Событие, которое еще неизвестно состоится ли, а если и состоится, то, скорее всего, не будет заключать в себе ничего интересного, уже несколько дней меж тем занимает информационщиков и политиков и называется у них несколько марсианским словосочетанием "Саммит СНГ".
Началась история на прошлой неделе, когда один за другим главы государств стали заявлять, что, может, еще вообще не поедут в Москву. Шеварднадзе намекал, что побаивается ехать, потому что охотящиеся за ним террористы засели в России, Алиев же прознал про секретные переговоры о поставках оружия в Армению (при этом оба почти не скрывали, что действуют согласованно). Ни для кого, однако ж, не секрет, что в основе их маневров по отношению к России в последнее время лежит проблема транспортировки каспийской нефти. Собственно, политический выбор в пользу грузинского маршрута на Джейхан (не через российскую территорию) они уже сделали, и не далее как в субботу Шеварднадзе подписал с Турецким премьером Месутом Йылмазом очередное соглашение на этот счет. Соглашение это - вполне пропагандистский жест и отнюдь не означает, что вопрос решен. Дело в том, что экономическая целесообразность этого варианта весьма сомнительна, поэтому заинтересованные стороны (Грузия, Азербайджан, Турция и маячащие за ней американцы) избрали поэтапную тактику, предполагающую пока оформление этой идеи как чисто политической, как геополитического выбора, и здесь постепенное ухудшение отношений с Россией для Азербайджана и Грузии являются стратегической задачей.
Второй сюжет предстоящего съезда независимых разворачивается вокруг батьки Луки. Тут дело в том, что его рубели на прошлой недели провалились на валютном рынке и, опустившись на 30%, стоят сейчас в два раза меньше, чем их официальный белорусский курс (60 тысяч за один доллар против официального - 30 тысяч). Батькины эмиссары - премьер Линг и председатель нацбанка - примчались в Москву в выходные за деньгами к Дубинину и Чубайсу. Надо сказать, что спор с последним кончился для батьки, действительно, неприятно: батька все говорил, что в Белоруссии без Чубайса-то рост 10%, а в России - только неплатежи и задержки зарплаты, чем очень пугал доверчивых белорусов. Чубайс же говорил, что смотрит на цифры белорусского роста ВВП с содроганием, понимая, чем это кончится. Теперь у этого самого Чубайса надо просить срочно его грязных монетаристских бабок, а Чубайс меж тем уже сказал, что даст только при условии реальных шагов по либерализации белорусской экономики, т.е. - ограбления народа.
Дело здесь, возможно, не такое простое и даже, пожалуй, интересное. Обвал "зайчика" произошел, в частности, потому, что еще в прошлом году Лукашенко разрешил хозяйственным субъектам расплачиваться за горючее перед поставщиками из России рубелями, а в период подготовки к весеннему севу - одному из двух главных экономических дел любой социалистической экономики - рубелей этих этим субъектам выдается немеренно (на том стоит). Мысль неплохая: вместо того чтоб оформлять закупку солярки как государственный долг перед Россией, который и так не мал, надаем лучше русским за солярку "зайчиков", а себе потом еще напечатаем, чай не чубайсы какие-нибудь.
Чтобы предвидеть, что при этом в конце концов произойдет с "зайчиками" на свободном межбанковском рынке, достаточно вполне шести классов школы и иногда смотреть телек (российские программы). Кроме того, по сведениям "Русского телеграфа" от московских дилеров "мягких" валют, в этом году банк Белоруссии не предпринял никаких усилий для поддержания "зайчика" в трудный посевной момент. Не исключено, что Лукашенке нужна была некоторая девальвация, однако хитрый батька теперь может все свалить на русских и отдельных белорусских спекулянтов, а необходимость будущего повышения цен - на Чубайса, который пользуется случаем, чтоб навредить белорусам и не дает без того денег на сев.
Впрочем, всем набором из арсенала батьки мы на этой неделе вполне насладимся: при встрече с Ельциным он будет светиться молодцевато-хозяйственным задором и влажно-восторженно целоваться ( брательник, все-таки! старший!), на пресс-конференциях ругать врагов интеграции (это, которые денег не дают) и поминать развал Советского Союза (это чтоб у Ельцина чувство вины не проходило). - Так вот о последнем.
Собственно, в основании СНГ лежит этот самый комплекс вины за развал СССР, а его образование было, в основном, идеологической акцией, призванной амортизировать эффект этого события и его негативное восприятие населением. При этом совершенно очевидно, что это - не объединение государств, а объединение их в клуб бывших сателлитов, имеющих каждый свои претензии к России. Довольно непросто, действительно, сформулировать общие экономические и геополитические интересы, скажем, Белоруссии и Киргизии, и кроме архаического "все мы вышли из одной семьи" придумать здесь что-либо трудно. Более точная формулировка, конечно, была бы - "из одного детдома", и, думаю, она много способствовала бы формулированию истинных задач и интересов всего клуба. У выпускников детдома, несомненно, есть общее прошлое и общие интересы, но, если среди них сидит бывшая директриса и говорит, что "все мы были одна большая семья", никакой дружбы не получится, и вечер, по определению, потерян.