будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Сентябрь 28, 2004
Архив проектов
Коротеев Кирилл

Назначаемость губернаторов

13 сентября 2004 г. Президент Российской Федерации выступил с инициативой реформирования системы государственной власти РФ, частью которой стало предложение об избрании глав исполнительных органов государственной власти субъектов РФ (далее — глав субъектов РФ) законодательными органами субъектов РФ по представлению Президента РФ. Однако такое регулирование, по мнению юриста Правозащитьного центра "Мемориал" Кирилла Коротеева, будет противоречить сразу нескольким положениям Конституции Российской Федерации от 12 декабря 2004 г.

наверх

Конституционное требование избираемости глав субъектов РФ народом

Проблема избрания главы субъекта РФ законодательным органом субъекта РФ в 1996 г. уже была предметом рассмотрения Конституционного Суда РФ по делу о проверке конституционности ряда положений Устава Алтайского края [1]. Конституционный Суд отметил, что Конституция Российской Федерации не содержит прямого указания в отношении порядка избрания глав субъектов РФ. Однако она предусматривает в ч. 2 ст. 3, что народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти. Из смысла этой статьи в ее взаимосвязи со статьей 32 Конституции РФ, закрепляющей право граждан избирать органы государственной власти, вытекает, что высшее должностное лицо, формирующее орган исполнительной власти, получает свой мандат непосредственно от народа и перед ним ответственно (курсив наш — К.К.) Поскольку федеративное устройство РФ основано на единстве системы государственной власти (ч. 3 ст. 5 Конституции РФ), органы государственной власти в субъектах Российской Федерации формируются на тех же принципах, что и федеральные, а избираемость главы государства — Президента РФ — прямо закреплена в Конституции (ч. 1 ст. 81).

Отметим, рассмотренные Конституционным Судом РФ положения предусматривали альтернативные выборы главы субъекта РФ законодательным органом субъекта. Предлагаемое регулирование такой альтернативности не предусматривает, т.е. является еще более серьезным нарушением Конституции РФ, в частности, ее статьи 1, определяющее Россию как демократическое государство.

В ряде постановлений Конституционный Суд РФ сформулировал правовую позицию, в силу которой в конституции (уставе) субъекта РФ могут быть предусмотрены положения об участии законодательного органа в назначении на должности заместителей главы субъекта РФ и отдельных руководителей органов исполнительной власти [2]. За законодательным органом субъекта не было признано право участвовать в назначении главы субъекта РФ.

Требования об избрании глав субъектов РФ народом, вытекающие из самостоятельности исполнительной и законодательной властей и обосновывающие независимое формирование их органов, отражены в ч. 2 ст. 95 Конституции РФ, согласно которой в Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта РФ: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти. При ранее действовавшей системе формирования Совета Федерации, по словам Конституционного Суда, такое раздельное представительство становилось бессмысленным, если оба представителя — председатель законодательного собрания и глава администрации — избраны одним и тем же органом. При ныне действовавшей системе формирования Совета Федерации представитель исполнительного органа субъекта РФ фактически перестает представлять в федеральном парламенте свой субъект: получая свои полномочия не от народа и не от избранного им лица, он способен представлять лишь лицо, назначенное Президентом РФ, т.е. его легитимность происходит не из региона России, а от главы государства. Таким образом, Президент РФ получает полномочие определять половину состава одной из палат Федерального Собрания, что противоречит принципу разделения властей.

наверх

Разграничение федеральной и региональной компетенции

Предметы ведения Российской Федерации и предметы совместного ведения федерации и ее субъектов исчерпывающим образом определены в статьях 71 и 72 Конституции РФ. При этом формирование федеральных органов государственной власти отнесено к предметам ведения РФ (п. «г» ст. 71), а установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления — к предметам совместного ведения (п. «н» ч. 1 ст. 72). В то же время, в соответствии со ст. 73 Конституции РФ вне пределов ведения Российской Федерации и ее полномочий по предметам совместного ведения субъекты РФ обладают всей полнотой государственной власти. В соответствии с ч. 1 ст. 77 Конституции РФ система органов государственной власти субъектов РФ устанавливается ими самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя России и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ установленными федеральным законом. Собственно формирование органов государственной власти субъектов РФ не отнесено ни к предметам ведения федерации, ни к предметам совместного ведения. Следовательно, оно находится в исключительной компетенции субъектов РФ, а потому вмешательство федеральных органов (в том числе и Президента РФ) в него недопустимо.

наверх

Единство системы органов исполнительной власти

В соответствии с ч. 2 ст. 77 Конституции РФ в пределах ведения РФ и полномочий федерации по предметам совместного ведения федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации. Именно ссылкой на это положение Президент РФ мотивировал свое предложение об избрании глав субъектов РФ законодательными органами субъектов РФ по представлению Президента РФ. Однако внимательный анализ конституционного текста позволяет заключить, что главы исполнительных органов государственной власти субъектов РФ вообще не входят в единую систему исполнительной власти в РФ.

