Сюжет дня будет выстроен вокруг расширенного заседания правительства, посвященного антикризисной программе правительства. Между тем ее подготовка, рекламируемая в СМИ, обнаружила, что у экономической элиты нет единства мнений по поводу того, что делать. Речь не идет об отвязанных думцах, почти полным думским составом действующих сегодня по принципу «чем хуже, тем лучше». И даже не об откровенно лоббистских и эгоистических предложениях некоторых «олигархов». Речь идет об извечной проблеме: «сначала - деньги, потом - стулья» или наоборот. Этот вопрос, собственно, и определил пейзаж последних дней.
Конец прошлой недели окрашен был двумя сюжетными поворотами, которые, впрочем, если присмотреться, весьма тесно связаны: с одной стороны, это осложнение отношений России с МВФ, с другой - окончание красивой и недолгой истории про «ответственных олигархов».
Проблемы с МВФ выглядят внезапными после целого месяца оптимистических и обнадеживающих заявлений. Однако все логично. Пока разговор о денежной помощи для преодоления кризиса шел в плоскости PR и предполагал в основном информационное влияние на рынки, то все было хорошо. Однако, когда речь зашла о реальных деньгах, МВФ резко ужесточил требования к правительству. Направлены они, в основном, против сырьевых экспортеров - «Газпрома» и нефтяных компаний. МВФ, как знает уже каждый школьник, хотел бы расчленения естественных монополий на транспортную и добывающую составляющие. Т.е. МВФ не против большого «Газпрома», но против его монопольного права на газовую трубу. Относительно нефтяников, МВФ считает, что в ситуации бюджетного и финансового кризиса положение их остается привилегированным за счет недоплаты налогов. Вполне естественно, что рентабельный сектор национального бизнеса должен нести потери в условиях кризиса, а не стремится компенсировать их исключительно за счет других секторов и международных валютных организаций.
Проблема, однако, в том, что сырьевики, привыкшие к эксклюзивно безбедной жизни и очень высокой рентабельности за пять черномырдинских лет, итак несут потери от падения мировых цен, а, с другой стороны, дают основную часть бюджетных поступлений. И правительство Кириенко, политически на нефтяников «завязанное» (сам Кириенко некогда нефтяник, пришел с поста министра ТЭКа, а на свое прошлое место посадил представителя крупного нефтяного холдинга), не расположено экспериментировать с «зажимом» нефтяников. А кроме того имеет любимого конька: идею совмещения жесткой финансовой политики и со стимулированием производства. Идейные пафос Кириенко, на самом деле, в том, что он формирует «пост-монетаристское» правительство, решающее макроэкономические задачи с позиций «реального сектора». Финансовый кризис совершенно не оставляет ему пространства для маневра, однако напрочь отказавшись от идеи стимулирования производства оно правительство лишится политических преимуществ заявленной при его формировании монетарно-промышленной программы.
Так вот, и очередной транш кредита МВФ не был выделен в конце прошлой недели, потому что топливный министр как-то затянул с подписанием соглашений между правительством и нефтяниками, по которому доступ к экспортной трубе будут иметь лишь те, кто урегулирует проблему своих налоговых долгов. - Ну, не хотелось ни министру, ни компаниям это дело подписывать. Ибо попустительство фактической недоплате налогов давно уже стало формой эксклюзивного ослабления налогового бремени.
Получилось, что в разгар слухов о выделении 15 млрд. долларов МВФ не дал и обычных, давно согласованных 7000 млн. - Тут-то и случился конфуз с олигархами. Три недели они надували щеки, с восторгом анонсируя чудную историю о том, как в момент опасности акулы капитала, забыв о распрях и эгоистических интересах, сплачиваются для спасения страны, правительство в порыве благодарности отдает им большую часть своих полномочий, а граждане рукоплещут. - Некоторая нелепость этого сюжета обнаружилась, впрочем, еще на первой стадии. После первого обнадеживающего похода к Ельцину олигархи решили выпустить совместное заявление, сказать Государственное слово, целую неделю потели над его текстом и создали «обращение к народу», сутью которого был призыв к населению затянуть потуже пояса и сплотиться вокруг правительственно-банкирского передового отряда для выхода из кризиса. Конфуз, однако, был в том, что самоограничения правительство и взволнованное население ожидали от самих олигархов. - Вообще, когда начинается паника и давка, то на лавры могут рассчитывать те, кто сумеет остановить толпу, устремившуюся к единственной двери, и организовать спокойный выход, а не те, кто просят всех, сохраняя спокойствие, посторониться и освободить им дорогу.
На прошлой неделе правительственно-олигархические консультации достигли своего апогея. Т.е. превратились в обыкновенную информационную войну. Банкиры представили дело так, что правительство готово чуть ли не добровольно передать им всю экономическую власть, а, чтобы у правительства не возникало сомнений в целесообразности этого пути, решили для пущей дружбы засандалить ему в спину нож. - После встречи в Волынском 18 июня распространились слухи, с одной стороны, о создании какого-то СЭВа (совет экономического взаимодействия), который узаконит правление олигархов, а с другой - о том, что там обсуждалась 50% девальвация рубля. - Девальвация - такого рода вещь, что слухи о ней - это уже половина дела. И даже - хуже. Т.е., даже если речь об этом и шла в плоскости экономической целесообразности (а экономически целесообразна она для сырьевиков, ибо увеличивает рентабельность экспорта, и почти нет сомнения, что они этот вопрос поднимали), то распространение подобных утечек - это объявление войны государству и его экономике, ибо ведет к полной потере управляемости и обвалу национальной валюты. Здесь есть таким образом две цели: собственно девальвация в интересах энергетических экспортеров и политический шантаж. Персональный состав ведущих представителей и первого, и второго бизнеса хорошо известен, и особого даже расследования механизма утечки не нужно.
