будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июнь 23, 1998
Архив проектов
Рогов Кирилл

Народная игра «ищем крайнего»

Сюжет дня будет выстроен вокруг расширенного заседания правительства, посвященного антикризисной программе правительства. Между тем ее подготовка, рекламируемая в СМИ, обнаружила, что у экономической элиты нет единства мнений по поводу того, что делать. Речь не идет об отвязанных думцах, почти полным думским составом действующих сегодня по принципу «чем хуже, тем лучше». И даже не об откровенно лоббистских и эгоистических предложениях некоторых «олигархов». Речь идет об извечной проблеме: «сначала - деньги, потом - стулья» или наоборот. Этот вопрос, собственно, и определил пейзаж последних дней.

Конец прошлой недели окрашен был двумя сюжетными поворотами, которые, впрочем, если присмотреться, весьма тесно связаны: с одной стороны, это осложнение отношений России с МВФ, с другой - окончание красивой и недолгой истории про «ответственных олигархов».

Проблемы с МВФ выглядят внезапными после целого месяца оптимистических и обнадеживающих заявлений. Однако все логично. Пока разговор о денежной помощи для преодоления кризиса шел в плоскости PR и предполагал в основном информационное влияние на рынки, то все было хорошо. Однако, когда речь зашла о реальных деньгах, МВФ резко ужесточил требования к правительству. Направлены они, в основном, против сырьевых экспортеров - «Газпрома» и нефтяных компаний. МВФ, как знает уже каждый школьник, хотел бы расчленения естественных монополий на транспортную и добывающую составляющие. Т.е. МВФ не против большого «Газпрома», но против его монопольного права на газовую трубу. Относительно нефтяников, МВФ считает, что в ситуации бюджетного и финансового кризиса положение их остается привилегированным за счет недоплаты налогов. Вполне естественно, что рентабельный сектор национального бизнеса должен нести потери в условиях кризиса, а не стремится компенсировать их исключительно за счет других секторов и международных валютных организаций.

Проблема, однако, в том, что сырьевики, привыкшие к эксклюзивно безбедной жизни и очень высокой рентабельности за пять черномырдинских лет, итак несут потери от падения мировых цен, а, с другой стороны, дают основную часть бюджетных поступлений. И правительство Кириенко, политически на нефтяников «завязанное» (сам Кириенко некогда нефтяник, пришел с поста министра ТЭКа, а на свое прошлое место посадил представителя крупного нефтяного холдинга), не расположено экспериментировать с «зажимом» нефтяников. А кроме того имеет любимого конька: идею совмещения жесткой финансовой политики и со стимулированием производства. Идейные пафос Кириенко, на самом деле, в том, что он формирует «пост-монетаристское» правительство, решающее макроэкономические задачи с позиций «реального сектора». Финансовый кризис совершенно не оставляет ему пространства для маневра, однако напрочь отказавшись от идеи стимулирования производства оно правительство лишится политических преимуществ заявленной при его формировании монетарно-промышленной программы.

Так вот, и очередной транш кредита МВФ не был выделен в конце прошлой недели, потому что топливный министр как-то затянул с подписанием соглашений между правительством и нефтяниками, по которому доступ к экспортной трубе будут иметь лишь те, кто урегулирует проблему своих налоговых долгов. - Ну, не хотелось ни министру, ни компаниям это дело подписывать. Ибо попустительство фактической недоплате налогов давно уже стало формой эксклюзивного ослабления налогового бремени.

