. Возможно, она окажется без атомной станции, а электроэнергию придется импортировать. Поэтому она прикладывает любые усилия, чтобы противостоять проекту строительства Белорусской АЭС.
У Белоруссии есть четкие аргументы, которые говорят о необоснованности заявления литовской стороны о несоблюдении Беларусью своих обязательств по Конвенции Эспо при планировании строительства АЭС. Во-первых, Республикой Беларусь выполнены все необходимые процедуры, предусмотренные Конвенцией Эспо, в отношении планируемого строительства на своей территории атомной электростанции. Во-вторых, по окончательному отчету об ОВОС кроме положительного заключения государственной экологической экспертизы Минприроды получено положительное заключение российского Ростехнадзора (Россия) и Института геохимии окружающей среды НАН Украины. В-третьих, материалы изыскательских работ по трем альтернативным площадкам для строительства белорусской АЭС рассматривались с участием экспертов МАГАТЭ в ходе специальных экспертных миссий (в мае и декабре 2008 года) и международными экспертами России и Украины. В-четвертых, все затрагиваемые стороны, за исключением Литвы, не усмотрели нарушений белорусской стороной положений Конвенции Эспо в отношении планируемого строительства Белорусской АЭС.
Так что сложившаяся ситуация связана скорее с политической кампаний против строительства. На заседании Комитета мы показали такой факт: в Литве общественными организациями был проведен круглый стол и семинар по вопросу развития атомной энергетики в этом регионе. Были приглашены специалисты из Белоруссии. Так вот, им сначала визы выдали, а потом их аннулировали, чтобы они не смогли принять участие в этом мероприятии. То есть литовскую общественность лишили возможности узнать экспертное мнение специалистов из Белоруссии. Вот такая сейчас позиция Литвы. И они нас обвиняют в том, что Белоруссия отказывается от повторных слушаний в Вильнюсе. На основании чего мы должны на них соглашаться? Чтобы другие заинтересованные стороны тоже потребовали провести слушания по второму кругу. Тогда процесс строительства затянется до бесконечности.
На конструктивный диалог Литва не идет. 6 февраля мы пригласили их на консультации по двустороннему соглашению в части соблюдения Положения о Конвенции Эспо. Это уже четвертый раунд переговоров. Так вот, на наше приглашение Литва не ответила вообще. В этом приглашении мы написали, что готовы ответить на имеющиеся вопросы по Белорусской атомной станции в связи с подписанием президентом указа о выборе Островецкой площадки для строительства АЭС. Там же мы написали, что хотели бы получить ответы на свои вопросы от литовской стороны по Висагинской АЭС. Дело в том, что исследования не были проведены до попытки проведения оценки воздействия на окружающую среду, а выполнены только в 2010 году. Белоруссия не имеет никакой информации по этому поводу. А ведь станция запланирована всего в 2 км от границы с нами. Ответа, напомню, мы так и не получили.
Я думаю, что мы будем возвращаться к этому вопросу неоднократно. Возможно, даже попросим в свою очередь рассмотреть на Комитете по осуществлению Конвенции Эспо.