Девальвация - это способ решения проблем государства и крупного (сырьевого прежде всего) бизнеса за счет населения (и не только сырьевого, кстати: на чем еще можно так заработать, как на девальвации, о которой ты заранее знаешь, а вся остальная страна нет). Поэтому призывы к народу «затянуть пояса» здесь обретают неприятную актуальность. Правительство, естественно, отреагировало весьма резкими отповедями олигархам в прошедший уикэнд, однако часть дела сделана - уровень негативного информационного давления на рынке, ослабевавший в течение прошлой недели, восстановлен. - Хорошо было подгадано и время информационной провокации: в момент обострения отношений с МВФ. Впрочем, тут дело даже не в какой-то особой олигархической зловредности. Просто история последнего месяца дружбы олигархов с правительством строилась по очень простому сценарию: как только появляются признаки того, что правительство с помощью международных финансов выберется из кризиса, олигархи спешили покрепче прижаться к нему, а как только начинало хмурится - устремлялись наперегонки к запасному выходу. Прошедший месяц, на самом деле, наглядно продемонстрировал несостоятельность претензий «олигархов» на социальное и экономическое лидерство. - Как и десять лет назад, одной из главных проблем остается проблема состоятельность и ответственность элиты.
Вот, к примеру, и парламентские дела. Чудную вещь придумали парламентарии. По конституции они обладают правом отправить правительство в отставку или не утвердить премьера, президент же - правом их распустить и назначить новые выборы. - Процедура, однако. При этом президент не может распустить Думу, если юридические обвинения направлены против него. Думцы, которым нужно быть оппозиционными правительству, но в то же время находится на рабочих местах, придумали сделать процедуру импичмента перманентной. Удобно?
Самое, однако ж, интересное, что идея эта пришлась по вкусу всем. В частности, и «демократической оппозиции» в лице Г.А.Явлинского. Он заявил, что «Яблоко» присоединиться к игре в импичмент, выражая таким образом протест против назначения премьера вопреки его, «Яблока», и всего парламента воли, а также - выдвинет против президента обвинение в развязывании чеченской войны. Ну, по первому пункту - чистая демагогия. За премьера проголосовала Дума, она имела право этого не делать и пойти на роспуск, но не хотела. Импичмент же - юридическая процедура отрешения президента в виду совершения им преступлений или серьезных нарушений конституции. Так что в данном случае «демократическая оппозиция» занимается прямой профанацией конституционных механизмов.
Серьезнее выглядит «чеченское» обвинение. Однако нельзя не отметить, что начало чеченской войны и сама война относятся к предыдущему президентскому сроку Ельцина, и в этом смысле «Яблоко» может рассчитывать на досрочное прекращение его полномочий в 1991-1996 гг. Тут важно не обращать внимание на мелочи: например, на факт всенародных выборов в 1996 г. Перед лицом Демократии с интеллигентной душой выборы - мелочь. И в таком случае можно привычно и уверенно называть избранные в соответствии с конституционным порядком власти «режимом». Потому что человек, который говорит про власти «режим» - он точно демократ.
Удивительное дело: вполне искренняя неудовлетворенность функционированием демократических институтов в современной России постоянно оборачивается у «Яблока» тем, что они действуют и говорят в унисон с коммунистами, для которых профанирование этих институтов и процедур - вполне сознательная тактика. По всей видимости, причина этого парадокса в том, что всю ответственность за недостаточную демократическую состоятельность общества «Яблоко» возлагает на «власти» - этот вечный жупел русских прогрессистов. Мне, например, глубоко противна процедура переизбрания башкирского президента Муртазы Рахимова, имевшая место недавно в Башкирии. Однако возмущение Явлинского федеральными властями, «попустительствующими» башкирскому беспределу, кажется мне немного демагогией. За башкирского Муртазу проголосовало 70% - и это, так сказать, факт исторический, и гораздо более неприятный, чем неспособность федеральных властей обеспечить вполне демократический механизм выборов. Однако ругать население электорально бесперспективно, а вот власти - наоборот. Также как перспективно винить в отсутствии денег «коррумпированный режим» и бесперспективно спросить шахтеров, ученых и «всю жизнь отдавших производству» пенсионеров: а вот, с 1970 по 1990 г. вся страна гоняла чаи на работе, рассказывала анекдоты про бесхозяйственность и от скуки на работе гвозди бантиком завязывала - и вы что думали, чем это должно кончится?
Неприятный такой вопросик. Бесчеловечный.
* * *
Первые же полчаса расширенного заседания правительства демонстрируют, что главной задачей исполнительной власти является заставить думцев и губернаторов принять срочные изменения в налоговом законодательстве и разделить ответственность за непопулярные и жесткие рецепты выхода из кризиса - сокращение государственных расходов. Об этом говорил во вступительном слове Ельцин, об этом говорил Кириенко. - Ельцин сказал, что, если думцы не сделают этого до парламентских каникул, тут будут приняты другие меры, что вызвало ропот зала. Думцы уже по-государственному твердо заявили, что не будут на этой неделе рассматривать даже анти-кризисную программу, потому что им ее не вовремя прислали. А Г.А.Явлинский даже не пошел на расширенное заседание! Вот - гордость. - Думцам, конечно, можно было бы заплатить, за принятие необходимых законов. Но денег-то нет.