Получилось, что в разгар слухов о выделении 15 млрд. долларов МВФ не дал и обычных, давно согласованных 7000 млн. - Тут-то и случился конфуз с олигархами. Три недели они надували щеки, с восторгом анонсируя чудную историю о том, как в момент опасности акулы капитала, забыв о распрях и эгоистических интересах, сплачиваются для спасения страны, правительство в порыве благодарности отдает им большую часть своих полномочий, а граждане рукоплещут. - Некоторая нелепость этого сюжета обнаружилась, впрочем, еще на первой стадии. После первого обнадеживающего похода к Ельцину олигархи решили выпустить совместное заявление, сказать Государственное слово, целую неделю потели над его текстом и создали «обращение к народу», сутью которого был призыв к населению затянуть потуже пояса и сплотиться вокруг правительственно-банкирского передового отряда для выхода из кризиса. Конфуз, однако, был в том, что самоограничения правительство и взволнованное население ожидали от самих олигархов. - Вообще, когда начинается паника и давка, то на лавры могут рассчитывать те, кто сумеет остановить толпу, устремившуюся к единственной двери, и организовать спокойный выход, а не те, кто просят всех, сохраняя спокойствие, посторониться и освободить им дорогу.

На прошлой неделе правительственно-олигархические консультации достигли своего апогея. Т.е. превратились в обыкновенную информационную войну. Банкиры представили дело так, что правительство готово чуть ли не добровольно передать им всю экономическую власть, а, чтобы у правительства не возникало сомнений в целесообразности этого пути, решили для пущей дружбы засандалить ему в спину нож. - После встречи в Волынском 18 июня распространились слухи, с одной стороны, о создании какого-то СЭВа (совет экономического взаимодействия), который узаконит правление олигархов, а с другой - о том, что там обсуждалась 50% девальвация рубля. - Девальвация - такого рода вещь, что слухи о ней - это уже половина дела. И даже - хуже. Т.е., даже если речь об этом и шла в плоскости экономической целесообразности (а экономически целесообразна она для сырьевиков, ибо увеличивает рентабельность экспорта, и почти нет сомнения, что они этот вопрос поднимали), то распространение подобных утечек - это объявление войны государству и его экономике, ибо ведет к полной потере управляемости и обвалу национальной валюты. Здесь есть таким образом две цели: собственно девальвация в интересах энергетических экспортеров и политический шантаж. Персональный состав ведущих представителей и первого, и второго бизнеса хорошо известен, и особого даже расследования механизма утечки не нужно.

Девальвация - это способ решения проблем государства и крупного (сырьевого прежде всего) бизнеса за счет населения (и не только сырьевого, кстати: на чем еще можно так заработать, как на девальвации, о которой ты заранее знаешь, а вся остальная страна нет). Поэтому призывы к народу «затянуть пояса» здесь обретают неприятную актуальность. Правительство, естественно, отреагировало весьма резкими отповедями олигархам в прошедший уикэнд, однако часть дела сделана - уровень негативного информационного давления на рынке, ослабевавший в течение прошлой недели, восстановлен. - Хорошо было подгадано и время информационной провокации: в момент обострения отношений с МВФ. Впрочем, тут дело даже не в какой-то особой олигархической зловредности. Просто история последнего месяца дружбы олигархов с правительством строилась по очень простому сценарию: как только появляются признаки того, что правительство с помощью международных финансов выберется из кризиса, олигархи спешили покрепче прижаться к нему, а как только начинало хмурится - устремлялись наперегонки к запасному выходу. Прошедший месяц, на самом деле, наглядно продемонстрировал несостоятельность претензий «олигархов» на социальное и экономическое лидерство. - Как и десять лет назад, одной из главных проблем остается проблема состоятельность и ответственность элиты.

Вот, к примеру, и парламентские дела. Чудную вещь придумали парламентарии. По конституции они обладают правом отправить правительство в отставку или не утвердить премьера, президент же - правом их распустить и назначить новые выборы. - Процедура, однако. При этом президент не может распустить Думу, если юридические обвинения направлены против него. Думцы, которым нужно быть оппозиционными правительству, но в то же время находится на рабочих местах, придумали сделать процедуру импичмента перманентной. Удобно?

