Новостипрошедшей недели, включая сегодняшние новости о судьбе Citigroup,сделали еще более очевидным тот факт, что мы столкнулись с экономическим кризисомисторических масштабов.
Наши финансовыерынки оказались под ударом. В октябре продажи жилья оказалось самыми низкими запоследние полстолетия. За последнее время было зарегистрировано более 500 000заявок на пособие по безработице, - самая высокая цифра за 18 лет.
И если мы небудем действовать быстро и смело, то, как сейчас полагает большинствоэкспертов, в следующем году еще миллионы человек потеряют работу.
Нам нельзянедооценивать вызовы, с которыми мы столкнулись, и точно так же мы не можемнедооценивать нашу способность преодолеть их, призвав на помощь тот духрешимости и оптимизма, который всегда отличал нас, и двинуться вперед, в новомнаправлении, чтобы создать новые рабочие места, реформировать нашу финансовуюсистему и дать толчок к долгосрочному экономическому росту.
Мы знаем, чтоэто будет непросто и произойдет не завтра. Нам нужно будет собрать воединолучшие умы Америки, чтобы они нас направляли, и именно к этому я стремился,формируя свою экономическую команду.
Я искал лидеров,которые могут предложить как здравые суждения, так и нестандартный взгляд навещи; как глубину опыта, так и изобилие новых смелых идей; а главное, тех, кторазделяет моё фундаментальное убеждение, что не бывает процветающего Уолл-стритабез процветания Мэйн-стрита (1), что в этой стране мы поднимаемся и падаем какодна нация, как один народ.
Сегодняизбранный вице-президент Байден и я рады объявить о назначении четырёх человек,отвечающих этим требованиям, на руководящие посты в нашей экономическойкоманде: Тимоти Гейтнера – на должность министра финансов; Лоренса Саммерса –на должность директора Национального экономического совета; Кристину Ромер надолжность председателя Консультативного экономического совета; Мелоди Барнз надолжность директора Совета по внутренней политике. Тим Гейтнер, который занималвысокие должности в Министерстве финансов, в МВФ и в Федеральном резервномбанке Нью-Йорка, обладает не только большим опытом формирования экономическогокурса и управления финансовыми рынками; кроме того, он, как никто другой,понимает наш нынешний экономический кризис во всей глубине, сложности иостроте.
Тим не будеттратить время на то, чтобы разогнаться. С первого дня в новой должности у негобудет уникальное понимание сегодняшнего падения рынков и отчетливое представлениео шагах, которые мы должны предпринять, чтобы оживить эти рынки.
Реальностьтакова, что тот экономический кризис, с которым мы столкнулись, - это уже нетолько американский кризис; это всемирный кризис. И нам понадобится обратитьсяко всем странам мира, чтобы подготовить глобальный ответ. Обширный опыт Тима вобласти международных отношений делает его незаменимым в этой работе.
Детство Тимачастично прошло в Африке; затем жил и работал в Азии, занимал должность заместителяпо международным делам министра финансов США, что было одной из многих его ролей намеждународной арене; он изучил китайский и японский языки, так что он понимаетязык сегодняшних международных рынков в очень многих аспектах.
Тим достигвыдающихся результатов в работе как с демократами, так и с республиканцами, идолгое время он успешно оставался честным посредником между двумя сторонами.
Показавблестящие успехи и выдающиеся результаты на каждом из этапов своей карьеры, Тимзаслужил доверие и уважение среди бизнесменов, финансовых и общественныхлидеров, членов Конгресса и политических лидеров всего мира. И я знаю, что онвновь проявит себя в таком качестве, когда, став следующим министром финансовАмерики, будет отвечать за экономику в моей администрации.
Далее, ЛарриСаммерс, как и Тим, привнесет в работу команды уникальное сочетание мастерства,ума и опыта. Будучи помощником министра, заместителем министра, а затемминистром финансов, Ларри помог нам преодолеть ряд серьезных международныхфинансовых кризисов, и он был основным автором стратегий, которые привели ксамому продолжительному экономическому подъему в американской истории, срекордной прибылью, увеличением доходов семей и появлению более чем 20 млн.рабочих мест.