В соответствии со ст. 11 Конституции РФ государственную власть в России и ее субъектах осуществляет ограниченный круг органов. На федеральном уровне это Президент РФ, Правительство РФ, Федеральное Собрание, суды (ч. 1 ст. 11). В субъектах РФ также образуются органы государственной власти — законодательные (представительные) и исполнительные.

Конституция РФ проводит тщательное и последовательное разграничение терминов «исполнительный орган государственной власти субъекта РФ» и «орган исполнительной власти субъекта РФ». В отношении главы субъекта применяется только первый термин [3] (см., например, ч. 2 ст. 96 Конституции РФ о формировании Совета Федерации). Напротив, ч. 2 ст. 77 Конституции РФ говорит лишь об органах исполнительной власти, входящих в единую систему исполнительной власти, но не об исполнительных органах государственной власти субъектов РФ: последние в единую систему не входят.

Кроме того, в упомянутом Постановлении от 18.01.1996 г. Конституционный Суд РФ указал, что избрание глав субъектов РФ законодательными органами субъектов РФ ставит исполнительную власть в подчинение законодательной, что нарушает принцип разделения властей и закрепленному в ч. 2 ст. 77 Конституции РФ (sic!) принципу единства системы исполнительной власти.

Таким образом, предложение Президента РФ противоречит даже той норме Конституции РФ, которая использована как обоснование такого предложения.

Не выдерживает критики и тезис Президента РФ о том, что «руководители регионов... должны оказывать большее влияние на формирование органов местного самоуправления» [4]. В соответствии со ст. 12 Конституции РФ органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Соответственно и исполнительные органы местного самоуправления (тем более что они существуют не во всех муниципальных образованиях) не входят в систему исполнительной власти РФ. Местное самоуправление осуществляется гражданами (ч. 2 ст. 130 Конституции РФ), структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно (ч. 1 ст. 131 Конституции РФ). Следовательно, и формируются органы местного самоуправления населением муниципального образования, а не органами государственной власти субъекта РФ.

наверх

Последствия: осуществимость предложений Президента РФ

Предложения Президента РФ могут быть реализованы в качестве поправок к Федеральному закону «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». В то же время, конституции и уставы субъектов РФ в части, предусматривающей избрание глав субъектов РФ непосредственно населением, могут остаться неизменными. Несмотря на обязанность учитывать общие принципы организации органов государственной власти субъектов РФ, установленные федеральным законом, конституции и уставы субъектов РФ, как указал Конституционный Суд РФ в Постановлении от 18.06. 2003 г. [5], не могут быть проверены судом на соответствие федеральному закону. Основные законы субъектов федерации могут быть проверены лишь на соответствие Конституции РФ Конституционным Судом РФ. Таким образом, регионы имеют возможность «саботировать» президентскую реформу.

наверх

Примечания

[1] Постановление Конституционного Суда РФ от 18.01.1996 г. № 2-П по делу о проверке конституционности ряда положений Устава Алтайского края // Собрание законодательства Российской Федерации. — 1996. № 4. Ст. 409. (далее — СЗ РФ).

[2] Постановления Конституционного Суда РФ от 18.01.1996 г. № 2-П, цитируемое выше; от 01.02.1996 г. по делу о проверке конституционности ряда положений Устава — Основного Закона Читинской области // СЗ РФ. — 1996. № 7. Ст. 700; от 10.12.1997 г. по делу о проверке конституционности ряда положений Устава (Основного Закона) Тамбовской области // СЗ РФ. — 1997. № 51. Ст. 5877; от 07.06.2000 г. № 10-П по делу о проверке конституционности отдельных положений Конституции Республики Алтай и Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» // СЗ РФ. — 2000. № 25. Ст. 2728.

[3] Так же и на федеральном уровне: Правительство Российской Федерации никогда не называется понятием «федеральный орган исполнительной власти», но определяется как орган государственной власти, осуществляющий исполнительную власть (ч. 1 ст. 11, ч. 1 ст. 110 Конституции РФ, ст. 1 Федерального конституционного закона от 17.12.1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» // СЗ РФ. — 1997. № 51. Ст. 5712).

[4] Цит. по: КоммерсантЪ, 14.09.2004.

[5] Постановление Конституционного Суда РФ от 18.07.2003 г. № 13-П по делу о проверке конституционности статей 115 и 231 ГПК РСФСР, статей 26б 251 и 253 ГПК Российской Федерации, статей 1, 21 и 22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» в связи с запросами Государственного Собрания — Курултая Республики Башкортостан, Государственного Совета Республики Татарстан и Верховного Суда Республики Татарстан // Российская газета, 29.07.2004.

наверх
Коротеев Кирилл
читайте также
Архив проектов
АЭС России снова побьют рекорд в выработке электроэнергии
Декабрь 25, 2020
Архив проектов
Депутат Госдумы Владимир Гутенев: Росатом в этом году продемонстрировал хорошие результаты в своих традиционных сферах деятельности
Декабрь 25, 2020
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).