Самое, однако ж, интересное, что идея эта пришлась по вкусу всем. В частности, и «демократической оппозиции» в лице Г.А.Явлинского. Он заявил, что «Яблоко» присоединиться к игре в импичмент, выражая таким образом протест против назначения премьера вопреки его, «Яблока», и всего парламента воли, а также - выдвинет против президента обвинение в развязывании чеченской войны. Ну, по первому пункту - чистая демагогия. За премьера проголосовала Дума, она имела право этого не делать и пойти на роспуск, но не хотела. Импичмент же - юридическая процедура отрешения президента в виду совершения им преступлений или серьезных нарушений конституции. Так что в данном случае «демократическая оппозиция» занимается прямой профанацией конституционных механизмов.

Серьезнее выглядит «чеченское» обвинение. Однако нельзя не отметить, что начало чеченской войны и сама война относятся к предыдущему президентскому сроку Ельцина, и в этом смысле «Яблоко» может рассчитывать на досрочное прекращение его полномочий в 1991-1996 гг. Тут важно не обращать внимание на мелочи: например, на факт всенародных выборов в 1996 г. Перед лицом Демократии с интеллигентной душой выборы - мелочь. И в таком случае можно привычно и уверенно называть избранные в соответствии с конституционным порядком власти «режимом». Потому что человек, который говорит про власти «режим» - он точно демократ.

Удивительное дело: вполне искренняя неудовлетворенность функционированием демократических институтов в современной России постоянно оборачивается у «Яблока» тем, что они действуют и говорят в унисон с коммунистами, для которых профанирование этих институтов и процедур - вполне сознательная тактика. По всей видимости, причина этого парадокса в том, что всю ответственность за недостаточную демократическую состоятельность общества «Яблоко» возлагает на «власти» - этот вечный жупел русских прогрессистов. Мне, например, глубоко противна процедура переизбрания башкирского президента Муртазы Рахимова, имевшая место недавно в Башкирии. Однако возмущение Явлинского федеральными властями, «попустительствующими» башкирскому беспределу, кажется мне немного демагогией. За башкирского Муртазу проголосовало 70% - и это, так сказать, факт исторический, и гораздо более неприятный, чем неспособность федеральных властей обеспечить вполне демократический механизм выборов. Однако ругать население электорально бесперспективно, а вот власти - наоборот. Также как перспективно винить в отсутствии денег «коррумпированный режим» и бесперспективно спросить шахтеров, ученых и «всю жизнь отдавших производству» пенсионеров: а вот, с 1970 по 1990 г. вся страна гоняла чаи на работе, рассказывала анекдоты про бесхозяйственность и от скуки на работе гвозди бантиком завязывала - и вы что думали, чем это должно кончится?

Неприятный такой вопросик. Бесчеловечный.

* * *

Первые же полчаса расширенного заседания правительства демонстрируют, что главной задачей исполнительной власти является заставить думцев и губернаторов принять срочные изменения в налоговом законодательстве и разделить ответственность за непопулярные и жесткие рецепты выхода из кризиса - сокращение государственных расходов. Об этом говорил во вступительном слове Ельцин, об этом говорил Кириенко. - Ельцин сказал, что, если думцы не сделают этого до парламентских каникул, тут будут приняты другие меры, что вызвало ропот зала. Думцы уже по-государственному твердо заявили, что не будут на этой неделе рассматривать даже анти-кризисную программу, потому что им ее не вовремя прислали. А Г.А.Явлинский даже не пошел на расширенное заседание! Вот - гордость. - Думцам, конечно, можно было бы заплатить, за принятие необходимых законов. Но денег-то нет.

 

Рогов Кирилл
читайте также
Архив проектов
АЭС России снова побьют рекорд в выработке электроэнергии
Декабрь 25, 2020
Архив проектов
Депутат Госдумы Владимир Гутенев: Росатом в этом году продемонстрировал хорошие результаты в своих традиционных сферах деятельности
Декабрь 25, 2020
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).