Он также отстоялряд проектов, начиная с налоговых льготи заканчивая расширенными программами кредитования и защитой финансовыхинтересов потребителей, что очень благотворно сказалось на семьях со среднимдоходом.
Будучи идейнымлидером, Ларри побуждал нас бороться с проблемами неравенства доходов иуменьшением среднего класса. Он всегда настаивал на том, что основа сильнойэкономики – это сильный, энергичный и растущий средний класс. На этой идеестроятся мои собственные экономические взгляды, и она будет основой всей моейэкономической стратегии.
Кроме того, будучиодним из величайших умов в экономике нашего времени, Ларри заслужил мировуюрепутацию человека, способного проникнуть в самую суть наиболее сложных инеизведанных политических вызовов. С учетом как нашего нынешнего кризиса, так идругих проблем современной экономики, его идеи, опубликованные и высказанные,определили, в каких терминах будет вестись полемика.
Я рад, что онстанет членом моей команды и будет играть важнейшую роль координатораэкономической стратегии моей администрации в Белом доме, и я очень рассчитываю на его советы, когда мыбудем плыть по неизведанным водам экономического кризиса.
Мой следующийноминант, Кристина Ромер, - один из самых опытных американских специалистов поэкономическим кризисам и способам их выхода из них – откроет столь необходимыенам перспективы, заняв должность председателя моего Консультативногоэкономического совета.
Кристина –одновременно ведущий специалист по макроэкономике и ведущий историк экономики,известный, пожалуй, прежде всего, своейкнигой о восстановлении Америки после Великой Депрессии и последующем уверенномэкономическом росте.
Начиная с 2003 г. она быласодиректором монетарной экономической программы Национального бюроэкономических исследований. Она также член Комитета по датировке экономическихциклов, института, ответственного за официальное определение сроков начала иконца рецессии, и этот опыт сослужит ей хорошую службу, когда она будетконсультировать меня по нашим текущим экономическим проблемам.
Кристина провелареволюционные исследования по многим из вопросов, с которыми столкнется нашаадминистрация, начиная с налоговой политики и заканчивая борьбой с рецессией. Иее проницательный независимый анализ в равной мере заслужил похвалу как уконсервативных, так и у либеральных умов. В Белом доме я ожидаю от неекомпетентных консультаций.
Наконец, мызнаем, что перестройка нашей экономики потребует от нас действий в самых разныхобластях, начиная с образования и здравоохранения и заканчивая энергоснабжениеми социальной безопасностью. Без четких стратегий в этих сферах мы не сможем нидобиться устойчивого экономического роста, ни ощутить в полной мере нашпотенциал как народа.
Поэтому янесказанно рад, что Мелоди Барнз, один из самых уважаемых американскихэкспертов по политике, будет у меня на должности директора Совета по внутреннейполитике и что она будет работать рука об руку с моей командой по экономическойстратегии, чтобы спланировать курс стабилизации экономики.
Неотъемлемойчастью этого курса будет реформа здравоохранения, и Барнз по этим вопросамбудет тесно сотрудничать с моимминистром здравоохранения и социального обеспечения.
Будучизаместителем генерального директора Центра за американский прогресс, Мелодиуправляла группой политических экспертов, видящих свою задачу в том, чтобынайти решение проблем, с которыми борются семьи среднего класса.
Она такжезанимала должность старшего юрисконсульта у выдающегося сенатора Теда Кеннеди вЮридическом комитете Сената, где она работала над широким спектром вопросов,начиная от преступности и заканчивая иммиграцией и банкротством, и без устализащищала гражданские права, права женщин и свободу совести.
Блестящееюридическое образование Мелоди и ее длительный опыт работы в области защитыосновополагающих для нашего народа свобод и обеспечения возможностей для тех,кем долгое время пренебрегали, делает ее идеальным кандидатом на должностьдиректора СВП.
Я благодарен,что Тим, Ларри, Кристина и Мелоди приняли мое предложение, и я буду очень радтесному сотрудничеству с ними в предстоящее время. И эта работа начинается ужесегодня, потому что мы действительно не можем тратить ни минуты.
В настоящиймомент наша экономика попала в порочный круг: переполох на Уолл-стритеозначает, что для семей и бизнеса Мейн-стрита начался новый этап затягивания поясов;люди меньше производят и меньше потребляют, что только усугубляет проблемынаших финансовых рынков.
Этотчрезвычайный удар по нашей финансовой системе требует экстраординарнойстратегии. И моя администрация будет соблюдать данные ею общественные обязательствапо урегулированию кризиса.
Далее, помимовсех тех непосредственных действий, которые мы можем предпринять, нам нуженплан восстановления как Уолл-стрит, так и Мейн-стрит – план, которыйстабилизирует нашу финансовую систему и возобновит кредитный поток; и в то жевремя будет направлен на урегулирование усиливающегося кризиса с лишением прававыкупа закладных; а также поможет нашей тонущей автомобильной промышленности; исоздаст и сохранит 2,5 млн. рабочих мест, благодаря которым мы сможем перестроитьнашу инфраструктуру, наши дороги, наши мосты, модернизировать наши школы исоздать качественную энергетическую инфраструктуру XXIвека.
Потому что внастоящий момент мы должны восстановить и уверенность на рынках, и уверенностьпредставителей среднего класса, которые сейчас работают больше, а зарабатываютменьше, причём их положение всё ухудшается и ухудшается.
Я попросил своюэкономическую команду разработать рекомендации по этому плану ипроконсультироваться с Конгрессом, нынешней администрацией и Федеральнойрезервной системой по поводу ближайших шагов в экономике, планирующихся наследующие два месяца.
Я отдалраспоряжение, чтобы они ежедневно информировали меня по этим вопросам. И вближайшие недели я представлю американскому народу и новому Конгрессу отчет обих первых рекомендациях.
Я надеюсь, чтоновый Конгресс, когда его члены соберутся в начале января, начнет разрабатывать план интенсивногооздоровления экономики, чтобы наша администрация могла без промедления взятьсяза дело.
Когда нашаэкономика находится в таком бедственном положении, мы не можем колебаться и неможем медлить. Наши семьи не могут позволить себе и дальше ждать, надеясь наспасение. Они не могут позволить себе еще один месяц накопления неоплаченныхсчетов, еще один семестр непомерно растущей платы за обучение, еще один месяц,когда они, вместо того чтобы откладывать деньги на старость, будут тратить своисбережения, чтобы просто выжить. И я хочу повторить: это будет непросто. В этомкризисе нет коротких путей и быстрых результатов, потому что он назревал многолет, и экономическая ситуация, вероятнее всего, еще ухудшится, прежде чемнаступит улучшение. Полное оздоровление не произойдет мгновенно.
И чтобы сделатьнеобходимые инвестиции, нам придется построчно перепроверить наш федеральныйбюджет и пойти на значительные сокращения и жертвы, а также сделать то, что ябуду подробнее обсуждать завтра.
Несмотря на всёэто, я смотрю в будущее с надеждой. Я абсолютно уверен как в компетентности иизобретательности моей команды, так и в трудолюбии, бесстрашии и героизмеамериканского народа.
А больше всего я верю в стойкость и дух нашей нации. Я знаю, что мыможем выработать способ преодоления этого кризиса, потому что мы уже делали этораньше. И я знаю, нам удастся сделать это еще раз, если мы оставим в стороненаши политические споры и пристрастия и будем работать сообща. Именно это я инамерен делать, будучи президентом Соединенных Штатов.
24 ноября 2008 г.
(1) Мэйн-стрит (англ. Main Street,главная улица) означает население страны в целом, всю совокупность потребителейи то, как на них сказывается экономическая ситуация - в противоположностьУолл-стриту, под которым имеются в виду крупные игроки рынков, способныеоказать на экономику самое непосредственное воздействие. Происходит от названияромана Синклера Льюиса «Главная улица» (“Main Street”, 1920).